Спецпроект

Легенды края

Крокодилы и падающая башня. SmartNews собрал легенды Удмуртии

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Allatur/Wikimedia Commons

Большинство легенд в Удмуртии связаны со старинным оружейным заводом, который долгое время был центром всей жизни Ижевска. В разные времена здесь ходили легенды и о здании завода, и об оружейниках. Самые яркие из этих легенд и мифов до сих пор сохранились в народе.

Башня Ижевского завода

Стены Ижевского оружейного завода, важнейшего здания в истории города, да и всего региона, хранят множество историй и легенд. Одна из таких историй связана с главным заводским корпусом. Над огромным центральным зданием завода возвышается башня, которая уже почти 200 лет слегка наклонена. По словам местных историков, впервые это «падение» было зафиксировано еще в 1836 году.

Причиной появления наклона считают ошибки в строительстве, которые основатель оружейного завода Андрей Дерябин пытался устранить еще в первые годы функционирования здания. Для разрешения проблемы он предложил построить внутри здания специальный канал для отвода воды с целью предотвратить оседание стен. Но и тут строители ошиблись, построив такой канал с южной стороны. В итоге, как ни пытались ремонтировать здание, а в ХХ веке для этого приезжали даже строители из Италии, проблема не была решена. На сегодняшний день крен башни составляет уже около 12 градусов.

В XIX веке выстроили огромный заводской корпус с башней, ставшей символом нашего города. Заводские башни на Урале и в Приуралье всегда были окутаны романтической дымкой легенд и преданий — вспомните хотя бы знаменитую падающую Невьянскую башню, выстроенную мастеровыми Демидовых. Наша башня не менее романтична и легендарна. Пиза, Невьянск… Добавьте к этим городам и Ижевск. Если внимательно присмотреться к башне, то увидите, что она имеет заметный крен в южную сторону — сегодня он составляет уже 120 сантиметров.

Видео

Видео: «Россия 24 — Удмуртия»

Промоина в плотине

Базой для еще одной легенды, связанной с заводом, стал случай, произошедший в конце XVIII — начале XIX века. Тогда ижевцы обнаружили промоину в заводской плотине, которая очень быстро увеличивалась. Сюда тут же стянули солдат, работавших на плотине, и сутки пытались засыпать промоину всеми подручными средствами: в ход шел гравий, песок, земля, глина, дрова и многое другое. Сутки борьбы с промоиной оказались безрезультатны.

Было решено спускаться под воду, чтобы исследовать дно и обнаружить выход потока воды. Собрали самых крепких парней и соорудили приспособление для ныряния, но водолазы дна не достигли, а один из добровольцев так и не смог вынырнуть.

Тут ижевцы вспомнили истории и легенды об убитом и тайно погребенном в плотине сыне местного язычника, который грозился страшными карами и проклятиями. Жителям тогда стало ясно: сбылось проклятие — земля разверзлась под ногами.

Тут-то и вспомнились разговоры об убитом и тайно зарытом в плотине сыне местного служителя языческого культа. На его одежду и добрую лошадь позарились другие строители и, выбрав удобный момент, ударили молодого удмуртского парня по голове дубинкой, а тело зарыли в плотине. Искал отец своего сына, да нигде не нашел. Наконец в одном месте упал старый шаман на землю, вскинул к небу руки: «Отдайте сына, он здесь лежит — его убили и закопали!»

Фото: Wikimedia Commons

К месту бедствия начали стягиваться ижевцы с дарами: кто с хлебом, кто с древесным углем, а кто-то и с драгоценностями — все было сброшено в провал. Все мольбы горожан были направлены лишь на спасение. К счастью, после этого промоина закрылась. Местные жители остались в полной уверенности в расплате за свои грехи. Место той промоины можно определить и сейчас, внимательно взглянув на плотину.

