Ми-38. Фото: ОАО «Вертолеты России»
Казанский вертолетный завод объявил о том, что начнет серийное производство нового российского вертолета Ми-38. Сейчас завод собирает последний опытный образец машины. Этот вертолет, выпуск которого долго откладывался, придет на смену морально устаревающим Ми-8 и Ми-17.
ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) объявил о том, что в 2015 году запустит серийное производство нового вертолета — Ми-38. Сейчас завод собирает четвертый опытный образец Ми-38, который станет финальным предсерийным вертолетом. Этот вертолет будет отличаться от предыдущего прототипа наличием ударостойкой топливной системы французской компании Aerazur и увеличенными проемами иллюминаторов. Третий опытный образец Ми-38 сейчас проходит испытания в Национальном центре вертолетостроения в подмосковном Томилино.
Отметим, что программа нового транспортно-пассажирского вертолета Ми-38 финансируется правительством России.
СПРАВКА SmartNews
Многоцелевой вертолет Ми-38 («Ми» образовано от имени известного авиаконструктора Михаила Миля) может применяться для перевозки грузов и пассажиров, в том числе VIP, использоваться в качестве поисково-спасательного вертолета и летающего госпиталя, для полетов над водной поверхностью. Вертолет Ми-38 может эксплуатироваться в широком диапазоне климатических условий, включая морской, тропический и холодный климаты. Благодаря использованным техническим решениям вертолет Ми-38 превосходит другие вертолеты своего класса по грузоподъемности, пассажировместимости и основным летно-техническим характеристикам. Вертолет Ми-38 оснащен силовой установкой с двумя двигателями ТВ7-117В производства ОАО «Климов». Средний вертолет Ми-38 имеет крейсерскую скорость 285 км/ч, дальность полета до 1,2 тыс. км с дополнительными топливными баками. Ми-38 может поднять на воздух максимум 15,6 т и вместить до 30 пассажиров.
Фото: ОАО «Вертолеты России»
Как рассказала SmartNews пресс-секретарь КВЗ Галина Данилова, вертолет Ми-38 может использоваться для перевозки VIP-персон и корпоративных полетов благодаря вместимости пассажирской кабины, низким показателям шумности и вибрации, а также многочисленным инновационным решениям. Кстати, проектируется салон Ми-38 совместно с компанией «АэроТакси-Сервис», которая разрабатывает и производит VIP-интерьеры для российских вертолетов.
Российская Федерация всегда была сильна в сегменте средней и тяжелой вертолетной техники. Современные вертолеты серии Ми-8 являются основой вертолетного парка специального летного отряда «Россия», который обеспечивает авиаперелеты первых лиц государства.
Отметим, что Ми-38 спроектирован для замены парка вертолетов Ми-8 и Ми-17. Изначально машина проектировалась для сертификации и продажи на западном рынке, поэтому Ми-38 имеет много прогрессивных особенностей, таких как стеклянная кабина для двух пилотов, электрическая система управления и широкое использование композитных материалов, в том числе в несущем и хвостовом винтах, которые не требуют замены в течение всего срока службы вертолета, в отличие от обычных лопастей Ми-8.
Фото: ОАО «Вертолеты России»
СПРАВКА SmartNews
ОАО «Казанский вертолетный завод» — российский производитель вертолетов семейства Ми-8/17, входящий в российский вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России». КВЗ является одним из крупнейших в мире производителей вертолетов среднего класса. КВЗ осуществляет полный цикл создания вертолетной техники — от разработки и серийного выпуска до послепродажного сопровождения, обучения персонала и проведения ремонта. Система качества производства, сертифицированная в соответствии со стандартами ISO 9001, гарантирует должный контроль выпускаемой и ремонтируемой техники. Вертолеты российского производства, изготовленные в Казани, суммарно налетали более 50 млн летных часов по всему миру. За всю историю существования КВЗ более 12 тыс. вертолетов Ми-4, Ми-8, Ми-14, Ми-17, «Ансат» и их модификаций поставлено в 100 стран мира.
Видео
Первое висение Ми-38 ОП-3
Видео: kabukiman1985 на YouTube
Участники казанского авиационного и авиастроительного рынка с оптимизмом смотрят на будущее Ми-38. По их словам, несмотря на то что разработка достаточно давняя (2004 год), сегодня она будет широко востребована.
Это очень радует. Давно ждали этого события — когда начнется серийный выпуск. Естественно, этот вертолет будет очень востребован на рынке. Тем более есть планы дальнейшего развития Арктики, а там без таких вертолетов не обойтись. А то, что Казанский вертолетный завод делает хорошие машины, — это факт. Это уже наш бренд, типа автомата Калашникова. Надежные, простые. И если там всё правильно будет еще и по ресурсам (это в нашей стране болезненная тема), то тогда это будет просто незаменимый вертолет.
— Я считаю, перспективный вертолет. Разработка уже достаточно давнишняя, просто в связи с экономической ситуацией в стране о ней подзабыли несколько. Но этот вертолет должен прийти как раз на замену Ми-8 и Ми-17, которые морально уже устарели. В принципе, замечательная машина. Если наше производственное объединение освоит ее серийный выпуск, то это будет отлично. Я не думаю, что он устарел за годы. Все-таки вертолеты — это даже более консервативная техника, чем самолеты. Она долго не устаревает. Модельный ряд в этой области меняется очень медленно. Естественно, какие-то отдельные моменты, динамично развивающиеся, — авионика, приборы, системы управления, — может быть, уже несколько устарели. Но сама схема, сама механика, конструкция втулки, трансмиссия, я считаю, вполне современны. Тем более там много решений от предыдущих аппаратов Миля. Поэтому отличная машина должна получиться.
Ми-171А2. Фото: ОАО «Вертолеты России»
По мнению аналитиков, есть все основания полагать, что основным заказчиком Ми-38 будет специальный авиаотряд «Россия», который эксплуатирует президентские вертолеты. В настоящее время президент России вынужден перемещаться на морально устаревшем Ми-8, и Ми-38 станет хорошей заменой для него, тем более что в техническом задании был явно дан крен в строну VIP-версии. Дальше могут подтянуться региональные заказчики (администрации), военные и госкорпорации. Однако будут ли коммерческие покупатели, пока неясно.
Ми-38 крайне необходим для замены Ми-8, он имеет в два раза большую грузоподъемность, чем AW139, — 30 человек против 15. При этом цена вертолета может быть ниже, чем у зарубежных конкурентов. Общее число произведенных вертолетов оценивается в 250–300 единиц. В настоящее время в России могут собирать до 10 штук в год.
— На внешнем рынке Ми-38 имеет прямого конкурента — AW101 компании AgustaWestland. Однако итальянский вертолет, который, как и Ми-38, имеет максимальную взлетную массу порядка 15 т, пока заказывается только в военных вариантах, гражданские эксплуатанты покупать его не спешат. В то же время закупки вертолетов размерности 10–12 т устойчиво растут. Насколько я знаю, российские военные пока тоже не слишком оптимистично относятся к возможности принятия на вооружение Ми-38 (не говоря уже о том, что нужно будет делать военную версию этой машины). Так что, несмотря на оптимистичные заявления о светлом рыночном будущем Ми-38, ситуация с его продажами туманна. Да, какое-то количество бортов, безусловно, закупят и правительственный авиаотряд, и компания «Газпром-авиа». Однако будут ли у Ми-38 коммерческие покупатели, пока неясно.
Ми-171А2. Фото: ОАО «Вертолеты России»
По данным аналитиков, общая стоимость НИОКР Ми-38 оценивалась в 2000 году в 400–500 млн долларов. Из-за проблем с двигателями (рассматривались иностранные поставщики) создание машины затянулось, и НИОКР выросли до 800 млн долларов.
Скорее всего, доработка в интересах администрации президента могла еще сильнее повысить стоимость и довести ее до миллиарда долларов. В эту сумму включены и затраты на начало производства. Изначально разработчик планировал выйти в ноль после продажи 90–100 машин. Возможно, что эта цифра так и останется на этом уровне за счет поставки более дорогих версий для АП. При выпуске 10 штук в год Ми-38, скорее всего, не будет иметь проблем со сбытом. Если обойдется без аварий, то имидж президентского борта будет для него хорошим маркетинговым подспорьем при продвижении на внешние рынки, где планируется продать до 100 машин.
Однако не все аналитики настроены оптимистично относительно будущего Ми-38.
— У Ми-38 есть очень серьезная проблема — двигатель. Поставлять в Россию двигатели Pratt & Whitney не разрешает Госдеп США. Собственная же разработка — ТВ7-117В — идет ни шатко ни валко. Поднять Ми-38 с отечественными движками обещают уже не один год, но пока с ними выполнен один подлет (его ошибочно называют полетом). Дополнительно финансирование создания Ми-38 и ТВ7-117В было предусмотрено в ходе корректировки ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года». Однако КБ Климова активно занимается лишь переездом на новую территорию, а по части разработки и производства двигателей успехов нет. На уровне слухов появилась информация о том, что вместо доводки ТВ7-117 будет разработан новый двигатель. Если это произойдет, то программа Ми-38 повиснет в воздухе. Так что оценить срок начала производства вертолета и расходы на его создание не представляется возможным.
Интересная машина. Правда в данной статье представлена компоновка салона для богатых «буратин» и самых высоких чинов. А хотелось бы увидеть эту машину в других вариантах (например — для перевозки пассажиров, санитарно-транспортной авиации, спасателей и т.д.). К тому же на представленном видеоролике «полёт» нового вертолёта напоминает прогулку подвыпившего человека. С учётом того, что видеоролик снят недавно (13 ноября этого года), вертолёт Ми-38 на смену предыдущим моделям будет лететь ещё очень долго. Более оптимистичный прогноз дать не получается.
Давно пора заменять Ми-8, он устарел. Этот вертолёт должен стать на порядок лучше и комфортнее.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе