Старинные замки, кирхи, военные мемориалы, другие исторические памятники в Калининградской области должны восстанавливать местные реставраторы. Такое решение принято на этой неделе на заседании регионального правительства.
Калининградские власти озаботились состоянием местных памятников архитектуры. Они пришли к выводу, что никакие приезжие специалисты не смогут так хорошо отреставрировать шедевры кёнигсбергского зодчества, как это сделают местные знатоки искусства.
Решение не спонтанное, а буквально выстраданное. Заезжие мастера порой не могут проникнуться духом нашего края. Не знают местной специфики, не имеют связей с профильным экспертным сообществом региона. Множество важных деталей — например, какие работы производились на объекте неофициально — зачастую может знать только местный специалист, что называется, погруженный в тему. Кроме того, в нашем печальном багаже немало случаев недобросовестной работы специалистов, ликвидация последствий такой небрежности обходится бюджету в дополнительные расходы. Но главное — наносит непоправимый или с большим трудом ликвидируемый ущерб памятникам.
Инцидентам, когда историческим объектам был нанесен серьезный вред, в западной губернии несть числа. Всего три года назад в Калининграде с помпой презентовали воссозданную уникальную мраморную композицию 1913 года. Однако когда фанфары стихли, выяснилось, что скульптура восстановлена не по реставрационным, а по строительным технологиям. Как результат, из-под декоративного покрытия статуи уже через год стал пробиваться лишайник. Ущерб от такого «восстановления», по оценкам экспертов, вылился для областного бюджета в круглую сумму — 7,3 млн рублей.
Есть и более свежие примеры. На этой неделе специалисты из Северной Пальмиры завершили восстановление памятника Первой мировой войны «Умирающий боец», больше известного в народе как Пирамида. С первых же шагов питерцы столкнулись с некомпетентным «творчеством» своих предшественников.
Ужас какой-то. Рельеф и доски закрашены в несколько слоев серебрянкой и белой краской. Я каждый раз говорю: самое большое зло — внедрение в памятник любого рода работ со стороны непрофессионалов со своими цементом, гвоздями, красками и т. д. Потому что из 100% работ половину мы посвятили естественному загрязнению и старению памятника, а другую половину времени и усилий потратили, чтобы убрать следы предыдущих вмешательств в памятник.
Сегодня самый европейский и самый замковый регион России как никогда нуждается в реставраторах. Но что делать, если уникальные мастера, которых можно пересчитать по пальцам, стоят больших денег? От отсутствия в регионе своих квалифицированных специалистов стонут музейщики.
Да у меня тысячи экспонатов нуждаются в реставрации! Но знаете, какие это деньги, если приглашать настоящих мастеров из России? Мне их просто никто не даст. Местная школа подготовки на базе университета в свое время выпускала отличных реставраторов, но в годы лихолетья все они оказались востребованными в Европе и столицах, и обучающие программы свернули.
Между тем в местном художественно-промышленном техникуме уже сегодня готовы организовать обучение реставраторов на самом высоком уровне. Дирекция заведения заранее договорилась, что читать лекции по сложной науке будут признанные специалисты из Европы. Притом по ставкам, действующим в государственном учреждении. Но вопрос все равно упирается в деньги.
Совсем недавно к нам приезжал Марк Бутфоль, его мастерская известна во всем Старом Свете. Француз выразил готовность лично обучать наших студентов. До этого активно контактировали итальянцы. Они также готовы подключиться к процессу. Чтобы составить детальные обучающие программы, необходимо только определиться, какие специалисты больше всего востребованы: реставраторы по ювелирным изделиям, по камню или по мебели. И конечно, решить вопрос с бюджетным финансированием в рамках госзаказа, так как выучить реставратора стоит немалых денег.
В техникуме уже наработан положительный опыт обучения уникальным творческим специальностям. Два года назад здесь стали готовить мастеров по работе с солнечным камнем. Правительство области обеспечило мастерские учебного заведения современным оборудованием, организовало стажировки будущих дизайнеров по янтарю в самых известных компаниях. Как результат, уже второй выпуск янтарщиков стопроцентно востребован на калининградских отраслевых предприятиях.
Областные чиновники, в свою очередь, уверены: средства на подготовку реставраторов в бюджете региона обязательно найдутся, а значит, и обучение специалистов, оберегающих старинные раритеты и шедевры искусства, начнется уже в следующем году.
Видео
Видео: gretchen669 на YouTube
Знаменитые здания Кёнигсберга нуждаются в реставрации