Кроме знаменитого керешу (борьбы на поясах) в Чувашии существует и еще один вид национальной борьбы — вут-шу. Эта школа вобрала в себя мудрость восточных единоборств и древние чувашские мифы. Занимаются вут-шу в республике не так давно, но уже появилась книга, в которой расписана техника боя — удары, стойки, броски.
Злоумышленник тихо подкрадывается сзади и замахивается на свою жертву. Но не тут-то было: рука противника перехвачена, бросок — и преступник уже на полу. Тренер и основатель школы вут-шу Алексей Романов показывает ученикам новый прием, но предупреждает — в полную силу биться нельзя. Этот вид борьбы очень травмоопасный, на занятиях отрабатывается навык. Но в условиях реальной опасности в этом виде борьбы удары наносят ногами, кулаками, пальцами, ладонями, локтями. Разрешаются болевые приемы, укусы, заломы локтей и кистей.
Первое наше отличие от других видов единоборств — мы работаем по ногам, разрешаются удары по ногам. Кроме того, мы заходим за спину противника, чего нельзя делать в вольной борьбе, дзюдо, карате.
В основе названия этого боевого искусства два чувашских слова: «вут» — это огонь, «шу (разговорная от “шыв”)» — вода. Борьба и единство двух стихий, двух противоположностей лежат в основе. Поэтому нападающего именуют «вут», а его противника — «шу». Бойцов называют «вут-шу ар». Своему названию и философии боевое искусство обязано старинному чувашскому мифу «Вутчуль» (Кремень).
Как появилось название вут-шу? Миф рассказывает: сначала на Земле ничего не было. Потом возникли вода и огонь. Между ними началась борьба. То вода побеждала, то огонь. В конце концов вода начала побеждать, огонь спрятался среди камней, и так возник кремень.
Первое правило вут-шу — ничего не делать через напряжение мышц. Например, если изо всех сил сжать кулак и напрячь руку полностью до плеча и попытаться ударить, то удар тир (букв. «воткнуть») не получится: хотя вся рука и наполнена мышечной силой, она стала скованной.
Второе правило вут-шу — освободить скрытую силу. Это предполагает умелую технику, точность движений. Сознание бойца должно быть бдительным: следует видеть противника целиком и не терять самообладания. Удар делается на выдохе в тот момент, когда противник делает вдох.
Третье правило вут-шу — удары и приемы осуществляются по системе юхам. Это сбалансированная и последовательно возрастающая направленность энергии, ее концентрации.
Четвертое правило вут-шу — не дать противнику схватить вас за руки.
Чтобы понять, как появилось вут-шу, нужно заглянуть в глубины истории. По мнению ряда ученых, давние предки чувашей когда-то жили на северной стороне Китайской стены. Поэтому основа вут-шу — восточные единоборства, которые зародились в монастыре Шаолинь. Можно предположить, что далекие предки обучились мастерству монаха Бодхидхармы, а потом обучали ему своих родичей. На этот каркас Алексей Романов уже наложил мифические и этнокультурные представления чувашей. Всю информацию — обрывочные упоминания, мифы и легенды Чувашии — он собирал буквально по крупицам и в конце концов написал книгу о вут-шу «Булгаро-чувашское боевое искусство».
В источниках, которые дошли до наших дней, практически нет никаких упоминаний о борьбе, о национальном виде борьбы. Потому что монгольское иго, Иван Грозный — они уничтожали все архивы. Но национальная борьба, несомненно, была. Вот пример: предки чувашей охраняли Великий шелковый путь. Чтобы уберечь его от воров, нельзя было не уметь биться.
Это наша история, традиции, наши обычаи. Молодежь должна это знать, а те, кто хотят, пусть занимаются этим видом спорта. Глядишь, еще и в Олимпийскую программу попадет.
Боевое искусство древних чувашей действительно было выдающимся, считают некоторые ученые. По их мнению, часть предков ушла от Китайской стены. Как утверждают византийские, сирийские, иранские, арабские, персидские источники и русские летописи, этот народ воинов-кочевников — их называли гуннами, суварами, булгарами — отличался особенно эффективной боевой техникой. Применялась она и при обороне, и при нападении. Так, булгары сумели взять верх над монголо-татарским полчищем у города Кернек в 1223 году, хотя незадолго до этого враги разгромили русско-половецкое войско.
Почему мы должны заниматься дзюдо или карате, когда у нас есть собственное боевое искусство? Это же здорово! Думаю, сам бы попробовал позаниматься. В конце концов, если не понравится, можно бросить.
Я считаю, что национальные виды спорта очень нужны. Главное, чтобы это был действительно национальный вид, самобытный. Чтобы он отличался яркой индивидуальностью — тогда у него будет уйма поклонников. Ведь сегодня многие стремятся быть креативными в выборе вида спорта.
Алексей Романов всю жизнь занимается спортом. Он мастерски владеет самбо, вольной борьбой, боксом, карате. Но спортсмен всегда мечтал воссоздать чувашское национальное боевое искусство. Сам он вырос в Узбекистане, хотя его родители родом из Чувашии. Алексей всегда стремился вернуться на малую родину, и в 2001-м ему удалось это сделать. С этого момента и началась работа над вут-шу.
Я занимаюсь этим боевым искусством уже три года и не собираюсь останавливаться. Потому что вут-шу — национальный вид спорта. А я чуваш. Нас учат развиваться не только физически, но и духовно.
Стойка, удары, замахи – разработка Алексея Романова. Но в основе лежит философия древних чувашей. У каждого движения есть свое название, конечно же, на национальном языке. Придумывал наименования известный ученый, востоковед Геннадий Дегтярев. Он, кстати, сам уже несколько лет занимается вут-шу. В этом виде борьбы существуют иерархия и правила. Например, каждый адепт (боец) стремится заслужить черный пояс с орнаментом. Даже до первой ступени мастерства — белого пояса — нужно дорасти.
Первый пояс человек получает через два года занятий. Это значит, что теперь он стал настоящим воином. Он изучил боевую технику, философию. То есть теперь он достоин права носить пояс.
В республике уже есть несколько обладателей черных поясов. Кстати, вручают их в особенной обстановке. Первые вут-шу ары (бойцы) прошли обряд инициации на священной для древних чувашей земле, на главном кургане – юпа. Сделано это было в Симек (священный праздник), когда, по поверью, миры соприкасаются друг с другом, боги и духи посещают землю, планета разговаривает с людьми на языке трав. На обряд пригласили старейшин — мучаваров, было совершено жертвоприношение.
По-моему, президент говорил, что надо национальные виды спорта возрождать. Вот вам и вут-шу! Думаю, у российских спортсменов были бы все медали, если этот вид попал бы в Олимпийскую программу.
Какая разница, каким видом спорта заниматься? Спорт — это здоровье. Главное, чтобы молодежь от наркотиков и алкоголя оградить.
Вообще, вут-шу — это не только техника боя. Скорее, это философия, правила, стиль жизни. Огромное значение на занятиях уделяется духовному воспитанию. На восточной стороне тренировочного зала устанавливается жертвенник, считается, что он наполняет пространство мистической энергией, которая помогает установить связь с предками. По философии вут-шу, боец не может взять в руки оружие, пока к этому не готова его душа. Тренировки начинаются с медитации и заканчиваются ею.
Бойцы становятся в круг, зажигается свеча. Минут десять ничего не говорится, люди смотрят на огонь, читается мантра про себя. И потом тренер вспоминает легенды или разбирает реальные истории, которые произошли в жизни, и спрашивает, как кто бы поступил в данной ситуации.
Мы много говорим об истории, о подвигах наших предков. Молодежь должна это знать. Своим друзьям я тоже рекомендую заниматься вут-шу.
Пока о вут-шу знают немногие, и изучают его только мужчины. Но, скорее всего, это боевое искусство заинтересует многих. В планах тренера — проводить занятия и с девушками, и с детьми.
Модэ (прямая стойка)
—боец в этой стойке (олицетворение Востока) обозначает себя как носитель памяти великой кочевнической империи предков чувашей.Урт (удар сверху). Стойка модэ. Рука прижимается к бицепсу. Локоть поднимается как можно выше над ухом, кулак направлен сверху вниз). Удар локтем наносится с резким выдохом по дуге в вертикальной плоскости — в лицо или ключицу противника. Дистанция ближняя.
Видео
Я так понимаю, главное отличие от других единоборств заключается в философии и духовном развитии. Так как, такие же приемы и заломы в принципе используются в самбо, грэпплинге, панкратионе.
Не знаю как вут-шу, но борьба на поясах меня не впечатляет. Кстати и не знал, что она произошла из Чувашии
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе