Фото: akbarsaero.ru
Два региональных авиаперевозчика Татарстана — АК «Татарстан» и АК «Ак Барс Аэро» — сообщили, что объединение, которое активно обсуждалось последние несколько лет, не состоится. Собственник принял решение разделить сферы влияния компаний: АК «Татарстан» ограничить коммерческими перевозками, а «Ак Барс Аэро» — деловой авиацией, ремонтом и обслуживанием самолетов.
Авиакомпании «Татарстан» и «Ак Барс Аэро», входящие в холдинг «Ак Барс», заявили о том, что их объединение не состоится. Наоборот, компании разделят сферы влияния на авиарынке республики. Этот вопрос обсуждали на авиационном форуме «Развитие авиасообщения в регионах России». Теперь эксперты недоумевают: по их словам, объединенная компания могла бы стать крупным федеральным игроком, а так каждая из них останется хоть и значимой, но в рамках своего региона и, возможно, ПФО.
Я не думаю, что авиакомпании будут объединяться. Они выберут свой сегмент: «Ак Барс Аэро», скорее всего, будет работать в рамках сегмента деловой авиации, а в рамках коммерческой — авиакомпания «Татарстан». Например, никто же не будет продавать сыр в магазине по продаже меха, тут примерно такая же ситуация, наверное, неправильно смешивать сегменты коммерческих и деловых перевозок.
Справка SmartNews
Об объединении двух крупнейших авиаперевозчиков республики — АК «Татарстан» и «Ак Барс Аэро» — правительство РТ объявило в конце ноября 2011 года. Незадолго до этого Росавиация порекомендовала региональным перевозчикам объединиться для создания сильных авиакомпаний. Предполагалось, что после объединения у одной из компаний будет отозван сертификат эксплуатанта. Идею объединения поддержала «Росавиация». 3 марта 2012 года авиакомпания «Татарстан», которой до этого владело государство, перешла в собственность «Ак Барс Холдинга». Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин заявлял тогда, что объединение состоится до конца 2012 года. Долгое время с момента объявления интеграции двух авиакомпаний было неясно, какая из них возьмет на себя коммерческие авиаперевозки РТ.
Как пояснили SmartNews в авиакомпании «Татарстан», рассматривались разные варианты объединения двух крупных авиаперевозчиков республики, однако в конце концов остановились на сотрудничестве, и генеральные директора «Татарстана» и «Ак Барс Аэро» останутся на своих постах.
Фото: akbarsaero.ru
Парк «Ак Барс Аэро» — 15 самолетов CRJ-200 (50-местные) — переходит под коммерческое управление авиакомпании «Татарстан». Пассажир будет покупать билет на авиакомпанию «Татарстан», придет на отправку, а там будет самолет «Ак Барс Аэро». в «Ак Барс Аэро» остается деловая авиация, они будут выполнять заказные, чартерные рейсы, а также остается вся инженерно-техническая база. Таким образом, авиакомпании работают в симбиозе.
Справка SmartNews
Сейчас в авиакомпании «Татарстан» есть несколько самолетов, которые могут взаимозаменять, дополнять друг друга, перевозить большее количество пассажиров. До конца октября компания получит 15 самолетов CRJ-200. До конца сентября придут еще 9 Cessna Grand Caravan 208. На данный момент в эксплуатации 4 Airbus 319, 2 Boeing 737 и 2 «ТУ-154». Планируется увеличить парк аэробусов до 15 штук. Таким образом, нынешний парк национального перевозчика РТ вырастает минимум до 29 бортов, что согласуется с решением Росавиации о том, что на рынке должны остаться лишь те компании, которые имеют в своем парке не менее 20 воздушных судов.
Отметим, что на республиканском рынке бизнес-авиаперевозок уже есть один сильный игрок, с которым «Ак Барс Аэро» придется конкурировать, — это авиакомпания «Тулпар Эйр» с собственным парком бизнес-джетов и центром технического обслуживания. Эксперты сомневаются, что Татарстану нужны сразу два таких бизнес-перевозчика. Руководитель «Тулпар Эйр» сказал SmartNews, что от изменения планов по объединению на рынке ничего не изменится. Однако у пассажиров есть надежда, что качество работы перевозчиков улучшится. Отметим, что в сентябре этого года руководители авиакомпаний «Татарстан» и «Ак Барс Аэро» оштрафованы за уже не первую задержку авиарейсов. Как говорилось в официальном сообщении «Ак Барс Аэро», пассажиры не отправлялись вовремя из-за отсутствия резервного борта.
На мой взгляд, это правильный шаг. Одна компания занимается исключительно коммерческими пассажирскими перевозками, другая — VIP-перевозками. Разные сферы деятельности облегчают задачи работы и той и другой компании. Во-вторых, для Татарстана парк самолетов увеличивается, что дает возможность маневра: в случае малой загрузки заменить на самолеты меньшей вместимости или наоборот. И для пассажиров плюс: меньше риск задержек вылета, что последнее время в «Ак Барс Аэро», к сожалению, наблюдалось. Ну а на рынке авиаперевозок Татарстана это абсолютно никак не отразится.
Аналитики недоумевают, почему объединение компаний, о котором говорили несколько лет, так и не состоялось. Учитывая, что решение об объединении принималось два года назад, а перед этим довольно долго обсуждалось в том числе и на уровне руководства Татарстана, получается, что все эти усилия были потрачены впустую, говорит эксперт «Финам Менеджмент». По его словам, объединенная компания могла бы стать крупным федеральным игроком, а так каждая из них останется значимым игроком, но в рамках своего региона и, возможно, ПФО.
— Возможно, идея объединить две авиакомпании не была идеальной, но плюсов у нее гораздо больше, чем если компании продолжат свою деятельность поодиночке. Изменение этих планов может объясняться рядом причин. Во-первых, у акционеров этих компаний могли измениться планы, и они посчитали, что самостоятельное развитие компаний выгоднее. Во-вторых, могли возникнуть юридические, организационные и прочие сложности во время процесса объединения двух компаний, которые не позволяют осуществить задуманное. В-третьих, не исключено, что объединение не отменено, а просто отложено и все же состоится через несколько лет. Учитывая, что пока каждая из компаний остается самостоятельным игроком, не стоит ждать каких-либо изменений на рынке авиаперевозок в стране. Позиции компаний останутся прежними. По мере того как компании будут специализироваться на выбранных перевозках, изменения будут происходить, но они будут эволюционными, а не революционными.
— Это довольно нетипичный шаг для собственника двух аналогичных активов — сохранять их разными юрлицами. Как правило, и в российской и мировой практике следует присоединение одной компании к другой. Однако надо понимать, что слияние компаний — это сложный процесс, который не всегда приводит к положительным результатам. Известно множество случаев, когда при поглощении объединенная компания теряла долю рынка, а процесс «переваривания» затягивался на долгие годы. Слияние необходимо, если это приводит к синергии, возникновению новых возможностей для объединенной компании или экономии на издержках. Скорее всего, новые собственники не видят перспектив для роста в случае объединения. Куда больший эффект может дать разделение по сегментам. Это разные услуги, которые требуют разного подхода и разной корпоративной культуры. Кроме того, проблемы одной компании (например, задержка коммерческих рейсов, скандалы с пассажирами) не будут отражаться на имидже другой. Да и собственник оставляет за собой возможность, если понадобится, продать одну из компаний.
Фото: akbarsaero.ru
Анатолий Воронин отмечает, что не видит причин, по которым этот шаг смог бы серьезно повлиять на рынок авиаперевозок. Авиакомпании продолжают занимать свои ниши и лишь более четко определяются со своими секторами. В России должно быть больше авиакомпаний, в том числе мелких, которые смогли бы заполнить сегмент местных рейсов и перевозок на относительно небольшие расстояния. Крупные компании в таких перевозках менее заинтересованы и предпочитают оперировать протяженными маршрутами и дорогими самолетами.
Между тем некоторые аналитики видят рациональное зерно в отмене планов — титанические усилия авиакомпаний «Татарстан» и «Ак Барс Аэро» по консолидации в альянс дали свои положительные результаты.
— Я думаю, что в данном случае консолидация была бы выгодна только с одной точки зрения, это могло бы упростить процедуру привлечения долгового финансирования. Но в таком случае ухудшилось бы операционное управление, так как синергия от этих двух сегментов довольно туманна. Я думаю, что решение разделить сегменты между компаниями — рациональное решение в текущих условиях и позволит более эффективно развивать оба направления. Что касается рынка, то, скорее всего, отсутствие конкуренции между двумя региональными игроками позволит обоим увеличить свои доли в каждом направлении, но существенного изменения ситуации не произойдет.
На мой взгляд, титанические усилия авиакомпаний «Татарстан» и «Ак Барс Аэро» по консолидации в альянс дали свои положительные результаты — была создана собственная схема развития маршрутной сети в ПФО с привязкой региональных рейсов к популярным зарубежным линиям, с возможностью ее дальнейшего развития при поддержке других перевозчиков Поволжья. Это во многом стало залогом успеха при получении субсидии в размере 600 млн рублей на реализацию Программы развития авиаперевозок в Приволжском федеральном округе с 1 апреля по 20 ноября текущего года. По нашим оценкам, данная программа уже близка к окупаемости или окупила себя. Тем самым были созданы серьезные предпосылки для автономного развития авиакомпаний в сегментах коммерческих и деловых перевозок. Еще один немаловажный момент — создание региональных хабов для трансферных потоков через Казань как внутри региона и страны, так и в зарубежье. Полагаю, что успешный опыт «Ак Барс Аэро» (за неполные шесть месяцев пассажиропоток вырос в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) будет тиражироваться и в других регионах, прежде всего на Урале и в Сибири. Было бы отрадно видеть татарстанские авиакомпании в числе победителей на получение субсидий и в других федеральных округах.
СПРАВКА samrtnews
АК «ТАТАРСТАН» создана в 1999 году на базе бывших казанского (преобразован в акционерное общество в 1993 году) и нижнекамского авиаотрядов «Аэрофлота» (появились в 1950-х), а также нижнекамского аэропорта Бегишево. Базовыми аэропортами компании являются Казань и Бегишево. В начале 2012 года правительство Татарстана отказалось от сотрудничества с болгарским холдингом «Химимпорт» в области авиаперевозок и приняло решение передать авиакомпанию «Татарстан» в собственность ОАО «Холдинговая компания “Ак Барс”».ОАО «АК БАРС АЭРО» («AK BARS AERO») — российская региональная авиакомпания. Прежнее название — ОАО «Бугульминское авиапредприятие». Авиакомпания выполняет регулярные и чартерные пассажирские рейсы в регионы центральной части России и западной Сибири, в страны ближнего и дальнего зарубежья. Она — официальный перевозчик правительства Республики Татарстан. Штаб-квартира авиакомпании находится в аэропорту города Бугульма. Есть вертолетный филиал и в аэропорту Казани. Владелец авиакомпании — многопрофильный холдинг «Ак Барс».
Видео
АК «Татарстан» и «Ак Барс Аэро»
Видео: Anton Bolotov