Двуглавый орел на дне Ижевского пруда

Еще одна легенда из истории оружейного завода пока так и не нашла подтверждения. Та самая накрененная башня завода при строительстве была украшена бронзовой скульптурой двуглавого орла, который лапами подпирал французских орлов, вражеские знамена и пушки. Но когда в Ижевск нагрянули красные, двуглавого орла скинули с башни и, поместив его на деревянный плот, утопили в Ижевском пруду. Со временем после смены власти решено было поднять со дна царского орла. Собрали деньги, организовали подъем реликвии со дна пруда. Но только так и не нашли скульптуру. Со дна все-таки что-то подняли, но орел ли это, никто так и не смог подтвердить. Кладоискатели до сих пор периодически ныряют в пруд в поисках реликвии, но пока эти старания тщетны.

Никаких доказательств тому, что большевики в 1919 году действительно утопили орла, нет. К тому же не стоит забывать, что бронза всегда была дорогим металлом, и гораздо логичнее было бы отправить орла в переплавку, а не топить их — пусть даже из идеологических соображений.

Ижевские крокодилы

Особое место в удмуртских легендах занимают ижевские крокодилы. В Ижевске ходит множество то ли шуточных, то ли правдивых легенд о местных крокодилах. В конце XIX века несколько жителей тогда еще села Ижево заметили в реке Карлутке страшного африканского крокодила. Народ тут же решил, что появление животного — знак о наказании за грехи. Слухи, конечно же, так и не подтвердились, но истории о крокодилах в местной речке ходили еще долго.

На этом истории о крокодилах в Ижевске не заканчиваются. Существует легенда о том, что однажды из передвижного зоопарка, гастролировавшего в поселке Ижевский Завод, сбежал крокодил, которого долго искали. Рептилию то ли нашли, то ли оставили, а может, ее и не существовало. Сегодня в Ижевске есть памятник крокодилу, который стал уже своеобразным символом тех историй и легенд о крокодилах, которые якобы были замечены когда-то в Ижевске.

Ижевские крокодилы также исторически означают для местных жителей и другую не менее интересную историю. Дело в том, что крокодилами когда-то дразнили ижевских оружейных мастеров. Говорили так неспроста: лучшим ижевским оружейникам в то время вручали длинные, расшитые золотом зеленые кафтаны и цилиндры. Оружейники гордо носили это одеяние как элемент принадлежности к элите. Сходство с рептилией сразу бросалось в глаза, в итоге местные жители и простые горожане дразнили их крокодилами. Так и закрепилась в языке фраза «ижевские крокодилы».

К сожалению, одновременно с «реабилитацией» лучших мастеровых людей практически во всех СМИ Ижевска велась кампания по принижению и осмеянию кафтанщиков. Единственным толчком к этой лавине дезинформации послужило ничем не подтверждаемое суждение о том, что якобы кому-то когда-то кафтан напомнил крокодила. Монументальным итогом этого далеко не безобидного мифотворчества явился антиисторический по сути и анти-художественный по форме «Памятник крокодилу» на той же — Советской (Троицкой) улице. Главная городская ось, имеющая огромное историческое значение, стала соединять два полюса: История и шутовство, реальность — и новейшее мифотворчество, патриотизм — и циничное высмеивание предков, высокое искусство ансамбля — и «постмодернистская» анархия, поскольку это чудище воткнуто на центральную магистраль, вне ансамбля, без всякого согласования с градостроительным советом.

Евгений Шумилов, историк, краевед, из книги «Царские кафтанщики» как символ Ижевска: мифы и реалии»

Университет «на костях»

Одно из самых таинственных мест Ижевска находится практически в центре города, возле Удмуртского госуниверситета и ледового дворца. Когда-то здесь располагалось Троицкое кладбище, но в 1932 году его сровняли с землей, а на этом месте построили университет и спортивный комплекс. Только вот останки захоронений находят до сих пор.

Буквально в прошлом году здесь началось строительство бассейна, пока готовили землю для работ, снова наткнулись на множество костей, работы по строительству были остановлены. Археологи и историки университета обработали территорию и останки перезахоронили. Только эти места все еще связывают с мистическими событиями и считают явно не самым благоприятным местом.

Территория рядом с бывшим кладбищем. Фото: Wikimedia Commons

Начали рыть котлованы и, конечно, обнаружили множество костей. Строители остановили работу. Летом прошлого года мы проводили раскопки и выборку погребений. На Северном кладбище было выделено специальное место для перезахоронения.

Прислал
Кирилл Каганцев

Ха, в каждом порядочном городе есть свои истории про крокодилов в подземельях:) без этого никуда, и Ижевск в этом не исключение. Единственное — так это вряд ли можно говорить о крокодилах с 19 века. Тогда еще и крокодилов не все видели, а легенда кочует из города в город:)

Автор

Азалия Салахова

Над статьей работали

Михаил Виноградов, Кирилл Каганцев

6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Кирилл Каганцев 3 марта 2014, 13:49, Изменено: 24 марта 2014, 19:11

Ха, в каждом порядочном городе есть свои истории про крокодилов в подземельях:) без этого никуда, и Ижевск в этом не исключение. Единственное - так это вряд ли можно говорить о крокодилах с 19 века. Тогда еще и крокодилов не все видели, а легенда кочует из города в город:)

Александр Истратов 3 марта 2014, 14:40

А представляете, если эта башня таки возьмет, да и шлепнется снова? Вот умора будет... почище знаменитой пизанской же будет. Только лишь бы не на людей. А так - все это шутки... строители просто просчитались, да и все.

Андрей Сазонов 3 марта 2014, 14:44

Вопрос с плотиной остается открытым: Что же там было такое, что ее не могли с первого раза засыпать?

Олег Васильев 20 марта 2014, 20:26

Легенды Удмуртии - это легенды удмуртского народа, их очень много, а как иначе, если удмурты - один из самых многочисленных финно-угорских народов на территории России? Но Ижевск - русский город, он основан русскими и воспроизводит русскую культуру. Да и все эксперты в статье - русские. (Я с ними всеми знаком, это замечательные люди) Поэтому тема не совсем верна. Мы здесь уже привыкли к такой путанице, хотя бывает немного обидно и русским, и удмуртам. Мы тут живём тесной семьёй, но мы не одно и то же.

Олег Васильев 20 марта 2014, 20:36

Теперь о легендах и просто забавном.
Когда в середине 18-го века основали Железоделательный завод на р.Иж, давший начало городу, то удмурты его сильно невзлюбили и молились за то, чтобы он сгорел и провалился сквозь землю. Завод хоть и горел, но по-настоящему расправился с ним Емельян Пугачёв, которого в селе на Иже встретили хлебом-солью, принимая за нового царя.
Но удмурты привыкли к заводу со временем и стали ездить в Ижевск на базар. Бывало, выставит свой товар рыжеволосый конопатый житель деревни Монья или Поршур, его спрашивают "Сколько?". А он подумает, переступит с ноги на ногу, ещё подумает, и ответит тревожно "Дак не знаю".
Это я прочёл ещё давно. Надеюсь, не сильно переврал :)

Олег Васильев 24 марта 2014, 16:58

Немного удмуртских легенд и мифов с щепоткой юмора :)

http://mp3tune.net/baza/Древняя%20легенда

Включите, пожалуйста "Древняя легенда о том, как удмурты научились курить" и "Древняя легенда о том, как удмурты проявили гостеприимство"

Здесь забавная песня удмуртской певицы Надежды Уткиной "Глазовский вотяк". Вотяк - старое название удмуртов. Вы услышите русский с удмуртским акцентом -объект добрых шуток местных жителей. Его можно услышать порой в Ижевске, но чаще в районах или в северной столице Удмуртии - городе Глазове.
http://video.yandex.ru/users/m...

Добавить комментарий

Новое на сайте