Фото: ОУМЦ
В Татарстане начал свою работу Общественный центр толерантности и профилактики экстремизма. В нем будут обучать журналистов, студентов и представителей некоммерческих организаций тому, как претворять в жизнь идеи терпимости и принятия других традиций, обычаев и культур.
Общественный центр толерантности и профилактики экстремизма будет обучать членов социально ориентированных некоммерческих организаций, журналистов и студентов тому, что такое толерантность, и как распространять в обществе ее идеи. Центр создан при поддержке Общественной палаты. Инициатор и куратор проекта, член Общественной палаты и директор Академии Кирилл Пономарев рассказал SmartNews о подробностях проекта.
Идея эта возникла давно. С одним из членов Общественной палаты — известным журналистом — мы думали, как изменить нынешнюю ситуацию, в которой не все понимают, что такое экстремизм, толерантность, и как проводить профилактические меры среди населения. И в итоге мы решили создать учебно-методический центр. Составили учебный план, программу, открыли сайт, в начале октября будет опубликовано учебно-методическое пособие этой тематики. Выиграли небольшой грант в республике — деньги, правда, позволили только создать сайт и написать учебное пособие. А учебный процесс мы организуем за свой счет, я возглавляю учебное заведение, мне это нравится.
В настоящее время набирается первая группа желающих пройти обучение, причем совершенно бесплатно. Для того чтобы стать учащимся, нужно, выбрав на сайте центра одну из предложенных 46 тем (например, «Российский консерватизм и модернизация» или «Перспективы партийного правительства в России»), написать эссе о том, какие идеи с помощью полученного знания планирует реализовать автор, а также заполнить анкету. Если желающих будет очень много, члены Общественной палаты РТ проведут отбор.
СПРАВКА smartnews
С 1 октября в течение шести месяцев 30-35 человек раз в неделю в удобное для них время будут посещать занятия. Есть возможность даже выездных заседаний в районах Татарстана. Курсанты узнают, какова политика разных стран в области экстремизма и толерантности, в частности, учебный план содержит 26 дисциплин, по которым пройдут лекции, семинары, круглые столы, практические занятия (например, «Теория и история наций и национальных отношений», «Нормативно-правовые основы государственной национальной политики РФ», «Технологии профилактики негативных явлений в молодежной среде», «Миграционная политика в РФ, ее правовое обеспечение»). Общее количество учебных часов — 50.
Выпускники получат дипломы о прохождении краткосрочных курсов повышения квалификации установленного образца. Инициаторы проекта говорят, что если всё пройдет удачно, то это обучение станет постоянно действующей образовательной программой.
Читать лекции и проводить семинары пригласят известных общественных деятелей, политиков, госслужащих, опытных журналистов. Уже сейчас у центра есть договоренность с преподавателями КФУ, Института социальных и гуманитарных знаний, членами Общественной палаты, депутатами. Также намерены пригласить несколько медиаперсон из Москвы. «Это такая тема, что я не думаю, что кто-то откажется приехать», — считает Пономарев. Есть у него также идея провести видеомост с какой-нибудь из кавказских республик на тему толерантности.
СПРАВКА smartnews
В социологии толерантность (от лат. Tolerantia — терпение, выносливость) обозначает терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности; заключается в осознании и предоставлении другим их права жить в соответствии с собственным мировоззрением и служить ценностям их самобытной культуры. В обществе есть также много других толкований этого термина, критически относящихся к этому понятию. Например, представители РПЦ говорят, что зачастую под толерантностью «понимается нравственный нигилизм, индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране». Некоторые священники выступали с инициативой бойкота уроков толерантности в школах.
Фото: ОУМЦ
Инициатива не связана именно с Татарстаном. В последнее время мы видим много событий в различных точках нашей страны, и даже в Татарстане. Не проходит месяца-двух-трех, чтобы чего-то подобного не произошло — то на Дальнем Востоке, то еще где-то. Ну а в Татарстане проживает много национальностей, для нас это актуально.
35 человек — это не просто люди, которые для себя что-то уяснят. Они эти мысли понесут дальше, будут претворять их в жизнь. Надеемся, со временем будет еще более широкий охват — в том числе учителей школ. Люди будут знать, за что они, грубо говоря, не любят людей приезжих, другой национальности. И зная это, они будут знать, как это преодолеть хотя бы в себе. Будут понимать, почему люди приезжают к нам с нарушением закона, как общаться с ними, понимать чужие ценности.
В Доме Дружбы народов Татарстана и правозащитном центре «Агора» отнеслись к новости осторожно и отказались комментировать, сказав, что прежде нужно детально изучить, чем будет заниматься Общественный центр толерантности. Другие эксперты высказали свои опасения и пожелания по будущей работе центра.
— Я думаю, что это оправданно, целесообразно. Важно только, чтобы было методическое обеспечение. Просто на пальцах объяснять — прошедший этап. Специалистов много, мне они известны, слово часто употребляемое. Но глубины и философии этого понятия я мало вижу. Важно, чтобы было усиление именно этико-философской составляющей этой программы. Нужно до профессионального уровня поднять проблему. Толерантность — это наука междисциплинарная. Методическая, теоретическая и практическая база должны быть соразмерны. Не нужно превращать обучение ни в «давайте жить дружно», ни в разговор на предмет высоких материй. Надо говорить конкретно — как на уровне школы, в СМИ подавать данную тему. Теории группа может вместе обучаться. Но на практических занятиях должны быть разные группы: журналисты — отдельно, преподаватели школ — другая проблемная группа. Потому что это разная специфика, разный уровень, и на разных языках нужно вести разговор. Но в целом я одобряю, хорошее начало, и если нужно — помогу.
— Первое впечатление — мероприятие для галочки. Я опасаюсь, что в этом центре будут обучать тому, как не высовываться и не поднимать проблемы, которые есть у твоей национальной или конфессиональной группы. Ведь сегодня в документах и выступлениях официальных лиц что в Татарстане, что в целом в России все чаще присутствует дух нежелания разбираться с существующими проблемами, а засунуть голову в песок — подальше от конфликтного потенциала или, максимум, погрозить пальцем: «Не сметь высовываться». Вообще-то толерантность — это устойчивость к инородным влияниям. У нас же принято считать толерантным того, кто входит в положение людей с социальными отклонениями и допускает их существование в обществе. Я считаю, что с проблемой экстремизма можно справляться, только культивируя традиционные ценностей народов, которые живут на одной территории. Только становясь преемником и носителем своей родной культуры, имея свои собственные традиции и чтя их, человек способен понять, что аналогичные чувства есть у других людей.
Между тем о том, что такое толерантность и нужна ли она в современном обществе, эксперты не устают рассуждать уже несколько лет.
Видео
Видео: GranicaVideo на YouTube
Толерантность возвышенна и благородна или просто провокация как инструмент информационной войны? В гостях у Михаила Швыдкого в передаче «Культурная революция» писатель Михаил Веллер и российский политолог Оксана Гаман-Голутвина.
1 комментарий к материалу.