В поселке Палатка Магаданской области завершается строительство храма Преображения Господня. Для росписи его стен и сводов пригласили палехских мастеров — представителей семейной династии художников, которая на протяжении десятков лет занимается иконописью.
В поселке Палатка Магаданской области завершается строительство храма Преображения Господня. В населенном пункте, основанном более 80 лет назад, православный храм появится впервые за всю его историю. Возведение его велось несколько лет с большими перерывами и завершиться смогло лишь благодаря участию меценатов. Сейчас строительство церкви окончено. Для росписи ее стен и сводов приглашены палехские иконописцы, представители старинной династии художников, которые секреты традиционной школы иконописи передают из поколения в поколение не один десяток лет.
Каноны палехской иконописи являются в определенном смысле символом России — палехская школа уникальна, нигде больше нет ничего подобного. И одновременно это классика русской иконописи. Палехский стиль основан на традициях суздальской и московской школ иконописи XIV–XV столетий. От них палехская икона заимствовала плавность линий, сдержанность красок, но при этом активное использование золота в одеждах святых и орнаментах. Палехской иконе и палехской живописной традиции в целом свойственны изящные, удлиненные пропорции, тщательная и тонкая прорисовка деталей и особый свет, как бы идущий изнутри изображения. Достичь подобного эффекта позволяет не только высочайшая техника иконописцев — всё начинается с особой подготовки древесины, красок. Это непростой и довольно длительный процесс.
Палехские художники будут работать в несколько этапов. Частично роспись ими уже выполнена, теперь надо дать краске просохнуть, так что на какое-то время мастера вернутся к себе на родину, а затем вновь приедут на Колыму, чтобы продолжить работу. Вообще надо сказать, что храм в поселке Палатка будет едва ли не единственным на востоке страны, расписанным не просто по канонам палехской иконописи, но непосредственно носителями и хранителями этой старинной живописной традиции. Но храм и сам по себе станет особым местом в поселке, уверены его жители.
— В свое время историки и краеведы объясняли происхождение названия нашего поселка тем, что здесь в советское время активно работали геологи, строители, дорожники, часто бывали туристы, ну и, соответственно, все они жили в палатках. Якобы отсюда и название. И даже на гербе поселка палатка изображена. Версия спорная — уже потому, что неподалеку от поселка протекает речка Палатка, известная под таким названием с незапамятных времен, когда никаких геологов и в помине не было. Но вот что абсолютно справедливо — это то, что по факту-то наш поселок всю жизнь и оставался таким вот, по сути, палаточным городком. Временное жилье, выполнение каких-то актуальных, поставленных государством задач и никаких раздумий о завтрашнем дне людей. Здесь чего только не было — и автобаза, и оленеводческий совхоз, и лагеря в сталинские времена… Только о благе жителей никто не думал, ведь все временно, на скорую руку. Что уж говорить о храме — все это время не было и речи о том, чтобы здесь церковь построить. Так что Преображенский собор станет для нашего поселка не просто достопримечательностью, но настоящим чудом. Тем более украшенный такой удивительной росписью.
Предполагается, что роспись храма Преображения Господня будет завершена в течение лета. Далее собор будет освящен, и осенью в нем состоится первая служба.
Говорят, не стоит село без храма. Это правда. И дело не в том, что жители Палатки уж прямо так религиозны. Верующих у нас не больше и не меньше, чем в других городках и поселках, возникших в советское время. То есть, скорее, не очень много таковых у нас. Но церковь — это всегда основа основ любого населенного пункта. Это, в конце концов, просто указание на то, что здесь люди живут и намерены в этих местах долго оставаться, корни пускать. Ну а в нашем случае жителям поселка вдвойне повезло. Ведь у нас благодаря палехским мастерам не просто храм, а настоящий музей будет, который, думаю, станет местом притяжения людей независимо от степени их религиозности или принадлежности к той или иной конфессии.
Справка SmartNews
Палех, поселок в Ивановской области, часто называют селом иконописцев и художников, иногда — селом-академией. Из 5 тыс. жителей Палеха большинство занимаются ремеслом традиционной палехской лаковой миниатюры либо же искусством иконописи, а настоящим «градообразующим предприятием» поселка является Палехское художественное училище. Начиная с XVIII века и до наших дней Палех был и остается центром русской иконописи. По палехским канонам расписаны многие храмы, построенные в XVIII–XIX веках в центральных регионах России. Работали палехские мастера и в Московском Кремле. В частности, ими расписана Грановитая палата.
Видео
Дороги старых мастеров. Палех
Видео: ТК Культура
Палехская иконопись — стиль по своему уникальный…Необычности ему придает еще и то, что почти так же церкви расписывали наши предки сотни лет назад.Только палехский стиль немножко осовременился и взяв все лучшее из древних школ иконописей, сумел в то же время привнести что-то свое
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе