В Калмыкии главврача Республиканского психоневрологического диспансера обвиняют в использовании рабского труда пациентов. Медика подозревают в том, что он эксплуатировал психических больных, заставляя их без оплаты выполнять работу по хозяйству. Следственный комитет Калмыкии возбудил уголовное дело.
По версии Следственного комитета Калмыкии, главврач республиканской психбольницы двоим пациентам вместо лечения прописал трудотерапию. Проще говоря, заставлял бесплатно работать на себя и на своего приятеля.
Целинный межрайонный следственный отдел СУ СК по Калмыкии по материалам проверки Управления ФСБ по РК возбудил уголовное дело в отношении главврача Республиканского психоневрологического диспансера. Ему инкриминируют совершение двух эпизодов преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»).
Максимальное наказание, которое грозит главврачу, — это четыре года лишения свободы. Как пояснили в ведомстве, по версии следствия, первой жертвой главврача стал недееспособный мужчина, которого в январе 2011 года перевели из Сарпинского психоневрологического дома-интерната в Республиканский психоневрологический диспансер.
В мае 2013 года злоумышленник, действуя из иной личной заинтересованности, заключающейся в дружеских отношениях с жителем Приютненского района, направил к нему пациента для выпаса скота. С мая по февраль 2013 года проживал на свиноферме за пределами диспансера, не получая при этом заработную плату и необходимое лечение. Кроме того, в августе 2013 года на принудительное лечение в учреждение поступил еще один уроженец республики. Его главврач забрал к себе домой и в период с октября по декабрь 2013 года заставлял выполнять различную работу в своем подсобном хозяйстве.
Таким образом, были нарушены права и законные интересы потерпевших: право на труд и на вознаграждение за него, а также право на получение квалифицированного лечения. Теперь следователям предстоит выяснить все обстоятельства совершенного преступления.
— Если главврач психоневрологического диспансера использовал труд пациентов, ему инкриминируют превышение должностных полномочий (часть 1 статьи 286). Однако требуется выяснить все обстоятельства. Если, заставляя пациентов работать, врач их запугивал, обещал облегчение режима, появляются дополнительные квалифицирующие признаки. Всё зависит от того, хотел ли сам пациент ехать на ферму. Если нет, это может быть расценено как похищение человека. Но, возможно, больной по собственному желанию сменил больничный режим на проживание на ферме. Чтобы правильно квалифицировать действия врача, нужно дождаться завершения расследования. В таких случаях врачу могут быть инкриминированы и другие статьи. Некоторые из них предусматривают лишение свободы, некоторые — штраф. В судебной практике много подобных дел было в отношении военнослужащих, которые заставляли солдат-срочников выполнять различные работы. Такие дела рассматривали военные суды. Исключительно превышение служебных полномочий, как правило, грозит штрафом. Если будут усмотрены квалифицирующие признаки (например, похищение человека), суд может приговорить обвиняемого к лишению свободы.
На данный момент главврач не отстранен от должности, он продолжает исполнять свои обязанности. Официальное обвинение ему пока не предъявлено. Сейчас проводятся необходимые следственные действия. Дело возбуждено по части 1 статьи 286 («Превышение должностных полномочий»). Главврача подозревают в том, что он лишил больных необходимого лечения и принудил исполнять определенные обязанности. Но в дальнейшем могут появиться и другие квалифицирующие признаки. Более подробная информация появится к 11 марта.
СПРАВКА SMARTNEWS
Главный врач республиканского психоневрологического диспансера и по совместительству внештатный главный психиатр Калмыкии — Вадим Володин. Возглавляет больницу с 1995 года. В 1983 году окончил Астраханский медицинский институт, по распределению попал в Калмыкию и работал психиатром-ординатором, заведующим отделением республиканского диспансера, который расположен в райцентре Приютное. Больнице более полувека: она построена в 1958 году. Включает в себя два двухэтажных здания с поликлинической службой, стационаром на 230 коек и обслуживает 300-тысячное население республики. Загруженность учреждения настолько велика, что на одного пациента приходится по 2,2 м при необходимой норме 7 метров.
Сама больница, по словам врачей, пребывает в плачевном и бедственно-ужасающем положении. Капитальный ремонт не проводился с советских времен. Здание прачечной находится в аварийном состоянии. Промышленные стиральные машины, проработавшие по 25-30 лет, вышли из строя и прачки вынуждены стирать постельное и нательное белье пациентов вручную. Только к середине 2000-х годов здесь появился первый компьютер, а до того пользовались пишущей машинкой, подаренной местным райотделом милиции. Асфальта, проложенного еще в прошлом веке, уже нет, поэтому двор утопает в грязи. Столовые в спальных корпусах оснащены грубо сколоченными деревянными столами и лавками, возраст посуды достигает 20-ти и более лет.
Вся эта убогость настраивает пациентов не на выздоровление, а на подавление их душевного и психологического состояния. О какой санитарии может идти речь, если в диспансере нет элементарного водопровода и канализации, а для сбережения тепла на уличных теплотрассах используются ветхие матрацы, которыми обертывают трубы? Видела все это своими глазами: там лежала моя бабушка.
Выживаем в основном за счёт гуманитарной помощи. Помогают и родственники пациентов. Иной поддержки практически никогда не было. Финансовые средства, которые получаем, оказывая платные услуги по предоставлению населению психиатрической экспертизы, уходят на косметическую корректировку зданий. А различные целевые программы федерального уровня в сфере здравоохранения проходят мимо. Можем похвастать лишь аппаратом для проведения электроэнцефолографии, предназначенной для оценки биоэлектрической активности головного мозга. Кардинальные изменения начались только с приходом толкового специалиста Руслана Нагаева на должность министра здравоохранения. Есть вполне обоснованные надежды на качественные перемены и в республиканской сфере психиатрии, и в нашей больнице.
Если следствие соберет доказательства вины Володина, это не станет прецедентом. Три года назад было возбуждено уголовное дело в отношении директора Сарпинского психоневрологического дома-интерната Раисы Полыновой, также подозреваемой в злоупотреблении должностными полномочиями. Следователи установили, что в течение полутора лет Полынова привлекала душевнобольных к хозяйственным работам на животноводческой стоянке, принадлежащей ее супругу.
Однако позже следствие прекратили, Полынову отправили на заслуженный отдых, а ее место занял родственник тогдашнего министра здравоохранения Владимира Шовунова.
Как стало известно SmartNews, главврач Володин, продолжающий спокойно трудиться, даже не знает, что на него заведено уголовное дело: следователи его не опрашивали, протоколов не составляли, иных следственных мер не проводили. Так что всю поднятую вокруг него шумиху он называет чьими-то инсинуациями и провокацией.
Похожий случай произошел в другом районе Калмыкии — Яшалтинском, житель которого принудительно использовал труд человека.
Видео
В Яшалтинском районе осудили рабовладельца
Видео: Вести Калмыкии/YouTube
Вообще-то в большинстве психиатрических больниц практикуют трудотерапию. При условии согласия пациента. В частности, привлекают, например, к ремонту храмов или зданий больницы, уборке территорий и уходу за ними, вывозу мусора из больничных корпусов.
Другое дело, как это всё оформлено, была ли оплата и куда она шла.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе