Власти Шакяйского района Литвы выступили с предложением создать новый КПП на границе с Калининградской областью. Кроме того, в списке инициатив значится создание особой общей экономической зоны между литовским и калининградским райцентрами.
В ближайшее время депутаты совета одного из юго-западных районов Литвы — Шакяйского — намерены ходатайствовать перед властями республики об учреждении контрольно-пропускного пункта на границе с западной губернией России. Последующим пунктом повестки дня значится создание особой общей (свободной) экономической зоны между литовским городком Кудиркос Науместисом и калининградским райцентром Краснознаменском.
Создание свободной зоны позволит нам еще больше укреплять сотрудничество, поднимать экономику, создавать рабочие места. Тем более что потенциал у обеих территорий есть. С российской стороны в общую экономическую зону может войти часть военного полигона, которую в ближайшее время планируется передать Краснознаменску, а с нашей зона будет охватывать окраины Кудиркос Науместиса, где находится обанкротившаяся льняная фабрика.
В администрации Краснознаменского района пока не знают, на что будет ориентироваться будущая свободная экономическая зона. Скорее всего, речь идет о переработке сельхозпродукции. Нет окончательной ясности в этом вопросе и у литовских партнеров. Возможности полигона и помещений фабрики позволяют на данных площадях развернуть производство, и не одно. Однако важно, чтобы все задумки оказались рентабельными и востребованными.
— Проекты приграничных свободных экономических зон — уже сложившаяся международная практика. То есть отдельные территории, где действует льготный режим исключительно для производителей каких-либо товаров. Именно производителей, а не дилеров и перекупщиков. Такие территории обычно являются катализаторами развития приграничных районов. Но идеологам и создателям подобных зон необходимо точно знать, будет ли произведенный товар конкурентоспособным, даже с учетом тех льгот, которыми будут наделены местные предприятия.
По эту сторону рубежей инициатива литовских депутатов нашла понимание и одобрение, но с разумными допущениями. Во-первых, полигон, который должен стать частью свободной зоны, до сих пор принадлежит военному ведомству. Во-вторых, необходимо четко прописать все правила экономической игры. В-третьих, инфраструктура на месте будущего погранперехода пребывает в зачаточном состоянии.
Мы с депутатами и коллегами из Шакяйского района работаем в тесном контакте, притом не один десяток лет. Настолько в тесном, что порой думаешь: а может, и не было этого развала СССР? Но сегодня для того, чтобы открыть новый погранпереход как свободный вход в будущую свободную экономическую зону, надо понимать, что с российской стороны на этом участке в направлении границы — только грунтовая дорога и добротный железный мост. На все остальное понадобятся средства, и немалые. Что касается самой зоны, то это интересная идея, которую мы будем последовательно продвигать с двух сторон и обязательно рано или поздно реализуем.
И если вопрос о создании свободной зоны находится в далекой перспективе, то на очевидный дисбаланс обустройства погранпереходов местные жители сетуют регулярно. Немало краснознаменцев имеют многочисленных родственников по ту сторону реки Шешупы, и потому поездки за границу в районе — дело обыденное.
Конечно, нужен еще один переход. Но именно переход, а не убогая и разбитая калитка с шлагбаумом. У нас же в районе действует один пункт пропуска в поселке Пограничный. Нам перед соседями и родней стыдно. У нас при подъезде к границе все разбито, все заштатно. Дорога такая, что не разминуться. Переезжаешь речку, а там, в Романишкяе, все на высшем уровне и сразу же шестиполосное движение.
Белую зависть россиян понять нетрудно — укрепление и декорацию собственных рубежей литовцы проводят за счет Евросоюза. Еще четыре года назад переход в Романишкяе мало чем отличался от пункта пропуска в Пограничном, пока на европейские средства там не прошла масштабная реконструкция.
Российской стороне, чтобы угнаться за темпами соседей, понадобится, пожалуй, года на три свернуть большинство социальных программ на уровне региона. Но этого никто делать не собирается. Поэтому, не надеясь на «доброго дядю», последовательные планы обустройства пунктов пропуска составляются на семь–десять лет.
Тем не менее и казна Евросоюза не выглядит бездонной.
Потому чиновники и депутаты Шакяйского приграничья сегодня сами не верят в скорую реализацию своих дерзких намерений, заявляя, что на реализацию их идеи международного масштаба может потребоваться минимум 5 лет. Тем более что предложение о строительстве погранперехода в Кудиркос Науместисе через реку Шешупу вызвало весьма сдержанную реакцию у центральных властей Прибалтийской республики.
Новые пункты пропуска открываются на литовско-российской границе с завидной регулярностью. Совсем недавно торжественно поднят шлагбаум на переходе «Рыбачий – Нида», в следующем году откроется пункт пропуска «Дубки – Памбинас». Но каждый такой объект стоит десятки миллионов лит.
Между тем когда путешественники пересекают границу между Литвой и Калининградской областью, им легко себе представить, сколько потребуется сил и вложений, чтобы построить на таком неухоженном клочке земли КПП, а тем более организовать особую экономическую зону.
Видео
Видео: GWGRussian на YouTube
Поезд следует по пограничной территории Литва – Россия. За окнами хорошо видно неухоженную территорию.
Такие предложения делаются не от хорошей (для Литвы) жизни. Деньги Евросоюз вложил в создание переходов, а вот что с ЭТИМ делать далее — забота Литвы. Вообще же, такие инициативы могут стать образцом для совместных действий России и бывших союзных республик.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе