Фото: izh.ru
Студия Артемия Лебедева разработала для Ижевска новый логотип. Большинству жителей столицы Удмуртии он категорически не понравился. Они сочли, что разноцветная буква «Ж» вызывает ассоциации с логотипом международного движения секс-меньшинств и не может быть символом города, снабдившего полмира автоматами Калашникова. Корреспондент SmartNews выяснял, зачем российским городам вообще нужны собственные логотипы.
У столицы Удмуртии Ижевска появился собственный логотип. Его за полгода разработала Студия Артемия Лебедева. Разноцветный солярный знак, стилизованный под букву «Ж», может стать символом города и использоваться на всех городских мероприятиях.
Логотип города. Фото: artlebedev.ru
Чтобы качественно выполнить заказ по разработке логотипа для Ижевска, Артемий Лебедев дважды посетил столицу Удмуртии, чтобы «погрузиться в ее атмосферу». Дизайнеры студии составили представление о специфике города.
Ижевск, основанный в 1760 году, является столицей Удмуртской Республики. Город известен производством стрелкового оружия, мотоциклов и автомобилей. В Ижевске собирались легендарные «каблучки» и «Планеты», там выпускаются автоматы Калашникова и пистолеты Макарова и создается нефтегазовое оборудование и медицинская техника.
По мнению авторов, новый логотип Ижевска содержит элементы, напоминающие обо всех основных составляющих имиджа столицы Удмуртии. А богатая цветовая палитра позволит использовать его для создания самой различной сувенирной продукции.
В логотипе объединились удмуртский солярный символ-оберег, в котором легко читается буква Ж, трафаретный шрифт, символизирующий заводские традиции, а самые внимательные найдут и рожок от «калаша».
Заказчик — администрация Ижевска — заявил, что узнаваемый логотип очень нужен городу. Он поможет четко позиционировать столицу Удмуртии в глазах туристов и инвесторов. Тем не менее чиновники признали, что далеко не все ижевчане пока разделяют эту точку зрения.
Здание администрации города Ижевска. Фото: stroyka.kraftplast.com
Не всем пока очевидно, что это совершенно необходимая вещь. И не стоит путать его с официальной символикой или историческими образами конкретных объектов.
Жителей Ижевска больше всего заинтересовал финансовый вопрос: в какую сумму обошелся городу новый логотип? Администрация города не стала озвучивать стоимость работ одной из самых престижных дизайнерских студий России, заявив только, что они были оплачены из внебюджетных источников. Если учитывать, что с Ярославля Студия Артемия Лебедева взяла за логотип 400 тыс. рублей, логично предположить, что примерно столько же пришлось выложить и Ижевску. Дизайнерское сообщество столицы Удмуртии шокировано, что столь лакомый кусочек отдали на сторону, и изнывает от зависти.
Может, это и правда зависть, но давайте разберемся. Примерная стоимость разработки логотипа по сложившимся в Ижевске расценкам — не более 500 долларов. Я понимаю, что когда работаешь с Артемием Лебедевым, то переплачиваешь за бренд. Но не в десятки же раз! То, что его студия делала полгода, любой дизайнер может сделать за день, ну за неделю, если учитывать время на согласование с заказчиком. У нас сперва жалуются, что в городе мало хороших дизайнеров, а потом сами же и провоцируют такую ситуацию, отдавая все «сладкие» заказы в Москву.
Большинство местных дизайнеров стыдливо обходят вопрос стоимости работы Студии Артемия Лебедева, зато не стесняются высказать претензии к ее качеству.
Ижевску еще повезло. Посмотрите сделанные Лебедевым логотипы Ярославля, Одессы или Перми. Может, я чего-то не понимаю, но не нужно особого ума, чтобы в итоге взять стрелочку из стандартного набора символов, якорь из клип-арта или нарисовать красную букву «П». Кстати, о букве «П». С чем она у вас ассоциируется? Точно не с названием Перми. Впрочем, есть хоть какая-то логика, что для логотипа Перми выбрали «П», все-таки с нее начинается название города. А за что символом Ижевска стала буква «Ж»? Не понимаю, зачем нужны такие коннотации. Надо быть Артемием Лебедевым, чтобы продать за такие деньги буквы «П» и «Ж». Теперь в дизайнерском мире его можно будет называть «господином Пэ Же».
Самый убедительный аргумент против нового логотипа состоит в том, что его использование влетит городскому бюджету в копеечку. Чем больше цветов — тем выше стоимость нанесения символики при изготовлении сувенирной продукции.
Если печатать этот логотип в один цвет, он перестанет быть узнаваемым. А чем больше цветов, например, при шелкографии, тем дороже будет конечная стоимость. Те же пластиковые пакеты с этим логотипом станут золотыми. Плюс он плохо масштабируется, а это уже очень серьезный недостаток. И это не вдаваясь в рассуждения о том, как разноцветная вертушка будет выглядеть на официальном бланке и насколько она подходит городу с брутальным имиджем, полмира снабдившему автоматами «Калашников».
Видео
Студия Артемия Лебедева с презентацией логотипа Ярославля
Видео: Ро-Ма-Н-Улкин
Впрочем, хорош или плох новый логотип Ижевска — дело десятое. Его появление спровоцировало другую дискуссию, более значимую: а зачем вообще российским городам в целом и Ижевску в частности нужны логотипы, когда у них уже есть гербы? Мнения разделились, но все же голосов за больше, чем против.
— Создание логотипа в XXI веке равносильно созданию герба в прошлом. Это герб для молодого поколения, который должен быть ярким, узнаваемым, популярным, но необязательно отражать традиции и историю города. Логотип и брендирование — это фишка для привлечения туристов в город, и эта фишка должна быть хорошо продуманной в маркетинговом смысле.
Если это будет хороший логотип с яркой идеей, если у города есть на ее реализацию средства, почему бы и нет. У множества западных городов есть свои логотипы, которые вызывают у нас четкие ассоциации с местом. В основном у туристов, конечно. В Удмуртии последнее время много говорят о становлении внутреннего туризма, интересный логотип столицы региона в этой связи будет только в плюс развитию.
— Это тренд, пришедший с Запада: у каждого современного города должен быть свой логотип. Он не подменяет такую официальную символику, как герб, а выполняет иные функции, существуя параллельно с ним. Его наличие — показатель успешности развития города, одновременно демонстрирующий направление, в котором оно идет. Логотип — это своего рода товарный знак, с помощью которого город продает себя туристам и инвесторам. А герб — это геральдический символ. Его использование допустимо не во всех ситуациях. Логотип же — стилистически сниженный вариант официальной символики, что позволяет использовать его на кружках, пакетах, воздушных шариках — в общем, везде, где это понадобится. Это визуальный способ обозначить свое место в ряду других городов.
19 комментариев к материалу.