В Иркутске более сотни деревянных домов, признанных памятниками архитектуры, стали пристанищем для мигрантов и бомжей. Многие находятся в аварийном состоянии, но ремонтировать их не на что. Городские чиновники предлагают решить обе проблемы, сдав дома в аренду под офисы.
В Иркутске насчитывается 1100 памятников архитектуры, и большинство из них — деревянные постройки в аварийном состоянии. В основном эти здания находятся в центре города. Их активно заселяют бомжи, которые то и дело устраивают пожары в историческом наследии.
Деревянное наследие Иркутска мы теряем с каждым днем: в некоторых домах селятся лица без определенного места жительства, которые провоцируют пожары, большая часть деревянных домов в центре города сдана в аренду трудовым мигрантам. Мы наблюдаем маргинализацию городского центра, в то время как хотелось бы вернуть обеспеченных людей в город, создать в нем комфортную для жизни, интеллигентную среду. Конечно, и это нам показывает и опыт восстановления 130-го квартала, гораздо более перспективно реконструировать дом под офисное помещение, под частный бизнес, но хочется надеяться, что со временем и жизнь в восстановленных домах-памятниках станет элементом престижа.
Эксперты не исключают, что Иркутск имеет шанс стать всероссийским центром деревянного зодчества, привлекающим международное внимание. Уже сейчас здесь проходят реставрационные семинары, проводятся исторические и архитектурные исследования. Однако не все в Иркутске с оптимизмом относятся к идее восстановления старинных домов.
Этим безумным накапливанием памятников мы уродуем город. По непонятным причинам, назначая памятниками иногда рядовую застройку, мы не даем возможность перестраивать целые кварталы. Нам необходимо провести научную ревизию с привлечением общественности и переоценку количества памятников, радикальное его сокращение. Модель взаимодействия городских властей с инвесторами через АРПИ мне кажется точечной и уникальной, но не системной. С таким подходом все проблемы памятников мы не решим. Механизм может сработать на самых «вкусных» объектах, а потом зависнуть. Мне кажется, что нам в городе вполне достаточно 130-го квартала, а если его тиражировать, то это уже не будет современный город, не город XXI века.
На балансе города находится около 300 памятников архитектуры. Местные чиновники и политики считают: для того чтобы привести в порядок центр Иркутска и отреставрировать памятники архитектуры, одних только вложений мэрии будет недостаточно. Поэтому к работе привлекают бизнес на условиях частно-государственного партнерства. В прошлом году в городе появилось Агентство развития памятников Иркутска (АРПИ). Его задача — помочь найти бизнесменам общий язык с бюрократическими структурами, поскольку перед реставрацией памятников архитектуры надо пройти через разные согласования.
АРПИ предлагает будущим инвесторам уже расселенные дома, некоторые из них имеют готовую проектно-сметную документацию. Но у будущего собственника есть возможность внести не противоречащие закону изменения в предлагаемый проект реставрации, чтобы приспособить здание под какое-то заведение. Скажем, под антикафе, чайную или спа-салон.
Мне кажется, что сегодня потенциал общественных пространств в домах-памятниках не исчерпан. Городу нужны мини-офисы, мини-кафе, удобные переговорные площадки. Думаю, что пока все же именно эти варианты, а не жилье могут быть максимально привлекательны для инвесторов.
Между тем свободных участков под строительство в центральной части Иркутска практически не осталось. А поскольку памятники архитектуры находятся в центре города, их реставрация — один из немногих способов приобрести недвижимость в центре.
Видео
Будущий собственник земельного участка, на котором расположен дом-памятник, определяется по результатам конкурса. Конкурсная документация выставляется на сайте администрации Иркутска. От инвестора требуется собрать пакет документов, внести задаток в размере 20% от стоимости участка и определиться с предложением по стоимости участка. Мы надеемся, что инвестиционный цикл будет занимать 1,5–2 года. Выгоду для инвестора представляет тот факт, что он получает в собственность участок земли в центре города. При этом с учетом затрат на восстановление памятника итоговая сумма все равно получается примерно в два раза ниже, чем при покупке недвижимости в центре Иркутска. Кроме того, после завершения реставрации инвестор получает сам объект в собственность.
В идеале власти города хотели бы восстанавливать центр целыми кварталами деревянной застройки. Так в Иркутске был отреставрирован квартал, где жили ссыльные декабристы. Кроме того, специалисты отреставрировали 130-й квартал — это парадно-туристическая часть города с пабами и сувенирными лавками.
проще надо как было с памятниками на Бытовой — спалили, обсудили, потом еще парочку спалили.
жить в деревянном доме в центре вполне удобно, но есть коммунальные проблемы. Управляющим компаниям невыгодно работать с этими домами и слишком хлопотно — здесь нужны какие-то решения гор.власти.