Время железнодорожного путешествия из Калининграда в Москву будут сокращать последовательно. К такому решению пришли власти Калининградской области, проанализировав технические возможности Калининградской железной дороги и процедуры прохода пограничных пунктов.
Федеральные власти не оставляют мысли максимально приблизить к столице страны западную губернию России. Если не по расстоянию, то по времени железнодорожного пути. Минувшим летом была обнародована и конкретная цель: сократить время движения фирменного поезда «Янтарь», курсирующего между Москвой и Калининградом, на девять часов. Специалисты утверждают: проект более чем реалистичен, но самая главная его проблема кроется в деталях: скорость движения придется наращивать постепенно.
Сегодня время движения столичного поезда составляет почти 21 час. Можно ли сократить его до 12 часов? Отвечаю: можно! При этом никаких высокоскоростных магистралей не потребуется. И «Сапсаны» на этих линиях не нужны. Нынешние параметры полотна способствуют прохождению поездов со скоростью 140 км/ч. Не имею полномочий говорить за все участки, но возьмем, к примеру, нашу область. Поезд имеет возможность двигаться со скоростью 110 км/ч, а движется 60 км/ч по простой причине: у нас на каждые 10 км минимум один переход. Машинисту приходится то набирать скорость, то тормозить. Если же оптимизировать количество переездов, организовать в регионе нормальные транспортные развязки, то при следовании только по территории Янтарного края путешествие сократится более чем на час.
Видео
Поезда Москва — Калининград идут со скоростью не более 60 км/ч
Видео: SergeySergeevichE на YouTube
Мнение калининградских железнодорожников целиком и полностью поддерживают в столице. Не стоит заниматься сразу глобальной реконструкцией. В первую очередь нужно оценить резервы на отдельных участках пути, при этом согласовав свои действия с коллегами из Литвы и Белоруссии.
Вопрос о сокращении времени движения пассажирских поездов на направлении Калининград — Москва обсуждается регулярно. К сожалению, не всё зависит от нас. Белорусская и литовская железные дороги также должны внести свою лепту. Соседи планируют ввести ускоренное сообщение между Минском и Вильнюсом, тогда мы сможем сконцентрировать свои усилия на участке от Вильнюса до Калининграда.
Ждать у моря погоды, конечно же, в столице не собираются. Поэтапное сокращение времени начнется уже в 2015 году, когда РЖД планирует открыть скоростной железнодорожный коридор Москва — Минск — Берлин. Часть этой магистрали — до столицы Белоруссии — также пойдет в актив калининградского направления, а это уже почти половина пути до западной губернии. Региональные политики считают, что, помимо модернизации путей, сократить железнодорожное путешествие можно за счет оптимизации некоторых формальностей.
Процесс движения никого особо не раздражает, а вот простои на погранпереходах — всех и очень сильно. Я до сих пор не понимаю, почему транзитные поезда делают плановые стоянки по два с лишним часа для таможенного досмотра. Детальный таможенный контроль пассажиров, высаживающихся в Вильнюсе или Каунасе, можно проводить и на станциях назначения. Сегодня уже наши таможенные специалисты и пограничники говорят, если поступит команда, сократим время проверки.
В областном парламенте прекрасно понимают: подобная команда может поступить только на основе взаимных международных договоренностей на самом высоком уровне. При этом от этого выиграют все стороны.
Железнодорожный транспорт утратил свою былую привлекательность именно из-за диссонанса времени путешествий и цены. Стоимость билетов сравнима с авиа, а вот время… Поэтому, если поезд будет проходить расстояние от Калининграда до столицы за одну ночь, маршрут станет более рентабелен и востребован. А это финансовый плюс не только для РЖД, но и для их коллег из сопредельных стран.
В Министерстве транспорта России уверены: поэтапное сокращение времени пути до западной губернии — дело ближайшего будущего. Датой икс в принципиальном решении данного вопроса называется 2018 год, когда Калининград примет матчи чемпионата мира по футболу. К тому времени поклонники спорта номер один, следуя за своими командами, должны иметь возможность преодолевать солидные расстояния быстро и по разумной цене.