Настоящий ойратский лук обмотан леской и берестой, с тетивой из капрона, сухожилий и волоса, а выпущенная из него стрела пролетает до полукилометра. После Битвы народов в 1813 году в армии Наполеона за меткость калмыцких лучников прозвали «восточными купидонами». Калмыцкая федерация стрельбы из лука объединила уже несколько сотен любителей этого старинного искусства, и число мастеров, способных натянуть тяжелую тетиву и ловко послать стрелу в цель, растет с каждым днем.
В Калмыкии возрождают национальное искусство стрельбы из лука. Местные мастера благодаря своей меткости нередко участвуют в международных соревнованиях, добиваясь там высоких результатов. Монгольские луки у стрелков на таких турнирах бывают разными: короткие или длинные, обмотанные леской и берестой, с тетивой из капрона, сухожилий и волоса.
Оружие это сложносоставное, рекурсивное, то есть его концы изогнуты в обратную сторону, что увеличивает нагрузку на плечи лука при натягивании. С внешней стороны оно усилено сухожилиями, а с внутренней — рогом, сила натяжения тетивы составляет более 40 кг, поэтому выпущенная стрела иногда пролетает до полукилометра. А вместо традиционных мишеней используют так называемые кегли в виде войлочных и сплетенных из кожи цилиндров.
Всё это тренер лучников Валерий Бадмаев увидел своими глазами, участвуя вместе с элистинцем Сергеем Читановым в I Эргунском международном турнире по монгольской традиционной стрельбе из лука харбха и фестивале «Наадам» во Внутренней Монголии (Китай).
Туда съехались лучники из Монголии, с Украины, из Турции, Южной Кореи, Румынии, Венгрии, Польши, Франции и Нидерландов. Участвовали и 12 местных китайских команд. А мы с Сергеем Читановым стали единственными представителями России. Одним из обязательных условий было выступление в национальных костюмах. К соревнованиям допускались только монгольские луки и деревянные стрелы с оперением из пера птицы. Спортивная же стрельба ведется луками с прицелами, балансирами и другими приспособлениями, облегчающими стрельбу, а используются дюралевые и карбоновые стрелы с оперением из пластика. Лидерство во всех номинациях было, конечно же, за монголами. Правда, в стрельбе на дальность победу одержал венгр Монуш Йожеф. Мы с Сергеем поняли, куда нашей федерации теперь надо двигаться и к чему стремиться.
В стрельбе из лука ограничений по возрасту и полу не существует — так повелел еще Чингисхан. Поэтому в элистинской секции этого национального вида спорта много девушек: одни приходят на стрельбище просто посмотреть, другие активно осваивают «оружие со свистом». А сегодняшние новички — это Мандшир Ганджуржав и Тони Амгалан из Монголии. Они только что прибыли на учебу в Калмыцкий государственный университет.
Жители Элисты уже полтора года ходят в секцию, обучаясь искусству предков у председателя федерации Отхона Санджиева и тренера Валерия Бадмаева.
У кого-то луки спортивные (они продаются в специализированных магазинах по 8 тыс. рублей), другие владеют самым настоящим монгольским и ойратским орудием, присланным из-за границы.
Стрельбе из лука я научился еще в детстве. Брал древесную ветку, хорошо просушивал, искал материалы для стрел и тетивы, регулярно тренировал меткость и зоркость. А когда повзрослел, то понял, что на самом деле лук — это высокотехнологичное устройство, крайне сложное в изготовлении. Так что истории с пушкинским царевичем, который из дубового сука и шнурка от крестика мастерит лук и сбивает в полете коршуна, остаются просто детскими сказками.
Стрелять из обеих разновидностей лука тяжело даже физически крепким мужчинам — поначалу невозможно натянуть тетиву, но когда приходят опыт и мастерство, проблема решается. Стрельба ведется по двум типам мишеней: кольцевой выпадающей цели и кеглям. Чтобы их сбить, нужны меткость и сила.
Раньше активно занимался вольной борьбой, айкидо, но после овладения навыком стрельбы из лука понял, что нашел для себя самое то. Во-первых, любимое увлечение прекрасно развивает глазомер и терпение, во-вторых, чувствуешь себя настоящим ойрат-монголом — видно, просыпается генная память.
Историкам хорошо известно, что монгольские воины были и до сих пор остаются непревзойденными стрелками.
Справка SmartNews
Монгольский воин обычно имел при себе около 60 стрел. Это были стрелы бронебойные, с гранеными наконечниками. Игольчатые стрелы могли пробить кольчугу. Стрелами с серпообразными наконечниками выводили из строя канаты метательных машин. Были и свистящие стрелы, под их наконечники встраивали роговые свистульки. Так монголы, а также гунны и тюрки подавали друг другу сигналы и пугали лошадей противника.
На знаменитом Чингисовом камне, хранящемся в Эрмитаже, высечено: «Когда после завоевания сартаульского народа Чингисхан собрал нойонов всего монгольского улуса в местности Буха-Суджихай, Есунхэ выстрелил на 335 саженей». Получается, что родной племянник полководца пустил стрелу почти на 700 м. А между прочим, стрела победителя международного турнира по монгольской традиционной стрельбе из лука харбха венгра Монуша Йожефа улетела на 653 м.
В истории есть упоминания о мастерстве и калмыцких лучников. По свидетельству историка XVIII века, во время встречи царя Петра I с калмыцким правителем Аюкой-ханом ханская гвардия выстроилась кольцом и по приказу правителя лучники пустили стрелы в небо. Когда они воткнулись в землю, вокруг Петра и Аюки образовалось кольцо. После этого калмыцкий хан произнес речь: мол, эти стрелы и эти воины всегда будут служить Российскому государству.
Калмыки использовали луки в крупном военном сражении 1813 года. В Битве народов при Лейпциге калмыцкая и башкирская конницы осыпали стрелами воинов Наполеона. Французы даже прозвали этих последних в истории войн лучников «восточными купидонами».
Видео
Мингиян Надбитов — один из самых метких стрелков в Калмыкии
Видео: vkalmykii smi на YouTube