Эпосы мира. В Калмыкии прошел фестиваль сказителей

12
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Елена Абушаева/SmartNews

В Элисте состоялся Международный фестиваль сказителей «Эпосы мира на земле потомков Джангара», который собрал участников из России и Китая. Они познакомили зрителей с культурным наследием своих предков, представленным в виде красивой и мудрой народной поэзии. Мастера-рапсоды продемонстрировали не только роскошные старинные костюмы и великолепное исполнительское мастерство, но и прекрасное знание фольклорных традиций своих народов.

В столице Калмыкии состоялся V Международный фестиваль сказителей «Эпосы мира на земле потомков Джангара». Конкурсные выступления, мастер-классы, встречи с общественностью республики, подведение итогов и награждение финалистов проходили на сцене Национального драматического театра имени Баатра Басангова. В самом начале участники фестиваля возложили цветы к памятнику калмыцкому рапсоду Ээлян Овла, со слов которого в 1908 году записаны песни героического эпоса «Джангар». Предки Ээлян Овла владели искусством старинной калмыцкой школы сказителей Гин-Темр, известной еще в XVIII-м веке. 

Нынешний фестиваль – пятый по счету. Это наш авторский проект, разработанный в рамках ФЦП «Культура России» для сохранения и развития национального фольклора и сказительского мастерства. При поддержке федерального и регионального отраслевых министерств он проводится в Элисте ежегодно.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Елена Абушаева/SmartNews

Участники фестиваля продемонстрировали не только роскошные старинные костюмы и великолепное исполнительское мастерство, но и прекрасное знание фольклорных традиций своих народов. Например, алтайцы Айана и Алан Темеевы исполняют народные песни в фольклорном, аутентичном звучании, то есть с применением традиционного горлового пения. Айана руководит популярным ансамблем «Эзин», а Алан становился лауреатом международных фестивалей во Франции, Швейцарии, Швейцарии, Норвегии, Кыргызстане, Москве.

Студентки из Уфы Рида Тимершаехова и Зилия Абулгатина, представляя школу сказителей-сэсэнов, знакомят с эпическими сказаниями своего народа «Урал батыр», «Преемники Акмуллы», «Зов сэсэна», «Северные амуры – башкирские воины в Отечественной войне 1812 года». 

Пётр Тихонов, Валентин Исаков и Айсен Фёдоров известны в Якутии как мастера-сказители олонхо – древнейшего якутского эпического искусства, объявленного ЮНЕСКО одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества. 

Термин «олонхо» означает и эпическую традицию в целом, и название отдельных сказаний народного эпоса. В Якутии регулярно проводятся конкурсы исполнителей олонхо. Мой коллега, отличник образования республики Пётр Тихонов, неоднократно завоевывал Гран-При этих конкурсов, а учащийся музыкального колледжа Айсен Фёдоров, исполняющий сказания с шести лет, уже носит звание «Лучший исполнитель олонхо».

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Елена Абушаева/SmartNews

Солист народного фольклорного ансамбля из села Эрпели Насрутдин Лабазанов, руководитель Центра культуры Буйнакского района Рукият Иразутдинова и преподаватель детской школы искусств села Атланаул Садрутдин Халимбеков известны в Дагестане как исполнители кумыкских свадебных обрядовых песен. 

Наше творчество востребовано не только в республике, но и вызывает живой интерес за ее пределами. Так, я участвовал в республиканском телеконкурсе народных талантов «Музыкальный Майдан» и смотре народной песни «Традиции отцов», международных фестивалях фольклора в Турции, Азербайджане, Москве.

Гости из Адыгеи продемонстрировали великолепное исполнение народных песен и владение национальными инструментами. Певец Псынэф Дуг и его партнеры принимают участие в республиканских, всероссийских и международных фестивалях фольклора.

Республику Удмуртию представили солистки фольклорного ансамбля «Инвожо» Карамас-Пельгинского сельского дома культуры Киясовского района. В их репертуаре – более сотни родовых обрядовых песен и танцев родной деревеньки Карамас-Пельга. Как и знаменитые бурановские бабушки, здешние пенсионерки по крупицам собирают местный фольклор и воссоздают старинные народные обряды свадеб, проводов в армию, отбеливания холста. Благодаря их исследовательской работе возрождены напевы древних удмуртских родов салья и пельга. 

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Елена Абушаева/SmartNews

С удовольствием поем и пляшем. Нас 17 человек, в том числе четверо мужчин. До ухода на пенсию мы трудились в школе, больнице, в сельском хозяйстве. Профессии и статусы у членов коллектива разные, а трепетная любовь к старинной удмуртской песне – на всех одна. Название у ансамбля очень милое, переводится как «полевая гвоздичка» – любимый в народе цветок. Скажу без ложной скромности, что и нас народ в республике любит. До недавнего времени мы даже были популярней «Бурановских бабушек» (кстати, Бураново от нас в каких-то 20-ти километрах).

Китай представили два уроженца Синьцзян-Уйгурского автономного района Союлин Бадмара и Кёгджил Тёрмёнкин. Эти два этнических калмыка (ойрата) сейчас живут в Элисте и учатся в Калмыцком государственном университете. На фестивале они представили фольклор китайских калмыков – отрывки из эпоса «Джангар» в сопровождении древнего национального инструмента «товшур». Ребята с детства изучают героический эпос и являются страстными пропагандистами калмыцкого народного творчества.

А выступление хозяев фестиваля «Эпосы мира на земле потомков Джангара», как и положено, было полностью посвящено эпическому повествованию о стране счастья и благоденствия Бумбе и подвигах её богатырей.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Елена Абушаева/SmartNews

Справка SmartNews

«Джангар» – калмыцкий эпос, являющийся не сказочно-богатырским, а историко-героическим произведением. Проникнутый духом героизма и патриотизма, по своим художественным достоинствам он относится к лучшим образцам устно-поэтического творчества. Эпос складывался на протяжении многих веков. Ученые до сих пор спорят, когда же он появился. Одни относят его к XIII – XIV векам, другие называют дату его создания в XVII – XVIII веках. «Джангар» и исполнявшие его рапсоды – джангарчи всегда пользовались огромной любовью и уважением в народе. В республике даже появилось почетное звание «Народный джангарчи», которое присвоено уже всемирно известному калмыцкому фольклорному певцу и сказителю, легендарному мастеру горлового пения Владимиру Каруеву (Окна Цаган Зам).

Видео

«Песня о матери». Владимир Каруев (Россия, город Элиста).

Видео TheAdminKiller на YouTube

Вслед за студентами-ойратами песенные строки из «Джангара» зазвучали из уст известных калмыцких сказителей Андрея Очир-Горяева, Дорджи Нандышева, Баатра Лиджи-Горяева. Свое искусство эпического песнопения продемонстрировали студенты Калмуниверситета, учащиеся элистинского колледжа искусств имени Петра Чонкушова, этношколы республиканского центра детского творчества и национального класса Уланхольской средней школы Лаганского района. Кстати, ее ученик, третьеклассник Дольган Басангов, стал самым юным участником фестиваля сказителей.

Автор

Елена Абушаева

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Дарья Полковая

Новое на сайте