Фото: gov.cap.ru
В старину проводы на службу в Чувашии длились 2-3 дня. Молодой рекрут прощался с родственниками чуть ли не навсегда, поэтому обходил почти каждый дом в родной деревне. Вся церемония сопровождалась обрядовыми песнями и танцами. Современных призывников — этой весной в армию уходят около 2 тыс. человек из республики — провожают уже не так пышно. Но некоторые традиции живы и до сих пор.
Алексея Никифорова в армию провожали родные, друзья, односельчане. Богатый, щедро накрытый стол, бывалые солдаты дают будущему бойцу советы и рекомендации, мама призывника украдкой вытирает слезы. Привычная для наших дней картина. Но окажись Алексей на пару столетий назад, его проводы выглядели бы немного иначе.
Обряд начинался в доме родителей (для справедливости стоит отметить, так обычно происходит и в современной Чувашии). Сначала открывали большую бочку пива, первая кружка полагалась будущему солдату. Юноши запевали обрядовые рекрутские песни, звучали эти мотивы все дни проводов.
Подобные песни исполнялись во время подворного обхода родственников и на улице, и в домах. Пение сопровождалось размахиванием платками в разные стороны, что означало горестное прощание рекрута с родными и земляками.
Важный чувашский обряд — рекрута крест-накрест через грудь повязывали полотенцами. Первой это обычно делала мама, вышитые ткани парню дарили и другие родственники. Девушки презентовали призывнику платки.
Но вернемся на минутку в современность: будущий солдат Алексей тоже обвязан полотенцами. До наших дней дошли далеко не все рекрутские обряды, но этот сохранился.
Как объяснила бабушка, полотенца нужно повязать, чтобы тебя ждала ровная и длинная дорога. Чтобы вернуться здоровым домой.
Полотенца обязательно должны быть длинными, до колен. В них призывник должен ходить все проводы, снимают их только на призывном пункте.
Узел на полотенцах не развязывали вплоть до возвращения рекрута домой. И еще одна особенность — снимал с призывника эти полотенца и относил их в дом родителей тот парень, которому следующему предстояло уходить на службу. Эту традицию стараются соблюдать и сейчас.
Обязательная составляющая древнего чувашского обряда — обход деревни, сейчас так уже практически не делают. Запевая прощальные песни, рекрут и его друзья двигались по строгим канонам: призывник впереди, а его свита, обняв друг друга за пояс, чуть позади. Будущий солдат шел лицом к товарищам, потом отворачивался, делал несколько шагов прямо перед собой и снова обращал взор на друзей.
Хозяева встречали рекрута у ворот. Он входил в дом, усаживался за стол. Родственники дарили ему небольшие подарки, говорили слова напутствия. Собираясь уходить, рекрут и свита делали у дверей круг по солнцу (по часовой стрелке).
Рекрут с товарищами, как правило, успевал сделать не менее трех кругов по деревне. Завершался обряд прощальной трапезой в доме призывника. На столе обязательно был каравай. Круглый хлеб подают и на современных проводах.
Я сначала положила на стол формовой хлеб, но старшие люди подсказали: нужен круглый. Земля круглая, значит, и хлеб должен быть круглый.
До сих пор жива и еще одна древняя традиция, связанная с хлебом. Первый кусок каравая отдают призывнику, но он его не съедает, а только надкусывает. Початый ломоть хранят до возвращения будущего солдата из армии. На современных проводах, как и на старинных, готовят специальную кашу, ее называют салтак паты. Подают и традиционное чувашское пиво.
Мама рассказывала мне, что бочку пива, открытую в первый день проводов, берегли и не выбрасывали. И когда в дом звали гостей, то пили пиво из этой бочки. При этом обязательно приоткрывали дверь, так родители как бы приглашали солдата на кружку пива.
Призывник отрезал краюху каравая, подбрасывал вверх. По тому, какой стороной она падала на стол, гадали о будущей службе. Мать отрезала прядь волос с головы сына, волосы и серебряную монету клала на краюху, сворачивала в холст и прятала в сундук. Считалось, что их состояние свидетельствует о здоровье сына, проходящего службу.
Когда наступала пора прощаться, рекрут выходил из дома строго спиной вперед, лицом к зданию. Этот древний обычай, как правило, соблюдают и сейчас. Причем родители и пожилые родственники остаются за столом как символ того, что они дожидаются призывника дома.
Выходя из дома спиной вперед, призывник как бы запоминает дорогу домой. Считается, что тогда он как можно скорее вернется домой.
Если рекрут садился в повозку с лошадьми, то люди следили, с какой ноги начнет движение конь. С правой — добрая будет служба. Современные призывники, как и их предки, должны соблюдать еще один обычай.
Фото: gov.cap.ru
В нашем детстве существовал такой обычай: уходя из деревни, призывник ни в коем случае не должен был оборачиваться назад. Считалось плохой приметой, если он не выдержит и оглянется. Поэтому ему даже кричали: «Ан щаврон!». То есть — не оборачивайся!
В некоторых деревнях в день прощания рекруты подходили к старому дубу, просили его о помощи. Древние чуваши были язычниками, поэтому, прощаясь с родными, рекрут обращался и к земле со словами: «Эй, грудь земли, благослови!».
Выходя из деревни или переходя через мост, рекруты раскидывали монеты. Этот обряд иногда соблюдают и в наши дни.
Впрочем, традиции сейчас помнят в основном в деревнях. Порой они серьезно отличаются в зависимости от района республики. Обряды довольно сильно усечены и отличаются от тех, что придерживались предки. Многие каноны уходят в прошлое, да и сами призывники особо в их силу не верят.
Если честно, я не совсем осознавал, к чему все эти обряды. Но раз надо, так надо. Понимал, что, наверно, моим родителям будет спокойнее, если соблюсти традиции.
А у меня вообще не было проводов как таковых. Я не верю во все эти традиции и, к счастью, отслужил хорошо.
Тем не менее в некоторых сельских домах культуры либо фольклорных коллективах традиции помнят и пытаются сделать их популярнее. Да и многие папы и мамы, помня заветы своих родителей, всё-таки стараются чтить хотя бы некоторые обряды, чтобы их дети вернулись назад целыми и невредимыми.
Видео
Видео ГТРК «Чувашия»
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе