Золотые купола, перезвон колоколов, крепостные стены и современные дороги со светофорами. Корреспондент SmartNews побывал в Свияжске и увидел, как в облик первого христианского города в Поволжье начинает вплетаться современность. Изучать легендарный остров поехали дружной компанией — с экскурсоводом и краеведом.
Подъезжаем к острову Свияжску на машине — сначала через мост, а потом по насыпной дамбе (нововведения последних лет). И глазам предстает сказочный — с куполами, крестами, белокаменными стенами, город-град на горе. Недаром есть такая легенда, что именно с этого острова списал Александр Сергеевич Пушкин остров-град Гвидона для сказки о царе Салтане. К тому же доподлинно известно, что в 1833 году Пушкин останавливался в Свияжске.
Еще в пути, не теряя зря времени, экскурсовод рассказала, что появление Свияжска тесно связано с историей завоевания Казанского ханства царем Иваном Грозным. Можно сказать, что именно со Свияжска и начинается история совместной жизни русских и татар. Но обо всем по порядку.
Это уникальное место для России. С этого места Россия начала осваивать восток. В XIV веке Казанское ханство было раздираемо внутренними противоречиями, переходило от одного завоевателя к другому, лишь на несколько лет обретая независимость. В середине XVI века Казань оказалась в сфере интересов Ивана Грозного, как плацдарм прорыва на Восток. С 1547 года Иван Грозный предпринимал безуспешные попытки разгромить Казанское ханство. Даже имея численный перевес и артиллерию, взять Казань русские не могли. Несмотря на то что ханство переживало глубокий экономический кризис, Казань по-прежнему оставалась мощнейшей крепостью того времени.
Старый герб Свияжска Фото: Наталья Гребнева
И вот наконец экскурсовод перешла к истории возникновения города.
В далекие времена граница Казанского ханства пролегала всего в 20 километрах западнее его столицы, по реке Свияга, и Ивану Грозному была необходима хорошо укрепленная крепость, так как отрезанные из-за трудностей сообщения с Москвой московские войска не могли длительно осаждать Казань.
И тогда Иван Грозный сделал очень мудрый ход. Военная операция, которая была им совершена, не имеет аналогов в мировой истории! В течение зимы 1550–1551 года тайно в угличских лесах, за 1000 километров от Казани, был построен город-крепость с крепкими стенами, деревянными церквями, домами, покоями и даже острогом. Затем, весной 1551 года, этот город, предварительно пронумеровав бревна, разобрали и сплавили по вешней воде по устью Свияги (кстати, именно благодаря близости к этой реке Свияжск получил свое имя). Для строительства города-крепости была выбрана гора Круглая — место лобное, высокое, очень подходящее для крепости — на правобережье Волги. И построен, а точнее — собран, был город за 24 дня! По своим размерам он превышает и в наши дни Московский, Псковский, Нижегородский и Казанский кремли. Жители Казанского ханства, особенно столицы — Казани, были очень удивлены чудесному возникновению нового города на их территории. В 1552 году Свияжск стал базой русских войск при осаде Казани.
Здесь было лобное место, гора, покрытая лесом. Ее очистили. В строительстве крепости участвовало 75 тыс. воинов. 150 гектаров было расчищено, верхняя шапка была срыта на 8 метров. Всеми строительными работами руководил мастер Иван Выродков, который заранее наметил здесь места для башен. Всего их было восемнадцать. И сразу же по ним выстраивалась стена. Город построили на круглой горе всего за четыре недели. Беспрецедентный пример. И известна конкретная дата постройки — 24 мая 1551 года. В этом году Свияжску исполнилось ровно 462 года.
В Свияжске жили изначально только русские. На начальной стадии Свияжск был более многочисленным, чем Казань. Во время взятия Казани все мужское население погибло. Единственный мужчина, который остался в живых, — хан Ядыгар-Мухаммед хан, Джан-Мухаммед, более известный как хан Едигер. Но и его увезли в Москву, где он вскоре крестился, принял христианское имя Симеон и женился на русской девушке.
И надо отметить, что много веков с того времени русские и татары живут мирно. Последняя стычка между русскими и татарами — освободительная война 1552–1556 годов.
Первый христианский город края
Свияжск был первым христианским городом Казанского края. В XVIII–XIX веках он был монастырским городком с Троице-Сергиевским, Успенским и Иоанно-Предтеченским монастырями. Уже по приезде в град старожилы Свияжска рассказали мне, как в советские годы все монастыри закрыли. Большинство монахинь, монахов и священников расстреляли. А на главной площади Свияжска установили памятник Иуде, которого в наше время, конечно, уже нет — при первой возможности местные жители его уничтожили.
Справка SmartNews
Со второй половины XVI века до 1926 года Свияжск был уездным монастырским городом. До наших дней на острове сохранилось шесть церквей, а в прежнее время их было одиннадцать. В первую очередь это церковь во имя cвятителя Николая (1556) и собор во имя Успения Пресвятой Богородицы Свияжского мужского Успенско-Богородицкого монастыря, который находится в западной части острова. Чудом сохранилась древнейшая деревянная церковь Республики Татарстан — Троицкая церковь Иоанно-Предтеченского женского подворья Успенского монастыря. В Успенском соборе Свияжска сохранились фрески XVI века, на которых есть редчайшие изображения царя Иоанна IV и митрополита московского Макария (Святителя).
Гравюра по рисунку М.И. Махаева (середина XVIII века) Фото: Наталья Гребнева
Датский писатель Галлинг Келлер, возвратившийся из путешествия по России, рассказывает, что он присутствовал в Свияжске на открытии памятника Иуде Искариотскому. Местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин — слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском, как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу (из книги князя Н. Жевахова «Еврейская революция»).
Все те же старожилы рассказали мне, что мужском монастыре в 1970-х годах была психиатрическая клиника, куда заключали не только по-настоящему больных людей, но также и политически неугодных. В помещениях монастырей открыли детскую колонию, а также трудкоммуну для беспризорных подростков с целью перевоспитания принудительным трудом, которую потом преобразовали в политическую тюрьму.
Это был местный ГУЛАГ, Соловки, здесь были расстреляны не менее 5 тыс. человек в начале 1920-х годов. Очень удобно — изолированный остров, добраться можно было только на пароме, а дорога появилась буквально восемь лет назад.
А в 1954 году, когда образовывалось Куйбышевское водохранилище, Свияжск попал в зону затопления, уровень воды поднялся на 5 метров. Именно тогда Свияжск полностью отделился от суши и стал островом. Тогда из города вывели 17 организаций, 70% различных строений. Все, что вы сегодня видите у нас на территории, — это 30% того, что осталось от шикарного уездного города. И если в XVI веке здесь проживало около 4 тыс. человек, позднее — 2 или 3 тыс., то после затопления остается всего 500 человек. Местные жители смеялись: остались самые стойкие. В настоящее время по прописке нас 248 человек, но на самом деле чуть более того — 500–600 человек. Но это уже не город, а сельское поселение Зеленодольского района с радиусом видимости 25 километров, центр Поволжья площадью 62 гектара. И уникальность Свияжска в наши дни в том, что имея статус сельского поселения, мы получили все коммуникации города — свет, газ, вода, канализация под землей.
В наши дни: современный Свияжск
Еще в прошлое посещение Свияжска мне рассказали современную историю града. Например, о возрождении Свияжска как культурного объекта впервые заговорил художник и академик Иван Грабарь в 1960 году. После этого медленно и неспешно начались реставрационные работы, основная часть которых, конечно, пришлась на начало 1990-х. Активнее всего начали восстанавливать Свияжск три года назад, когда по инициативе экс-президента Татарстана Минтимера Шаймиева был создан специальный фонд «Возрождение».
