Правительство Калининградской области приняло решение бороться с коррупцией не только силовыми методами, но языком искусства. Сумму в 3,1 млн рублей планируется выделить на создание антикоррупционных фильмов.
На этой неделе конкурсное агентство янтарного края объявило сразу два открытых аукциона по размещению на региональных телеканалах антикоррупционной рекламы. Согласно техническому заданию победители тендера обязаны создать несколько тематических передач, а также ряд роликов на актуальную тему.
Борьба с коррупцией не должна ограничиваться только силовыми методами. Это наша общая беда и проблема. Поэтому здесь, как на войне, необходимо задействовать весь арсенал, в том числе и пропаганду, и профилактику. Я не могу сказать, какие будут предложены проекты передач и роликов. Но понятно, что попытки формального освещения проблемы никто приветствовать не станет.
Между тем задание на очевидную и всем до боли знакомую тему поставило в тупик опытных профессионалов. В прошлом году специалисты телекомпании ГТРК «Калининград» трижды приступали к съемкам общественной полемики по антикоррупционной тематике и трижды вынужденно их прерывали. По утверждению телевизионщиков, разговор был ни о чем. Несмотря на ротацию участников, все диспутанты вместо конкретных предложений по искоренению мздоимства очень быстро переходили на обличение властей или оппонентов, выдавая на камеру набившие оскомину лозунги.
Даже в голову не приходит, что это должны быть за ролики. Чтобы брали за живое, чтобы на самом деле жгли глаголом. Мы, как госкомпания, примем участие в тендере и готовы пустить в прокат любую представленную продукцию по поданной теме, но хотелось бы увидеть что-то необычное, оригинальное, обсуждаемое. Сами же не станем представлять свои проекты роликов. Вообще, на мой взгляд, по теме с коррупцией чаще всего выступают люди, знакомые с ее причинами поверхностно, а профессионалы предпочитают держаться в тени.
Создание нетипичных и берущих за душу роликов, разоблачающих взяточничество и кумовство, оказалось настоящим биномом Ньютона для местных производителей рекламы.
Четыре года назад принимали участие в конкурсе по сходной тематике. Правда не по теле-, а по наружной рекламе. Выиграли тендер. Плакаты изготовили за счет казны, и что? Ни один так и не был вывешен, все пылятся на складе. Официально было выдвинуто множество невнятных причин. Неофициально сказали: мол, проглядели, что созданные баннеры вызывают раздражение у населения. Если говорить о сюжетах, то, конечно, по темечку бьют не абстрактные призывы, а конкретика — какой ущерб наносит конкретная взятка окружающим. Например, откат за выигранный тендер увеличивает стоимость ремонта дороги, а следовательно, и транспортные расходы автовладельцев.
Пока рекламщики ломают головы над вроде простым, но мудреным заданием, рядовые калининградцы готовы предложить свои сюжеты. Не слишком креативные, но действенные.
Проще всего не тратить деньги на сценаристов. А каждый раз объявлять с демонстрацией фото героя и кадрами его задержания. Чиновник такой-то был пойман на взятке размером таким-то. Сел за решетку на такой-то срок. Но, как следует из приговоров наших гуманных судов, практически все громкие процессы в области заканчиваются условными сроками для взяточников или вообще штрафами. Такие приговоры курам на смех.
С категоричными высказываниями активистов трудно поспорить. Официальная статистика упрямо констатирует: коррупция дает фору всем желающим с ней побороться — и общественникам, и профессионалам. По утверждениям прокурора области Сергея Табельского, за первое полугодие 2013 года в янтарном крае зафиксировано в 2,5 раза больше преступлений, связанных с коррупцией, чем за аналогичный период прошлого года. При этом усредненный размер подносов и откатов значительно вырос и составил 217 тыс. рублей.
Съемки передач и роликов — абсолютно формальное мероприятие, как пункт региональной программы борьбы с коррупцией. По сути, элементарный симулякр. Как можно призывать к борьбе с кумовством и мздоимством, если в гремящих скандалах мелькают фамилии самых известных людей в регионе? На прошлой неделе на безальтернативной основе конкурс на поставку фельдшерско-акушерских пунктов выиграла фирма, принадлежащая старшему брату и матери нашего губернатора. На безальтернативной, потому что конкурент был отстранен от торгов по надуманной причине. Сам Николай Цуканов после трехдневной паузы пообещал приложить все усилия, чтобы данная фирма больше не участвовала в конкурсе. Как вы думаете, какие ролики после этого смогут воздействовать на подсознание потенциальных мздоимцев?
Победители по итогам конкурса до конца года должны отснять не менее пяти 15-минутных программ, обличающих злободневный порок общества, а также создать четыре рекламных ролика по данной теме и прокрутить их по местным каналам не менее 45 раз. Насколько изменится сознание потенциальных мздоимцев после столь интенсивной телепропаганды, покажет ближайшее будущее.
Видео
Видео: Artemelyan Che на YouTube
Антикоррупционные ролики могут быть очень убедительными
Да что там какие-то ролики? На них внимания никто не обратит, Вот пишут на пачках сигарет, что курение опасно для вашего здоровья. И что? курить меньше не стали.
Да, задача не из лёгких. придумать такую рекламу, которая сможет пробудить у всех совесть. Главное, чтоб потом эти ролики всё же вышли на экраны.
Сама по себе идея конкурса антикоррупционных телепрограмм может быть и имеет право на жизнь, но вот ее реализацию государственным компаниям доверять вряд ли стоит. В большинстве регионов ГТРК — рупор местных властей, а руководители этих телекомпаний знают, что «шаг влево, шаг вправо» и увольнение последует незамедлительно… По этой причине реализация таких программ должна происходить под руководством независимых структур (например, общественных советов), а конкретные исполнители должны быть люди креативные, с «незамыленным» взглядом на проблему коррупции.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе