Памятник великому полководцу Михаилу Барклаю-де-Толли в Калининграде может рассыпаться в любой момент. Виной тому — прогнившие металлические крепежи монумента. Несмотря на регулярный косметический ремонт мемориала, его физическое состояние вызывает опасения у ряда экспертов.
В Калининградской области в критическом состоянии находится монумент, воздвигнутый в память русском полководце Михаиле Барклае-де-Толли. Несмотря на то что мемориальный комплекс, посвященный герою войны 1812 года, находится под охраной Министерства культуры России, крепежные конструкции памятника основательно повреждены коррозией, а сама конструкция, по мнению специалистов, может рассыпаться, как карточный домик
Историки называют Барклая самым знаменитым неизвестным полководцем. Жизнь генерала-фельдмаршала полна неожиданностей и парадоксов. Отстранение от командования в ходе кампании 1812 года, внезапное возвращение из опалы в 1813-м и победоносное шествие Русской армии по всей Европе.
Уникальная и недооцененная пока потомками личность. Основатель Русской разведки, полководец руководивший объединенной армией в великой битве народов. К имени Барклая трепетно относились во всей Европе.
Но не только жизнь, даже смерть полководца оставила почву для пересудов и версий. Барклай-де-Толли скончался в 1818 году в усадьбе Штилитцен, в окрестностях Инстербурга.
Страдая почечнокаменной болезнью, Барклай-де-Толли отправился на лечение в Германию. Однако в дороге вследствие очередного приступа умер. Так как полководец принадлежал к ордену иезуитов, согласно традициям этой организации и последней воле покойного, его сердце было захоронено там же, недалеко от усадьбы, а тело в сопровождении почетного эскорта отправлено в Россию.
Европа не забыла своего освободителя. В 1821 году известный немецкий архитектор и художник Карл Фридрих Шинкель на личные средства короля Фридриха Вильгельма III установил на месте погребения сердца полководца чугунную стелу. На металлическом коробе с четырех сторон было выгравировано посвящение на русском и немецком языках «Достойному полководцу, проложившему себе стезь славы мужеством и храбростью во многих боях и ознаменовавшемуся победами…»
За почти два столетия памятник не требовал к себе большого внимания.
Как правило, монумент регулярно красили, и убирали территорию вокруг комплекса. Однако в 2011 году на стелу Барклая покусился местный вандал, посчитавший, что сосуд с сердцем полководца вызовет неподдельный интерес у коллекционеров. Молодой человек кувалдой выбил одну из титульных плит, но наткнувшись внутри памятника на бетонную стяжку, отказался от своих намерений. Распилил решетку ограждающую комплекс и сдал ее на металлолом.
Вандала поймали и осудили. Тем не менее именно несанкционированное вскрытие мемориала дало возможность любопытствующим оценить его состояние изнутри.
Судя по внешним данным, крепежные детали сильно изъедены коррозией. То есть болты и кронштейны уже не выполняют своих функций. Если провести более глубокий анализ, рискну предположить, что памятник находится к критическом состоянии. То есть внешне основательный монумент может в любой момент рассыпаться. Все что необходимо: заменить кронштейны и болты на новые. Деньги небольшие, и работа не такая уж и объемная.
Видео
Вандалы разбили памятник Барклаю-де-Толли
Видео: russ mult/YouTube
Однако слова озабоченности краеведов и экспертов не были услышаны специалистами профильных служб, отвечающих за охрану памятников. Титульную плиту водрузили на место при помощи нескольких точек сварки.
Перманентная критика в адрес государственной службы охраны объектов культурного наследия вынудила чиновников выделить к юбилею заграничного похода Русской армии 1,5 млн рублей. Но бюджетные деньги оказались распределены весьма необычным способом, львиная доля выделенных средств была направлена на мощение тротуарных дорожек и благоустройство территории.
Затраты на проектирование и проверку сметной документации по ремонтно-восстановительным работам на объекте составили 80,57 тыс. рублей. Затраты на проведение ремонтно-восстановительных работ — 1402,464 тыс. рублей, в том числе 58,233 тыс. рублей на неотложные аварийные и консервационные работы на мемориальном сооружении.
Получилось, что из полутора миллионов непосредственно на памятник было потрачено 58 тыс. рублей. Областные чиновники видимо, посчитали, что внешний лоск мемориала важнее его фактического состояния. Видимо, такую же позицию заняли и в столичном министерстве.
Несмотря на то что из западной провинции в 2011 году ушло ходатайство о финансировании ремонта памятника в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)», в московских кабинетах на это предложение ответили отказом.
1 комментарий к материалу.