Учите лучше. Власти Татарстана осудили некачественное образование

13
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Власти Татарстана ужесточат работу с районными филиалами вузов. Президент республики Рустам Минниханов раскритиковал работу «многочисленных филиалов сомнительных вузов» в районах Татарстана и приказал Минобрнауки «быть принципиальным» в этом вопросе.

В Татарстане прошло традиционное совещание работников образования и науки. Критику со стороны главы республики предваряло выступление республиканского министра образования Энгеля Фаттахова, который призвал муниципалитеты перестать приглашать к себе вузы в имиджевых целях и не содействовать открытию филиальной сети негосударственных учебных заведений. Он отметил, что татарстанские муниципалитеты приветствуют появление вузовских филиалов, надеясь, что это повысит статус района. Однако, по мнению министра, «неверно их поддерживать, они дают некачественное образование». Мнение министра поддержал президент республики.

Есть, конечно, нормальные, хорошие филиалы, они соответствуют полноценному вузу. И в то же время, у нас достаточно много проблем с разными филиалами, о которых было сказано министром. Надо более жестко выстроиться работу. Если выпускнику дают (липовый. — Ред.) диплом, он же не осознает, какую глупость он в своей жизни делает. Он, может быть, даже не виноват. Но в один момент он окажется преступником, поскольку с поддельным дипломом устроился на работу. А мы создаем условия, чтобы это случилось. Как будто мы не видим: есть крышевание филиалов в Татарстане. Кто-то имеет на этом заработки, у кого-то какие-то интересы. Это дело добром не кончится. Четко и ясно мы должны оценить: способен ли этот филиал дать полноценное образование? Мы ребенку всю жизнь, всю карьеру испортим. Надо быть принципиальным. Это не только работа РОНО, школы. Это наша общая работа, и моя оценка тоже. Если у вас такие результаты, ничего хорошего от этого не будет. Мы, когда обсуждали, говорили, что конкурентность будет зависеть от образовательного потенциала той или иной страны, региона, города. Я целиком и полностью согласен с министром.

Рустам Минниханов, президент РТ, выступление на совещании в Арске

Видео

Видео: MrBusinessonline на YouTube

Р. Минниханов о задачах перед министерством образования

В качестве негативного примера министр привел филиалы таких казанских вузов, как Казанский институт предпринимательства и права, Институт социальных и гуманитарных знаний (ИСГЗ), Татарский институт содействия бизнесу (ТИСБИ), Институт экономики, управления и права, Академия социального образования. По данным министра, в таких филиалах обучается 26% студентов республики. Раскритиковал министр и Нижнекамский муниципальный институт, Альметьевский государственный институт муниципальной службы, которые, по его мнению, нужно реорганизовать в 2014 году.

Кроме того, на совещании был представлен рейтинг районов по уровню образования, который составил Минобрнауки РТ. В рейтинге 7 отстающих районов, 10 районов близки к этому. Минниханов заявил, что выложил рейтинг в Instagram, «чтобы все видели». Тем районам, которые в рейтинге значатся внизу, президент посоветовал «переосмыслить» и «поменять» свое отношение к образованию в районе.

Опрошенные SmartNews руководители филиалов считают, что возмущение президента связано и с рейтингом российского Минобразования, который был опубликован в декабре 2012 года. В перечень неэффективных вузов России попали 3 вуза Республики Татарстан — это Казанский государственный аграрный университет, Казанский государственный энергетический университет и Набережночелнинский государственный педагогический институт, а также 14 филиалов, действующих на территории республики. Учреждения оценивались по средним баллам ЕГЭ студентов, объемам научно-исследовательской деятельности, доходам вуза из всех источников, инфраструктуре вуза и другим критериям. Признание неэффективными грозит вузам дополнительной проверкой, о чем ранее говорил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. По ее результатам будет принято решение об их дальнейшей судьбе. Некоторые вузы могут закрыть, некоторые объединить с другими, эффективными вузами, а некоторым — выделить дополнительные деньги на развитие. 

Однако в филиалах считают, что нужно быть осторожнее с оценкой качества образования всех филиалов республики, тем более предпринимать какие-то резкие действия и закрывать их. К тому же филиалы вузов в районах нужны — именно они снабжают кадрами местные предприятия.

— Я согласен, что образование не во всех филиалах качественное. Но такого нельзя сказать, например, о нашем филиале — и тому есть фактические подтверждения: наши студенты занимают первые места на всероссийских студенческих олимпиадах. Если уж это не уровень образования, тогда уж я не знаю, как судить и по каким критериям?! Нужно судить по достижениям филиалов вузов о качестве их образования. И тогда можно будет сравнивать. А филиалы нужны. Ведь у нас из города уезжает 2/3 выпускников школ поступать в столичные вузы — и почти никто больше не возвращается. Кто будет работать в городе? Городские предприятия в тяжелые кризисные годы выжили за счет наших выпускников — все компании почти на площадке нашего местного часового завода укомплектованы нашими выпускниками. В местных офисах Сбербанка, «Ак Барс» банка работают наши ребята. То есть востребованность на них есть. И если не будет филиалов, которые готовят кадры именно для конкретного города, то у него мрачные перспективы. Помните, когда началось закрытие маленьких сельских школ, говорили: «Не будет школы — не будет деревни»? Так и происходит. С городами то же самое может быть. Филиалы должны готовить кадры для промпроизводства.

Мы не согласны, что все филиалы дают некачественное образование. В каждом вузе есть как успевающие, которых с удовольствием берут ведущие градообразующие предприятия, так и плохо учащиеся студенты. Поэтому не надо обобщать. Если филиал ориентирован чисто на дистанционное или заочное обучение, то к ним нужно присматриваться внимательнее. Но не факт, что они дают плохое образование, потому что и там могут быть хорошие преподаватели. Однозначно нельзя сказать: они плохие, давайте их закроем. К каждому надо индивидуально подходить и изучать.

Эксперты, опрошенные SmartNews, считают, что проблема низкого уровня образования касается не только филиалов, но и столичных вузов.

— Филиалы — это полезная вещь. Слов нет. Они нужны не только для того, чтобы разгрузить Казань, но и чтобы интеллектуальные силы собирались в районах. Мы в своей работе часто встречаемся с проблемой: если нет ни филиала, ни училища, очень трудно поднимать инвестиционную привлекательность района. Кто будет этим заниматься? Но вопрос качества существенный. Если филиал готовит для того, чтобы просто раздавать дипломы… Это вопрос контроля центрального учреждения. У нас много создается филиалов, поскольку это просто модно… Однако вопрос качества стоит и в Казани. Это не только проблема филиалов. Я уже лет 20 читаю лекции. Студенты приходят уже не те, и в аспирантуру поступают с невысоким уровнем знаний. То есть это общая беда. Печально. Что делать? У нас есть увлечение рыночными делами. Лекарство лечит или не лечит — неважно, главное — чтобы его купили. Это настолько пропитывает мышление людей, что уже и не обсуждается. Раньше вопрос качества был суровым, первостепенным. А сейчас — выдать диплом ничего не стоит. А тем более если студент заплатил за обучение — значит, ему уже обязаны выдать диплом, знает он или не знает. Это рыночное мышление и отражается на качестве образования.

Автор

Наталия Фёдорова

Над статьей работали

Елена Хотулева, Нелли Шестопалова

2 комментария к материалу.

Виктор Симонов 23 августа 2013, 23:14

Все, как и раньше. Сами же создаем проблемы, а потом их "героически" и показательно устраняем.

Светлана 18 сентября 2013, 15:00

"Это рыночное мышление и отражается на качестве образования." Верно подмечено.

Добавить комментарий

Новое на сайте