Справка SmartNews
Остров-град Свияжск — оазис поволжской природы, здесь нет транспорта и промышленности. На острове сохранились дореволюционные названия улиц: Успенская (главная улица) протягивается через остров с северо-востока на юго-запад, южнее параллельно идет Троицкая, а севернее — Никольская. В середине острова их пересекает улица Александровская.
С 2010 года на острове-граде началась реставрация и реконструкция достопримечательностей, строительство новых объектов культуры и инфраструктуры. Сдано новое здание речного вокзала с информационным центром музея-заповедника, кафе и автобусной стоянкой. Планируется открытие новой гостиницы, смотровой площадки, музея реки Свияги, мемориала-памятника жертвам политических репрессий, реплики ботика, на котором Свияжск посетил император Павел I.
Еще до проездки в Свияжск я узнала, что по граду можно совершить виртуальную прогулку. Интересно было сначала посмотреть виртуальный город, а потом пройтись по реальным улочкам. А особенно приятно мне было узнать, что Свияжск претендует на включение в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Церковь, где молился Иван Грозный
Я посетила каждый из сохранившихся храмов Свияжска. Их осталось всего шесть, так что мне удалось уложиться всего в несколько часов. Каждый из них отличается особой, древней красотой.
Первая церковь, которая, если верить местным жителям, здесь была возведена даже раньше всех других построек и в которой перед взятием Казани молился сам царь Иван Грозный, до сих пор сохранилась в первозданном виде. Это Троицкая церковь на территории бывшего мужского Троице-Сергиевского монастыря (который позднее стал женским Иоанно-Предтеченским), основанного вместе с городом. Построена она была без единого гвоздя!
Я застала храм на этапе реставрации. Рабочие рассказали мне, как восстанавливали алтарь по письменным источникам и рисунками, поскольку иконы не сохранились. Дополнил впечатление и рассказ моей спутницы.
Это деревянная Троицкая церковь, самая первая постройка Свияжска. Город был построен 24 мая, церковь привезли 17 мая, поставили за один световой день без единого гвоздя и освятили в честь святой Троицы. Уникальный памятник русского деревянного зодчества в Поволжье. Здесь молился сам Иван Грозный при взятии Казани. Единственное, что здесь изменили, — потолок. Ранее до XVIII века здесь было шатровое завершение из восьми граней, каждая грань была расписана в честь святых, и были маленькие окошечки. Поэтому церковь, хоть и небольшая, прекрасно освещалась сверху. Но то дерево, из которого сделаны стены и пол, — то самое, что было здесь 400 лет назад. Лиственница.
Другой храм — Всех Скорбящих Радости, одна из последних православных построек в Свияжске. Экскурсовод рассказала, что его освятили еще в далеком 1906 году, а построили всего за восемь лет. Средства на строительство искала игуменья Апфия Анна Константиновна. Она служила Богу в этом монастыре более 20 лет. И похоронили ее прямо под входом в храм, что большая честь для женщины, — в подземном помещении с низкими круглыми сводами, куда мне удалось спуститься.
Верхний предел этого храма недавно отреставрировали, расписали его московские мастера. Особенно мне понравилась плитка, которой выложен пол. По словам краеведов, это та же самая плитка, что в начале ХХ века, — она каким-то чудом сохранилась. Высота этого храма — 32 метра, акустика здесь удивительная. Я приезжала сюда вместе с духовным хором «Преображение», поэтому могу ручаться, что петь в храме одно удовольствие: голоса взлетают ввысь, под самый купол, звонкие и чистые. Кстати, на клирос ведет красивая винтовая лестница, по которой получается подниматься только медленно.
Третий храм в женском монастыре мне посетить не удалось — это Сергиевский храм XVII века. Вообще надо заметить, что пока монастыри Свияжска не зажили полной жизнью. Сейчас только в мужском Успенском монастыре живут и молятся три монаха.
