Форт № 5 «Король Фридрих-Вильгельм III». Фото: Sipaeva Katerina/panoramio
Власти западной губернии решили развивать еще один бренд главного города — «Калининград фортификационный». Для этого решено изготовить более десятка информационных щитов и установить на подступах к крепостям и фортам.
Правительство Калининградской области в очередной раз готово вложить деньги в туристическую привлекательность региона. В региональном министерстве разработано техзадание на установку
13 информационных щитов, рассказывающих гостям и жителям о знаменитых фортах города и указывающих путь к цитаделям. Чиновники считают: без наглядной агитации туриста в область не заманить.
Наш город — город интереснейших исторических событий, всегда ассоциировался с городом-крепостью. С момента его основания при тевтонских рыцарях и середины прошлого века в Кенигсберге строились укрепления, редуты, валы, крепости. Приехавшего в гости к нам туриста, не обладающего необходимой информацией, вряд ли заинтересует обилие фортов и равелинов. Когда же он узнает, что каждая цитадель имеет свою интереснейшую историю, наверняка захочет побывать у нас еще и еще.
Деньги по губернским масштабам на изготовление подобных указателей потребуются небольшие — 299 тыс. рублей на весь проект. Согласно техническому заданию на каждом щите должны быть представлены сведения о маршруте «Калининград фортификационный», а также подробные сведения о каждом объекте, рядом с которым будет установлен информационный щит.
Форты и крепости — это один из наших брендов. Нельзя говорить, что в данном случае предлагается что-то новое. В Калининград в частном порядке приезжает немало наших соотечественников и иностранцев, готовых днями и ночами исследовать старые крепости и блуждать по подземным лабиринтам. Без сомнения, систематизированный маршрут по фортам Кёнигсберга будет пользоваться устойчивым спросом.
Узнавшие о давно востребованной новации калининградцы в третьем поколении не сомневаются: указатели понадобятся не только гостям западной губернии.
В нашем городе сегодня не так уж мало молодежи, которая вряд ли знает историю крепости Фридриха Великого. Вряд ли отличит Бранденбургские ворота от Закхаймских. Вот чтобы претендовать на статус цивилизованных людей, необходимо знать историю своей Родины. Как большой, так и малой. Я ходил в школу в период, когда с любым наследием Восточной Пруссии шла безжалостная идеологическая борьба. И нам учителя истории, кстати, люди с партийными билетами, рассказывали о древних фортах и бастионах наперекор всем инструкциям свыше. Может, потому мы так и впитывали эти рассказы, что над классом витал какой-то дух протеста против номенклатурной глупости, хотя тогда мы этого, может, и не понимали. Сейчас о фортах можно подробно только из книг и кинофильмов узнать.
Видео
Видео: Калининград КДМ на YouTube
форты Кёнигсберга
Между тем любители старины не без оснований полагают, что изготовление информационных щитов — малая толика того, что может привлечь в регион дополнительную армию туристов.
В Калининград приезжаю достаточно часто, и каждый раз поражает один и тот же диссонанс. Взлетающие с завидной регулярностью вверх торговые центры и сыплющиеся на глазах памятники старины. Посмотрите, что происходит с бастионом «Прегель». У любого нормального человека при виде этого варварства сердце кровью обливается. Бастион, находящийся в собственности правительства региона, осыпается на глазах, внутри можно наткнуться на кучи мусора. Конечно, щиты нужны, но, однажды вняв призыву посмотреть всё своими глазами, простой турист ужаснется и больше никогда не захочет видеть это убожество.
В правительстве региона не отрицают: часть объектов исторического наследия нуждается и в реставрации, и в перманентном уходе. Вряд ли выделенные на изготовление щитов деньги кардинально поправили бы ситуацию. Сегодня в области официально зарегистрировано порядка 1600 памятников культурного наследия, 400 из которых принадлежат частным владельцам. Найти средства на приведение в порядок всех особо ценных замков и крепостей не хватит и десяти годовых бюджетов области. Поэтому региональные власти, не планируя отказываться от просветительской агитации, не первый год тратят определенные суммы на сохранение живой истории края.