Польские геологи начали поиски сланцевого газа. Разведку ведут практически на границе с Калининградской областью. Российские специалисты опасаются, что добыча углеводородов может повредить окружающей среде.
В деревне Рогиты в нескольких километрах от погранперехода Бранево специалисты ирландской компании San Leon Energy приступили к бурению пробных скважин. Цель, поставленная польскими властями перед представителями одного из признанных лидеров мировой гелогоразведки, — отыскать в недрах Поморского воеводства проявления нефти или сланцевого газа.
Уже проведена процедура бурения. Сейчас добытые из нескольких шурфов образцы тщательно исследуются в лаборатории. Выявление и оценка объемов залежей углеводорода — очень длительный процесс. Очередные большие геологические работы должны состояться в сентябре.
Бранево как место для детальной разведки недр выбрано неслучайно. По ту сторону границы — в Калининградской области — нефть из земли качают на протяжении нескольких десятков лет. Залежи углеводородов были разведаны в янтарном крае в 1963 году, а их промышленная добыча началась спустя 12 лет.
Калининградская нефть высококачественная, низко сернистая, легкая, малосмолистая парафинистая, самая древняя в России — кембрийского периода, ее возраст не менее 550 млн лет. Пик добычи пришелся на доперестроечные годы, тогда объем добычи составлял более 1,53 млн тонн. Сейчас этот показатель снизился почти вдвое. Тем не менее калининградская нефть востребована в Европе именно из-за своих высоких характеристик, поэтому без всякой переработки ее охотно скупают западные НПЗ.
За неполные сорок лет нефтяной эпопеи в янтарном крае было открыто 14 месторождений. Однако процесс извлечения черного золота из недр не столь безоблачен, как может показаться со стороны. Себестоимость барреля калининградской нефти почти в два раза выше общероссийских показателей. И с каждым годом этот процесс становится все накладнее.
За прошлый год объемы добычи нефти, как на материковой части, так и на платформе Д-6, сократились в регионе на 8%. И эта тенденция будет сохраняться. Нефть — невосполнимый ресурс, поэтому с каждым годом ее становится меньше.
По мнению экономистов и геологов, соседи в немалой степени рискуют выбросить деньги на ветер, пытаясь отыскать и поднять углеводороды из земли. Во времена, когда страны входили в Совет экономической взаимопомощи, данные геологоразведки на польской стороне не внушали оптимизма. Все, что удалось тогда обнаружить в интересных для промышленной добычи объемах в Поморском воеводстве, — это сланцевый конденсат. Но технология его добычи сегодня еще более затратна, чем нефтедобыча. Об этом не перестают спорить ученые и бизнесмены.
Видео
Видео: Interaffairs на YouTube
Сланцевый газ: миф или реальность?
Добыча сланцев связана и с немалыми рисками для окружающей среды. Представьте: закачиваются огромные объемы воды, которые и выдавливают конденсат. Под таким напором могут образовываться и размывы, и подводные русла, и провалы грунта. Притом не на месте добычи, а в нескольких километрах. Не стоит забывать, что в районе Калининграда и восточных границ Польши регулярно наблюдается сейсмическая активность. Поэтому такое предприятие может привести к не самым лучшим последствиям, и не только для соседей.
Несмотря на здоровый скепсис российских специалистов, польские власти надеются за счет открытия месторождения углеводородов решить сразу несколько проблем приграничья — снизить цены на топливо, увеличить трудовую занятость населения, а также значительно пополнить казну местных населенных пунктов.
До конца года специалисты San Leon Energy намерены пробурить в землях Поморского воеводства еще несколько десятков новых скважин.
4 комментария к материалу.