Уникальные фрески: святой с лошадиной головой
Мужской Успенско-Богородицкий монастырь, основанный в 1655 году, встретил нашу группу почти километровой белокаменной стеной, которая придаёт обители вид кремля. Дорога в монастырь ведет через Святые ворота. В монастыре меня поразило великолепие признанных шедевров русского зодчества XVI века. Это Никольская трапезная церковь (1556 год), которая представляет собой редкий тип церкви-колокольни с массивной 43-метровой колокольней на почти монолитном основании. А также Успенский собор с уникальнейшими фресками времен Ивана Грозного (1561 год). Экскурсовод поведала, что собор был заложен весной 1556 года предположительно псковскими мастерами под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя.
Одной из главных особенностей Успенского собора является цикл фресковой живописи XVI века. По технике исполнения и по колориту красок изображения существенно отличаются от псковской, новгородской, владимиро-суздальской, ярославской и московской фресковой росписи.
Среди всех фресок особенно меня удивил образ Христофора, который изображен в виде воина с лошадиной головой. Экскурсовод объяснила, что это изображение уникальное, поскольку в XVIII веке все образы Христофора с песьей или лошадиной головой уничтожались. А в алтарной части я смогла посмотреть на единственный прижизненный портрет самого 28-летнего царя Иоанна Грозного.
— Канонически Христофор изображается с лошадиной головой. Апокрифически — с собачьей. Дело в том, что были такие представления, что в Северной Африке живут люди-киноцефалы («кинос» — собака). То есть с собачьими мордами. На самом деле это берберы. Люди с вытянутой нижней частью лица.
Потом родилась более христианизированная версия, которая заключалась в том, что святой Христофор был необыкновенно красив. И чтобы избежать соблазна женщин, он молил Бога, чтобы у него вместо человеческой головы виделась людям голова собачья. Поэтому провинциальный иконописец вполне мог, перепутав «кино» с «коне», нарисовать его с лошадиной.
Стенопись Успенского собора в Свияжске — уникальный памятник древнерусской живописи второй половины XVI века, единственный дошедший до нашего времени ансамбль фресок эпохи Ивана Грозного. Роспись датируется ориентировочно 1561 годом. Автор фресок неизвестен. Одна из гипотез — предположение о работе в соборе художников-монументалистов, присланных митрополитом Макарием либо рекомендованных царицей Анастасией. Но из-за плохой сохранности памятников XVI века сложно найти убедительные аналогии фрескам Успенского собора, что ставит это оригинальное творение в ряд раритетов древнерусского искусства.
Ремарка: личное мнение
Прежде я бывала на острове Свияжске лет шесть назад, летом. Я помню широкие пыльные деревенские дороги, старенькие «в три окна» дома местных жителей, щербатые древние стены монастырей, заброшенных, пустых. Внутри церквей стоял сумрак, и полустертые фрески смотрели со стен как бы издалека, сквозь пелену времени, отделяющего нас от XVI века.
Этот заброшенный монастырский край, отрезанный от мира, казалось, был островом духовного покоя.
За эти годы Свияжск преобразился до неузнаваемости. Это замечаю не только я, но и искусствоведы казанских музеев, краеведы, которые в личной беседе со мной говорят, что прежней атмосферы «посконного места» почти не осталось. Появилось много каменных — из красного кирпича — новоделов, никак не вписывающихся в облик старого русского города. Фонари, водосточные трубы, современные ларьки для продажи церковной утвари, стены, очищенные, выровненные до идеальности, и цветные яркие алтари – все это, само по себе вроде бы очень нужное, перебивает впечатление от старинного облика, за который так любили Свияжск художники. В чем тут дело — в подходе реставраторов или просто в невозможности без жертв возродить старинный город, привнеся в него цивилизацию и современность? Разговор долгий. И его в настоящее время ведет казанская интеллигенция.
Видео
Чудеса России. Свияжск
Видео: Tauri Earthman/YouTube
Свияжск — город с очень древней культурой и интересной историей, так что перспективы в туристическом плане и у него огромные — нужно только правильно все организовать и туристы туда потекут рекою, причем не только из России, а из всего мира, благо в Свияжске есть на что посмотреть.
да уж, в этом городке действительно есть на что посмотреть… все-таки город с более чем пятисотлетней историей…
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе