В Калининградской области развивается продуктовый туризм. Сотни человек каждые выходные устремляются в Польшу за продуктами питания и промтоварами. Отечественные ритейлеры несут убытки, но пока сбрасывать цены не собираются.
После введения в июле прошлого года режима упрощенного приграничного передвижения съездить в сопредельное государство за продуктами для среднестатистического калининградца стало делом обыденным, а с экономической точки зрения очень выгодным. Только за первый квартал со стороны Калининграда зафиксировано почти 200 тыс. пересечений границы страны — члена Евросоюза. Специалисты называют такое явление продуктовым туризмом.
Цели абсолютного большинства таких поездок достаточно прагматичны. Люди едут покупать туда, где дешевле и качественнее. Сегодня цены на целые группы продуктов питания на польской стороне отличаются от стоимости в российских сетях на 70, а то и 120%. Народ у нас умеет считать, поэтому совершенно обоснованно делает выбор в пользу магазинов соседней страны.
Экономику одного продовольственного вояжа посчитать несложно. Граница находится в 50 км от столицы Янтарного края. До нее без особого труда можно добраться на международном автобусе, что обойдется любому желающему максимум в 600 рублей (в два конца). Однако стоит шикнуть и подъехать к «Бедронке» или «Лидлу» — супермаркетам по ту сторону рубежа — на бомбиле. Такая роскошь обойдется семейному бюджету уже в 60 долларов. Накладно, но, с другой стороны, и масштабами покупок в отличие от транспорта общественного себя можно не ограничивать — запросто забить до отказа весь багажник. Большинство же продтуристов в самом автомобилизированном регионе страны пользуются собственной техникой.
Выезжаем в среднем два раза в месяц. Забиваем холодильник и свой, и детей до отказа. По сравнению с калининградскими ценами с учетом затрат на бензин экономим до 200–250 долларов за поездку. Сметана там 18 рублей, у нас 36. Молоко — 20, здесь 40. Вчера привезли внукам клубнику прямо с поля, по 40 рублей за килограмм. Здесь на нашем рынке эта же ягода стоит 150 рублей.
Единственное неудобство, которое может ожидать продтуриста, — непредсказуемость очередей на границе. Иногда в потоке желающих выехать в Евросоюз можно проторчать и шесть часов, но, как правило, дискомфорт ожидания и досмотров составляет не больше полутора часов. А далее калининградец попадает в волшебный мир приемлемых по стоимости и весьма качественных продуктов, где отсутствуют такие прецеденты, как продажа просроченного товара. Свежая, без единой прожилки вырезка здесь стоит 12 злотых, а шикарную фермерскую колбасу можно без труда приобрести за 20 польских денежных единиц.
Конечно же, калининградские сети вряд ли довольны ситуацией и несут потери. В абсолютных цифрах это 7–20% от прежнего оборота, точнее сказать не могу. С другой стороны, агрессивная рекламная кампания польских приграничных сетей — хорошая школа для нашего бизнеса. Например, польские автобусы из «Ашана» приезжали в Калининградскую область и бесплатно возили калининградцев в магазин, а вечером доставляли обратно в Калининград.
Ритейлеры западной губернии забили тревогу еще в прошлом году, сразу же после введения между странами режима льготного перемещения в сопредельные области и воеводства. Узрев в открывшемся шлагбауме угрозу собственному кошельку, владельцы супермаркетов забросали письмами властные инстанции, требуя принять меры. Областные чиновники не нашли ничего умнее, как неустанно призывать обывателей к патриотизму, и даже торжественно пообещали поставить заслон польским продуктам.
Существует камеральный чиновничье-олигархический корпоративный патриотизм, интересы которого и требуют оправдывать различного рода ценовые сговоры. А существует нормальное желание нормального человека растить и содержать свою семью в достойном состоянии, а не кормить оборзевших торговцев. Поэтому считаю, что калининградцы, покупающие товары там, где дешевле и качественнее, никоим образом не демонстрируют своего неуважения к России. Они наглядно дают понять ритейлерам: хватит есть в два горла, подавитесь.
Однако специалисты и предприниматели утверждают, что высокие цены на продукты и промтовары вовсе не жадность российских продавцов.
Существуют и объективные причины, по которым цены в наших супермаркетах выше, чем у соседей. Например, совсем недавно ко мне обратился частный предприниматель, торгующий детской одеждой, — стоимость сертификации этого товара в десять раз выше, чем у соседей. Поэтому не стоит так категорично обвинять ритейлеров в жадности. Если проваливается вся отрасль, значит не всё в порядке в датском королевстве. Но есть и субъективные. Спрос определяет и качество, и стоимость, поэтому сегодня владельцам как крупных, так и мелких калининградских магазинов приходится считаться с реальной обстановкой. Конечно же, при такой напористости соседей цены и на наших прилавках двигаются вниз. Так будет продолжаться до тех пор, пока покупка в областном центре по стоимости не станет сопоставима с затратами на поездку и приобретение товаров в Польше.
Лекарственные препараты — еще одна группа товаров, которую в последнее время калининградцы предпочитают покупать у западных соседей. К примеру, лекарство для печени «Эссенциале форте» стоит в приграничном Мамоново 600 рублей, а проехав 5 км, этот же препарат можно приобрести за 270. Тест-полоски для диабетиков продаются в калининградских аптеках за 1100 рублей, в эльблонгских — в переводе на российские деньги за 400.
Польша отлично пользуется малым приграничным движением, особенно Гданьск. Важно, чтобы польские города сделали еще больший упор на рекламу и информацию на русском языке, а также инвестиции по пути к основным центрам городов. Так как поляки с полной уверенностью пользуются благами малого приграничного движения, то я уверен, что и россияне тоже, поскольку они могут купить продукты питания и прочие товары дешевле, чем у себя дома. Но самое важное в идее МПД — люди встречаются, принимают участие в разных видах культурного обмена и видят, что нет никаких оснований опасаться друг друга. Видят, что нет ни малейшей причины ощущать какую-то враждебность или опасение друг к другу.
И пока калининградские владельцы супермаркетов подсчитывают издержки, в самую пору задуматься о грядущих неминуемых проблемах и бизнесменам, торгующим в области другими товарами. За неполный год действия малого приграничного движения жители Янтарного края предъявили в польских пунктах tax free более 48 тыс. документов на общую сумму 45 млн злотых. Цифра растущего на глазах частного товарооборота впечатляет.
Видео
Видео: silksashbash на YouTube
Шопинг в польском супермаркете
Нет ничего удивительного,во всей Западной Европе ездить за продуктами в соседние страны – нормальная практика, благо расстояния позволяют.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе