Мальчик из Калининграда попросил полицию разобраться с его родителями, которые не разрешают есть чипсы и пиццу. Число жалоб от детей на запреты родителей растет в геометрической прогрессии. Дети начали понимать, что у них есть права, и учатся их отстаивать. Это приводит к курьезам, а психологи опасаются, что со временем это приведет и к «детскому терроризму».
В полицию Калининграда поступил тревожный звонок. Мальчик попросил спасти его от жестоких родителей. Они не разрешают есть много чипсов и пиццы, говорят, что это вредная еда. А он с ними не согласен и просит полицию срочно принять меры, чтобы родители больше не смели запрещать ему есть любимые лакомства когда и сколько захочется. Сотрудники специального детского телефона доверия, на который позвонил мальчик, внимательно его выслушали и даже посочувствовали. А потом постарались убедить, что родители правы.
На телефоне доверия работают грамотные специалисты. Они предложили мальчику договориться с родителями. Например, попросить, чтобы ему разрешили есть чипсы и пиццу раз в месяц, поскольку делать это чаще вредно для растущего организма. После долгой беседы мальчик согласился с доводами. Признал, что родители правы, когда запрещают ему самостоятельно решать, что и когда нужно есть.
К подобным звонкам полицейским не привыкать. Дети просят их принять меры, чтобы родители не запрещали им гулять допоздна, кататься на мопедах, купаться в фонтанах, пить пиво и бегать по крышам. В общем, вести себя, как им заблагорассудится.
Главный принцип нашей работы — это анонимность. Любой ребенок или родитель может позвонить на телефон доверия и быть уверенным, что его выслушают и помогут. Поэтому нам не боятся рассказывать то, что скрывают ото всех. Если ситуация серьезная, мы убеждаем, что необходимо обратиться в правоохранительные органы. Но чаще оснований нет. Родители ставят определенные рамки поведения, а дети с ними не согласны. Возникает конфликт. Самая анекдотическая жалоба, которую я слышала, — что родители запрещают курить и не дают хоть раз переночевать в подвале. Но даже в таких случаях мы обязаны внимательно выслушать и попробовать переубедить звонящего.
В числе консультантов детских телефонов доверия опытные психологи, юристы, специалисты УМВД, представители соцзащиты и Министерства образования. Их главная задача — защитить детей от жестокого обращения, удержать от самоубийства. Однако время, которое они могли бы потратить на спасение чьей-то жизни, консультанты чаще всего вынуждены тратить на обсуждение странных и абсурдных жалоб детей из вполне благополучных семей.
Есть устоявшееся мнение, что чаще всего на телефоны доверия звонят дети из неблагополучных семей. Это не так. Потребность, чтобы их выслушали, есть у всех детей, от уровня дохода семьи она не зависит. Безответно влюбляются, чувствуют себя одинокими, ссорятся с родителями и друзьями все дети, как в богатых, так и в бедных семьях.
Самый безобидный звонок — «Мне страшно дома одному». Самый частый — «Я никому не нужен». Жалобы на родителей звучат почти столь же часто. Сотрудники служб психологической помощи говорят, что обычно у детей нет никаких оснований считать, что мамы и папы неправы.
Бывают, конечно, сложные ситуации, когда мы сами не знаем, что посоветовать. Вот пример: девочке 15 лет, она забеременела. Жалуется: родители настаивают, чтобы она сделала аборт. А сама девочка против и хочет родить ребенка. Кто в этой ситуации прав? Какой дать совет? Очень сложный вопрос. Но чаще ситуации простые и типовые. Родители накладывают вполне разумные запреты, а дети хотят полной свободы и протестуют.
В прошлом году на Всероссийский телефон доверия позвонило более миллиона человек. Для сравнения: в 2010 году звонивших было в шесть раз меньше, всего 156 тысяч. Большинство обратившихся за помощью — дети. Так, в 2013 году от детей поступило 675 тыс. звонков, а от взрослых — 457 тысяч. Жалобы на давление и непонимание со стороны родителей звучат примерно в половине звонков от детей.
— Это очень хорошо, что дети не копят обиды на родителей, а обсуждают их. Хорошо, что они понимают: лучше обратиться к постороннему человеку, который выслушает и рассудит, кто прав. Тем более если это не просто посторонний, а грамотный специалист, который может вынести компетентное суждение. В службах психологической помощи работают именно такие люди. Рост числа звонков говорит о том, что в обществе выросло доверие к психологам. Пришло понимание: есть проблемы, решать которые должен профессионал. А резко возросшее число жалоб на родителей свидетельствует, что современные дети стали активнее отстаивать свои права. Порой это приводит к курьезам, но в целом тенденция, безусловно, позитивная.
Однако психологи высказывают опасение, что все более активное отстаивание детьми своих прав приведет со временем к «детскому терроризму». Требование разрешить есть чипсы и пить пиво в неограниченных количествах — один из звонков, что Россия делает первые шаги по пути, по которому уже прошли западные страны.
— На Западе уже наступили на грабли, к которым мы только идем. Десятилетия борьбы за права детей привели к тому, что они научились ими злоупотреблять и терроризировать родителей. Вот лишь один пример. 14-летней девочке из Израиля мама и папа запретили сидеть за компьютером 24 часа в сутки. Она позвонила в полицию и заявила, что ее систематически избивают родители. Родителей, которые к ней и пальцем никогда не притронулись, едва не лишили родительских прав. Замучили проверками, обязали ходить к психотерапевту. Теперь они в сторону собственной дочери и смотреть боятся, чтоб запрещать ей что-то — и речи нет. И таких примеров сотни во всех странах. Увлекаясь защитой прав детей, нам нужно знать, когда остановиться. Иначе они превратятся в маленьких террористов.
Видео
Детский телефон доверия
Видео: Интерфакс
8 комментариев к материалу.