В следующие два года вокруг Байкала планируется построить первые объекты инфраструктуры особой экономической зоны «Байкальское кольцо». Изначально эта зона находилась в границах горнолыжной базы «Гора Соболиная» и побережья Байкала. В скором времени в нее будут включены территории поселка Листвянка и порта озера.
Иркутские власти и министерство экономического развития еще осенью прошлого года проверили земли и объекты недвижимости в границах прежней особой экономической зоны (ОЭЗ). До этого в декабре 2011 года ведомство подписало соглашение с партнерами проекта — горнолыжным комплексом «Гора Соболиная» и «Илим Байкал». Известно, что ГК «Гора Соболиная» планирует инвестировать 1,3 млрд рублей в реконструкцию и расширение горнолыжного курорта, а «Илим Байкал» собирается построить новую базу отдыха на берегу Байкала. Два года назад оба инвестора планировали в 2013 году уже приступить к строительству объектов. Однако, согласно официальным сообщениям, в данный момент четыре проекта находятся пока в процессе подготовки к защите на экспертном совете Федерации. На этом фоне областное правительство решило расширить границы «Байкальского кольца».
Справка SmartNews
Границы особой экономической зоны (ОЭЗ) в Приангарье меняются не первый раз. Так, изначально в планах по запуску особой экономической зоны туристско-рекреационного типа шесть лет назад был указан Слюдянский район. Тогда же проект был громко назван «Воротами Байкала».
Затем в 2010 году границы будущей ОЭЗ поменяли вместе с постановлением российского правительства «Об особой экономической зоне туристско-рекреационного типа, созданной на территории Иркутской области», согласно которому ОЭЗ планировалось создать на землях горнолыжного курорта «Гора Соболиная» и в районе поселка Мангутай.
Теперь власти делают акцент на уже развитые территории с наработанным потоком туристов — всё для того, чтобы повысить эффективность ОЭЗ. По предварительной информации, расширение зоны планируется за счет включения поселка Листвянка и порта Байкал. Правительство области рассчитывает, что процедура убьет сразу двух зайцев — обеспечит новый проект немалым количеством туристов и туроператорами с более-менее готовыми объектами, а также привлечет дополнительные деньги на развитие этих перспективных территорий. Так, по приблизительным оценкам, в поселок Листвянка ежегодно приезжает порядка 250-300 тыс. туристов, в порт Байкал — около 20 тыс. человек.
В целом мы сформируем туристический кластер «Байкальское кольцо», в который войдет не только Иркутская область, но и Республика Бурятия. Правда, для этого предстоит проделать долгий путь, так как создание «Байкальского кольца» потребует развития территории в комплексе. Это касается и объектов недвижимости, и транспорта, в том числе авиационного. Сейчас нам, к сожалению, приходится наверстывать, так как о себе дают знать проблемы прошлых лет. Так, ранее немалые средства область потратила на проектирование нового аэропорта Иркутска в районе Ключевой Пади. Выяснилось, что там вообще невозможно строительство подобных объектов. А деньги потрачены. С особой экономической зоной ситуация схожая — ее планировали разместить то тут, то там. Получается, на поиски оптимального места вновь потратили крупные суммы. Поэтому мы будем подходить к проекту очень ответственно. К примеру, отчитываться об эффективности развития туристической отрасли правильно качеством, а не количеством туристов. Какое значение имеет рост туристического потока, если в регионе нет мусороперерабатывающего завода или профессионалов в области туризма?
Официально проект ОЭЗ сейчас должен развиваться по четырехлетней целевой программе. В ее рамках областной и федеральный бюджеты должны за четыре года — с 2012-го по 2015-й — инвестировать более 2 млрд рублей в строительство инженерии внутренней и внешней как на территории самой ОЭЗ, так и на прилегающей, включая технологическое присоединение к коммунальным сетям Байкальска.
Областное управление капстроительства утвердило график исполнения всех процедур проектирования и возведения объектов инфраструктуры «Байкальского кольца». Также одобрен план действий по присоединению объектов ОЭЗ к электрическим сетям.
Так, на нынешний год запланирован старт постройки коммуникационных и околотранспортных объектов: контрольно-пропускные пункты и автостоянки, пешеходные мосты и сеть дорог и улиц с наружным освещением, а также сети ливневой канализации, водопровод и водозаборы, местные очистные сооружения ливневых стоков. Эти объекты, а также благоустройство и озеленение зоны власти рассчитывают профинансировать за счет бюджета области.
На данный момент работы по оснащению ОЭЗ инфраструктурой идут точно в графике. Все отставания от графика, зафиксированные ранее, уже наверстали. Плюс к этому мы расширяем границы ОЭЗ с учетом того, что в кластер решено включить Кругобайкальскую железную дорогу, поселок Листвянка и порт Байкал.
Аналитики уверены, что если темпы удастся удержать и открыть первые объекты ОЭЗ уже в следующем году, то можно рассчитывать на резкое увеличение иностранного турпотока на Байкал и скорую окупаемость инвестиций в байкальский кластер.
— Старт в 2014 году позволит привлечь внимание к Байкалу со стороны туристов, приехавших в Россию в связи с Олимпиадой в Сочи. Бренд Байкала уже широко известен за пределами страны. Надо только поддержать его нужным количеством гостиниц, ресторанов и т. п.
— Достаточное число гостиниц не единственное требование. У Байкала есть еще одна проблема в туротрасли, кроме неподготовленности местной инфраструктуры, — очень дорого сюда добираться. Авиабилеты от Москвы до Иркутска, к примеру, стоят дороже, чем из Москвы до Вашингтона.
Видео
Байкал в районе поселка Листвянка
Видео: SuperSergeyka на Youtube
Все это правильные меры, не думаю, что они пагубно скажутся на Байкале. Надо развивать такой большой потенциал, чтобы не только из России, но и из других стран туристы приезжали.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе