Жительница Челябинска стала одним из первых на Южном Урале неродственных доноров стволовых клеток. Биологический материал 23-летней девушки может спасти жизнь 11-летней девочки из Магнитогорска. Все шесть основных параметров костного мозга донора совпали с параметрами пациентки.
Юлия Ковалева стала одним из шести южноуральских неродственных доноров стволовых клеток, параметры которых подошли пациентам российских трансплантологических центров. Девушка оказалась тканево совместимой с 11-летней девочкой из Магнитогорска, которая больна раком крови. Теперь у ребенка появился шанс на здоровую жизнь. На днях в Москве у Юлии провели забор стволовых клеток, которые затем были пересажены больному ребенку.
Я всегда хотела быть донором, но не знала, как это сделать. А когда приехала учиться в Челябинск, у меня появилась такая возможность, ведь здесь регулярно работают мобильные станции переливания крови. Кровь я сдаю уже четыре года, сначала думала, что ее сразу переливают пациентам, но это не так, мои данные просто вносили в базу, и где-то полгода назад мне позвонили, сказали, что есть возможность помочь больной девочке, мои параметры крови полностью совпали с ее, хотя мы не родственники. Потом были обследования, и только недавно у меня провели забор.
Справка SmartNews
Стволовые клетки — это незрелые клетки, которые содержатся во всех многоклеточных организмах. Они способны к самообновлению и развитию в специализированные клетки организма (у человека — в нервные, мышечные, печеночные и т. п.). Стволовые клетки — своего рода строительный материал, из которого получаются все остальные клетки.
Трансплантацию стволовых клеток провели врачи Российской детской клинической больницы (РДКБ). С материалом российского донора там работали впервые. Раньше донорами стволовых клеток в России становились в основном иностранцы. Дело в том, что поиск подходящего донора для больного раком крови — всегда сложный и кропотливый процесс. Чтобы подобрать костный мозг для одного человека, необходимо, чтобы кровь сдали как минимум тысяча человек. А если у больного редкий фенотип, потенциальных доноров может быть и 10, и 100 тысяч человек. Все их данные вносятся в специальный регистр (базу данных). Появился пациент — донора ему ищут как раз в этом регистре. После того как подходящий донор найден, и сам пациент, и его возможный спаситель проходят тщательное обследование на совместимость. Стоит оно немалых денег. И если за рубежом развитые страны оказывают серьезную финансовую поддержку донорских регистров, то в нашей стране государство этому не уделяет внимания.
Сам поиск потенциального донора по базе данных занимает не так много времени, гораздо дольше проходит процесс его подготовки. Даже если потенциальный донор соглашается на эту процедуру, он еще раз проходит полное обследование на совместимость. В это время пациента готовят к операции на определенную дату. За границей, в Германии, например, есть огромные регистры, там чаще берут клетки у неродственных доноров, так как есть государственная поддержка. У нас же этой поддержки нет. И тут каждый решает проблему как может. Если у ребенка есть брат или сестричка, который может быть донором, значит, пациенту повезло. Если нет, то донора ему, как правило, ищут в зарубежных регистрах. Такое положение дел — это наш национальный позор.
Отправить донора из Челябинска в Москву помог фонд Дины Корзун и Чулпан Хаматовой «Подари жизнь» — студентке оплатили проезд и проживание. Пока что Юлия Ковалева не может познакомиться с девочкой, которой дала шанс на жизнь. По действующему законодательству их встреча может произойти только через два года. Как говорят медики, то, что донора удалось найти так быстро, — большая редкость. Примет ли организм больной девочки чужие стволовые клетки, станет известно через месяц.
Очень надеюсь, что девочка выздоровеет. Когда мне предложили стать донором, мне объяснили, что никакого вреда моему организму не будет и стать донором можно не один раз в жизни. Мои родители были изначально против, и трудно их убедить, но они все-таки приняли мое решение.
Я была очень рада за подругу, что она решилась на такое доброе дело. Юля часто сдавала кровь, поэтому ее решение стать донором костного мозга меня не удивило. Наоборот, после ее поездки и рассказов о донации мне самой захотелось снова кровь сдать. Если моя кровь кому-то подойдет, я тоже стану донором стволовых клеток.
Банк людей, готовых поделиться стволовыми клетками ради чужих жизней, пополняется постоянно. Тем не менее доноров все равно не хватает. Медики призывают не бояться и приходить сдавать кровь. Для здоровья это абсолютно не опасно: количество стволовых клеток в крови восстанавливается через 7–10 дней после забора.
Видео
Юлия Ковалева стала одним из первых в России доноров стволовых клеток. Сюжет «Канала 31».
Каково было удивление Юлии, когда она узнала, что должна теперь заплатить подоходный налог – 13% от суммы оказанной помощи. Как призналась девушка в разговоре с корреспондентом Chelyabinsk.ru, узнав о финансовых требованиях, она была шокирована.
В фонде, который обеспечивал поездку донора в Москву, заверили, что у Юлии нет обязательств перед налоговой. Предварительное обследование Юля Ковалева проходила в Челябинске, а расширенное типирование ей делали в московской клинике, также как и необходимые инъекции препарата.
Чтобы выполнить все необходимые действия, больница заводит на донора историю болезни, что и гарантирует оплату препаратов, расходных материалов и труда врачей. Инъекции проводятся в течение пяти дней плюс день сдачи клеток, и все это время Юля должна была где-то жить в Москве. Фонд взял на себя оплату проживания, билетов на самолет, а также медицинской страховки для девушки. Клетками Юлия делится безвозмездно, никакой компенсации, естественно, ей не полагается.
Как пояснили в фонде, законодательство не предусматривает компенсации донору за проезд, проживание и страховку. Теоретически покрыть расходы могла больница, трансплантационный центр, департамент здравоохранения и другие бюджетные учреждения. Однако бюджет ни одного из этих учреждений не предусматривает подобные компенсации. Поэтому оплату затрат на проезд, проживание и страховку взял на себя фонд «Подари жизнь».
По нашему законодательству, донор получил доход и обязан уплатить налог в размере 13%. Подоходный налог был удержан с Юлии в момент перечисления средств, поэтому сейчас она не имеет обязательств перед налоговой службой.
Молодец, девушка! Насколько это важно осознать — что от тебя может зависеть жизнь другого, порой даже совершенно незнакомого человека. И даже если бы о ней не написали статью, думаю, она сама прекрасно понимает, какое доброе дело совершила.
Московские врачи заявили, что операция по пересадке костного мозга прошла успешно. Хирургическое вмешательство прошло в столичной клинике еще в конце июля. В течение месяца ни врачи, ни сама донор Юлия Ковалева не знали, поможет ли операция 11-летней онкобольной девочке из Магнитогорска. На днях стало известно, что стволовые клетки прижились. Теперь школьнице предстоит длительная реабилитация. По словам столичных врачей, Юлия Ковалева стала первым российским донором стволовых клеток. Ранее операции проводились лишь с участием иностранцев. Случаи, когда донор и реципиент идеально подходят друг другу по всем параметрам, крайне редки, поэтому медики, сама выпускница ЮУрГУ и родители онкобольной девочки до последнего не знали, насколько удачной будет пересадка. В течение месяца специалисты республиканской детской больницы Москвы наблюдали за 11-летней девочкой. По их словам, клетки костного мозга Юлии Ковалевой прижились у школьницы. Вот что сообщили сайту SmartNews на станции переливания крови в Челябинске: — Девочка из Магнитогорска в настоящее время чувствует себя хорошо. Пересаженные девочке стволовые клетки костного мозга прижились. Сейчас во избежание инфекции пациентка находится в стерильном боксе больницы. Обследования прошла и сама Юлия Ковалева. Девушка чувствует себя удовлетворительно. По словам врачей, после пересадки стволовых клеток выпускнице ЮУрГУ требуется несколько месяцев на восстановление. Юлия уже заявила, что, как только реабилитация закончится, она снова будет выступать донором крови и, по возможности, стволовых клеток. Фото: Виктор Загвоздин Фото от Виктор Загвоздин
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе