Фото: vaninoport.su
Хабаровский поселок Ванино прославился на всю страну после того, как на пресс-конференции Владимира Путина местная журналистка рассказала президенту о разборках между силовиками. После этого в Ванино выехали представители, кажется, всех силовых ведомств — МВД, ФСКН, Генпрокуратуры, Следственного комитета. Корреспондент SmartNews также отправился в Ванино, чтобы выяснить, какие проблемы волнуют жителей и чего они ждут от проверяющего «десанта» силовиков.
Поезд Владивосток — Советская Гавань от станции Хабаровск идет до Ванино больше суток из-за многочисленных остановок и двухсоткилометрового крюка у Комсомольска-на-Амуре. По пути, кроме обычных разговоров студентов, возвращающихся домой на каникулы, улавливаю знакомые темы: «журналистка прославила порт», «к нам приехала проверка из Москвы!», и исконно-русское «опять шуму наведут, а сами ничего делать не будут». В поезде знакомлюсь с уроженкой Ванино Евгенией.
Мне 24 года, в 19 лет переехала из Ванино в Хабаровск. Если бы не мама, которая осталась в поселке, никогда сюда бы не возвращалась. Не люблю Ванино. Зимой вместо обычного снега — огромные черные сугробы. Из-за угольного терминала «Дальтрансуголь» в воздухе всегда висит пыль. При ветре у людей в домах на полу лежит слой угольной пыли, а мама жалуется, что у них на буксирах невозможно открыть окна, — огромный слой пыли сразу оседает на лице.
Еще на выходных в Ванино гостила прокурорская комиссия, созданная с целью прояснения вопросов, затронутых приморской журналисткой Татьяной Седых на пресс-конференции Владимира Путина. «Московские ревизоры», как называют их местные, встретились с жителями поселка, побывали на предприятии «Аркаим» и в порту. В состав комиссии вошли сотрудники управления генеральной прокуратуры РФ в ДФО, представители Дальневосточной транспортной прокуратуры и прокуратуры Хабаровского края. Одна из проблем, которую проверила комиссия, — конкуренция транспортной полиции с сотрудниками Госнаркоконтроля по Ванинскому району.
Напомним, что 19 декабря на пресс-конференции Владимира Путина журналистка из газеты «Мое побережье» Татьяна Седых выступила с вопросом о том, что в ее родном поселке уже давно идет война представителей власти. ФСКН и транспортная милиция борются за право проводить проверки пассажиров.
До такой степени доходит, что в редакцию обращаются сами полицейские или сотрудники Наркоконтроля, которые говорят, что у них фактически между транспортными полицейскими и Наркоконтролем идет скрытая война. То есть они борются за территорию надзора, где проверяют пассажиров на наркотики, кто кого вперед отгонит, кто кого допустит на эту территорию или не допустит. Мало того что даже руководитель Ванинского линейного отдела полиции полковник Гасанов может разборку учинить прямо на вокзале, на железнодорожном вокзале, с сотрудником Наркоконтроля. И ничего, все сходит с рук. У нас получается так, что эти люди — как цари, для них их служба становится вотчиной, они не для людей стараются, а работают уже для себя.
Еще до окончания пресс-конференции министр МВД РФ Владимир Колокольцев сообщил президенту, что группа центрального аппарата МВД уже направлена в Ванино. Затем в поселок для проверки отправились представители различных министерств и ведомств, правительства Хабаровского края, Госнаркоконтроля, Генпрокуратуры.
Справка SmartNews
Поселок Ванино расположен в бухте Ванина на побережье Татарского пролива Японского моря. Порт Ванино — крупнейший транспортный узел Хабаровского края, связывает между собой железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через Ванино идут грузы в северо-восточные регионы России и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Навигация в порту открыта круглый год. Рядом с Ванино, на станции Токи, находится угольный терминал сибирской компании ОАО «СУЭК», проектная мощность которого составляет 12 млн тонн в год.
Фото: vanino.org
По дороге знакомлюсь еще с одним молодым человеком из Ванино — Владимиром. Он к происходящему относится более оптимистично и уезжать из поселка пока никуда не собирается.
Молодежи все равно, что у нас происходит. Вы едете снимать, как у нас вокзале Наркоконтроль и Транспортная полиция воюют? Да я уверен, что такое не только у нас. Поселочек у нас маленький, все друг друга знают, можно смело машину открытой оставлять с ключами в замке, никто ее не тронет. Я считаю, что у нас очень безопасно и чисто. Зимой дороги чистят от снега, посыпают их песком или реагентом. К Новому году елку поставили на площади, ледяные статуи. Меня больше тревожит, что молодым в Ванино очень тяжело устроиться на работу. Сам я уже как полгода вернулся из армии, пытаюсь устроиться, но безрезультатно. А моя мама и вовсе собирается уезжать отсюда, говорит, здесь нечего делать, и еще ее беспокоит вопрос с открытой перевалкой угля, не хочет этим дышать.
Попрощавшись с Владимиром уже на вокзале, пытаюсь поймать такси. Ванино — городок маленький, и его можно обойти пешком за час-полтора, но такси там почему-то есть. Наталью, которая везла меня до места пребывания, настолько беспокоит ситуация в Ванино, что разговор она начала первой.
У нас в поселке много беспредела. Из района люди семьями уезжают. И я в том числе планирую уехать подальше отсюда. Хотя раньше я испытывала гордость, за то, что я житель Ванино, а теперь стыдно кому-то говорить об этом. У нас красивая природа была, чистый воздух. А сейчас уголь да глинозем. На местах отдыха построены угольные терминалы. После дождя лужи стоят с белой окантовкой от глинозема, на окнах угольная пыль. Моему ребенку, который родился здесь, спустя пять лет после рождения сказали, что в Ванино климат не для нее. Как такое может быть? Ответ врачей — все из-за нашей экологии. Наш район в онкологическом центре в Хабаровске стоит на первом месте. Митинги против угольной пыли ни к чему не привели. Немного создали видимость, что что-то делают, но результатов нет. А в городе постоянно чувствуется угольная пыль.
Фото: vaninoport.su
По эмоциональным высказываниям собеседницы чувствуется — судьба поселка ей небезразлична. Сказывается работа: Наталье, как она сама упомянула, в последнее время часто приходится слышать от людей подобные отклики-переживания о Ванино.
Что касается стражей закона, то они вообще обнаглевшие. Не стала бы обращаться к ним за помощью. Я слышала про проверку из Москвы, вот бы еще они встретились с местными жителями, они бы им много чего рассказали. Проверка может изменить что-то, только если люди там не продажные и поснимают большинство начальников. Есть еще мнение, что наши чиновники от них все самое страшное утаят, денег им дадут, и комиссия уедет, сказав, что у нас все нормально.
На месте звоню маме Жени, с которой познакомилась в поезде. Мама девушки работает в порту. В том самом, где, по словам Татьяны Седых, произошло массовое увольнение людей после того, как порт Ванино перекупила компания «Мечел». Елене Вячеславовне повезло — под сокращение она не попала и все так же работает на буксире поваром.
«Мечел» сократил очень многих людей. Посокращали механиков, поваров… Не оставили никого на замену. Сейчас на три буксира один повар. Если кто-то болеет, то работать приходится без выходных. Нам зарплату пока нормально платят, потому что мы еще работаем по старому договору порта Ванино.
Руководство порта Ванино объясняет массовое увольнение возрастом сотрудников и их нежеланием работать на других должностях.
Когда порт стал принадлежать «Мечелу», в нем работало 1315 человек. 74 человека было переучено на другие специальности с последующим трудоустройством в порту. Сократили 45 человек, но в основном ими были пенсионеры и те люди, которые не пожелали переучиваться. То есть под сокращение попало 3,4% от общего числа рабочих. Зарплату остальным повысили с 39 до 44,5 тысячи рублей. Также в этом году был зафиксирован рекорд — грузооборот за октябрь составил до 6 млн тонн, это на 33% больше, чем в прошлом году.
За три дня, которые провели представители прокуратуры в Ванино, были выдвинуты разные версии о случившемся.
На самом деле все получилось просто — парень, который работал раньше в Транспортной милиции, перешел в Госнаркоконтроль, но при этом забрал с собой всю свою наработанную базу. На этой почве между двумя ведомствами разгорелся конфликт. Такие столкновения — обычное дело, это случается везде. Но, может, и хорошо, что Татьяна подняла этот вопрос, все-таки поселок маленький.
Два года назад между сотрудниками возник конфликт на служебной почве. Тогда проводилась проверка, но потом дело закрыли, так как никто из представителей власти никакого преступления не совершил. Татьяна выступила на пресс-конференции с давней проблемой, с конфликтом, который уже разобрали, а она сравнивает Ванино с Кущевкой — это очень сильное заявление!
Однако не все представители закона считают, что конфликт этот разовый.
Про конфликт Транспортной полиции с Наркоконтролем сейчас выдвигают несколько версий. Основная — это был разовый межличностный конфликт. Но, по словам сотрудника, который раньше работал в ФСКН, эта ситуация не единичная. Сотрудники транспортной полиции выдавили Госнаркоконтроль со всех объектов: ж/д вокзала, паромной переправы Ванино — Холмск. А когда представители ФСКН приходят на проверку, транспортники «высвечивают» их перед пассажирами. Сотрудник полиции вслух может сказать: «О-о-о, к нам пришел Наркоконтроль!»
Несмотря на различные высказывания представителей власти, на сайте Управления на транспорте МВД России по ДФО появилась официальная версия случившегося: конфликтов между силовыми структурами в Ванино не выявлено, в ходе проверки в действиях Транспортной полиции правонарушений не обнаружено, а Татьяна Седых подняла события начала 2012 года.
23 декабря, после трех дней проверки, комиссия с результатами улетела в Москву докладывать: никакого конфликта выявлено не было, действия Транспортной полиции были правомерными по отношению к сотрудникам ФСКН.
Второй вопрос, который подняла Татьяна Седых на пресс-конференции, — долги лесоперерабатывающего предприятия «Аркаим» перед своими работниками. При слове «Аркаим» местные жители морщатся: разговоры о невыплатах тянутся так долго, что многие уже не верят, что это можно исправить.
Должники мои работают в «Аркаиме», никак не могут отдать мне деньги, потому что им задерживают зарплату по 9 месяцев. Недавно начали выплачивать, но опять же, только тем, кто составляет верхушку предприятия.
«Аркаим» — наша головная боль. Сколько мы с ним намучались! Мы, наверное, России только и известны тем, что у нас тут есть предприятие, которое не платит своим работникам зарплату по 9 месяцев.
Все то, что сказала Татьяна, таковым и является, «Аркаим» не платит своим работникам и должен почти каждому по 500 тыс. рублей, а то и больше.
В штате деревообрабатывающего комбината «Аркаим» состоит больше 3 тыс. сотрудников. После того как полгода назад спрос на продукцию упал, начались задержки зарплаты. Некоторым предлагали уволиться или переехать работать на строящееся предприятие в Красноярск.
Я поддерживаю Татьяну, она знает, кто виноват. Но у нас, как обычно, — хвостов не найдут. Моя подруга работала на «Аркаиме», им зарплату выплачивали в конвертах. Месяц назад некоторым выплатили зарплату после долго застоя, и только белую. Получилась очень маленькая сумма.
Про «Аркаим» знаю, что пока заготавливали дерево — была зарплата, как только началась переработка — месяцами не стало работы, людям не платили деньги. Многих отправляли в Красноярск, многих увольняли. Так и говорили — хотите работать, езжайте в Красноярск. Соседи мои, например, уволились. В Красноярске строился завод, людей с Ванино туда отправляли, они там работали, жили далеко от семей, но им все равно зарплату не платили.
Фото: vanino.org
По делу о невыплате работникам зарплаты также начались проверки.
В пятницу, 20 декабря, в Ванино выехали заместители председателя правительства края для проведения проверки. Они выезжали на места, о которых говорила журналистка, проводили совещания с депутатами Ванинского района. Пока подведены промежуточные итоги.
Проверка началась только 23 декабря. В состав комиссии входят сотрудники Генпрокуратуры ДФО, ДВ транспортной прокуратуры и прокуратуры Хабаровского края. Длительность проверки зависит от результатов. Нас в первую очередь интересует соблюдение трудовых прав граждан предприятия «Аркаим» и порта, а также соблюдение законодательства правоохранительных органов. 24 декабря в Ванино прилетел заместитель генерального прокурора Юрий Гулягин, он ведет прием граждан. Возможно, что проверка займется еще какими-либо вопросами, касающимися нарушений в поселке.
23 декабря генеральный директор ООО «Аркаим» Александр Лепихов встретился с чиновниками и журналистами. На встрече он рассказал, что основная задолженность перед работниками погашена. Текущая задолженность будет выплачиваться со следующей недели. Он не отрицал, что в первую очередь зарплату получили те сотрудники предприятия, которые остались на местах. Также Александр поделился с журналистами, что «Аркаим» заработает в полную силу уже в марте 2014 года.
Мы первые в России осуществляем такой проект, а первым всегда тяжело. Сейчас работа перерабатывающих заводов временно приостановлена. У компании закончились оборотные средства. Но сейчас вопрос с оборотными средствами решен, они станут доступны в течение января 2014 года.
Гендиректор «Аркаима» Александр Лепихов. Фото: Ольга Демиденко/amurmedia.ru
Хоть итоги официальной проверки показывают положительные результаты, многие жители Ванино настроены негативно.
Проверка из Москвы приехала еще в пятницу. Вы думаете, что этот приезд что-то изменит? Ну, устроят они маленький звездопад, шашками помашут и уедут праздновать Новый год, а мы так и останемся жить с нашими князьками, наркобаронами и прочими. Ничего не изменится, все останется как есть. Может быть, они и наведут шорох, но не порядок. Не обеспечат людей рабочими местами, не остановят рост цен, не поднимут зарплаты, не дадут нуждающимся жилье.
А ванинская молодежь не перестает радовать своим оптимизмом.
В связи с проверкой хотелось бы верить в лучшее, вообще было бы неплохо изменить саму верхушку местной власти, а то обидно за стариков и за малообеспеченных.
Кроме громких дел, жители Ванино озадачены предстоящей зимой и отоплением. Кто-то пустил слух, что поселку закупили сломанные генераторы.
Я слышал, что приобрели дизельный генератор, закупка действительно была, только это не дизель, а металлолом. Теперь боимся, как пережить зиму? А в общем, реакция людей обычная, мы привыкли, все-таки, в России же живем, обещают, как обычно, золотые горы, а в итоге — пыль.
В 2007 году для поселка Ванино был куплен дизельный генератор за 6 млн рублей. По договору с фирмой «Интеркомплекс» генератор ранее не должен был быть использован. Когда генератор пришел к нам, мы увидели, в каком ужасном состоянии он находится. На нем стоит дата — 1973 год! Мой ровесник! Организация «Янтарь», та, что занимается отоплением, сумела его завести на 10 минут, а потом он вышел из строя. В 2011 году Арбитражный суд привлек фирму «Интеркомплекс» к ответственности, они должны были выполнить условия контракта. Но чуть позже нам пришло извещение, что это невозможно, потому что такая фирма больше не существует. К 2014 году в бюджете района и поселка предусмотрена закупка нового дизельного генератора.
Мы создали депутатскую группу, щупали, узнавали, все это делалось публично. Потом поняли, что под видом генератора просто была куплена куча металлолома. У этого генератора напряжение 6 тыс. Вт! Чтобы он работал, ему нужно рядом подстанцию поставить, а для нее потребуется такая же сумма. Мы писали письма, делали запросы, нам их возвращали обратно. Говорили, нет возможности… Понятно, что вернуть деньги в бюджет — тема скучная, за такое награду никому не дадут, это не злодея какого-нибудь поймать.
Фото: amurmedia.ru
SmartNews удалось связаться с руководителем той самой организации, которая сумела запустить «кучу металлолома».
Когда покупали генератор, со мной не советовались. Я узнал о нем за день до покупки, также не знал особенностей договора. Когда его привезли, я увидел, что это бывший энерговагон, механизм генератора смонтирован прямо в вагоне. Теперь он стоит на территории центральной котельни, сломанный, и чтобы проверять его, нужно очень много денег.
Некоторые местные жители ситуацию, что и почему происходит в крае, оценивают крайне радикально.
Народ загоняют в состояние скота. Потом люди начинают спиваться. Все элементарно — зарплаты разворовываются, работникам раздается все, что осталось. Я знаю точно, что людям на «Аркаиме» выплачивали зарплату по 4–5 тыс. Это административный бандитизм. У нас все воруют, а полиция это прикрывает.
А моя знакомая-таксист подытожила проблемы поселка.
Потихоньку наш поселок превращается в поселок шахтеров. Когда-то это был перспективный порт, а сейчас вы сами видите, что у нас творится. И я так думаю, что перспектив у нас, живущих в поселке, нет никаких, поэтому очень многие уезжают. До смешного все просто: огромный угольный терминал в Токах, а люди в том поселке уже забыли, как сушить белье на улице, потому что его можно заново отправлять в стирку. В порту раньше лежали пачки кругляка на экспорт, а теперь там сплошь уголь, да и снег у нас теперь не белый, а черный, на подоконниках в квартирах угольная пыль. За последние 5 лет резко подскочили такие заболевания, как онкология и астма, а дальше будет только хуже. Как вам такая перспектива? А в администрации поселка говорят то же самое, что и в СМИ: все будет хорошо! Только кому?
Видео
Сюжет о ситуации в Ванино
Видео: VestiKhabarovsk/YouTube
3 комментария к материалу.