Школьники Татарстана с 7-го класса начнут конструировать роботов. Изучение робототехники станет обязательной дисциплиной во всех школах республики уже в этом году. Программа STEM-robotics подготовит школьников к карьере программистов, инженеров и специалистов в области робототехники.
В этом году конструирование роботов войдет в обязательную школьную программу для семиклассников Татарстана. Программа STEM-robotics начнет внедряться на уроках информатики в общеобразовательных учреждениях. Татарстан стал пилотным проектом для запуска программы. К 2017 году программа будет внедрена в восьми субъектах Российской Федерации.
справка smartnews
Программа STEM была разработана в Университете «Иннополис» (Татарстан) совместно с Университетом Карнеги-Меллон (США), чтобы дети как можно раньше начинали осваивать технические специальности и были готовы откликнуться на запросы XXI века. Пока программа рассчитана на детей 7–11 классов. В будущем разработчики планируют создать подобную программу для учеников 5–6 классов. В Татарстане пилотный проект опробовали на базе трех STEM-центров (Science, Technology, Engineering, Mathematics) детского технического творчества инновационного вуза, которые были открыты в прошлом году в Казани.
Программа STEM-robotics будет использоваться на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий — причем в большей или меньшей степени в зависимости от того, какое направление у класса (гуманитарное или естественное).
Кроме того, в учебный процесс по созданию роботов смогут втянуться дети разного уровня подготовки — даже с тройкой по физике, потому что обучение будет строиться совершенно по-новому. Дети на уроках будут решать задачи из реального мира, научатся работать в команде, у них будет формироваться критическое мышление.
Наша программа позволяет в рамках школьных предметов «информатика» и «информационно-коммуникационные технологии» отработать междисциплинарные связи с такими предметами, как физика и математика. Ребята на занятиях будут собирать роботов и их программировать. Они будут видеть результат своей работы не только на экране компьютера, как это происходит сейчас, но и на практике: робот будет действовать по той программе, которую ребенок сам создаст. Мы хотим дать школе новый инструмент, чтобы ей было проще обучать ребят программированию и чтобы заинтересованных в этом предмете становилось все больше. Пилотный запуск программы уже состоялся. Сейчас у нас, в рамках допобразования, открыто три центра, там обучаются 838 школьников. Этого количества будущих специалистов мало для города и университета «Иннополис». Мы не оставим направление допобразования, но в рамках школьной программы работа будет более эффективной.
В «Иннополисе» подчеркивают, что в татарстанских школах программа будет внедряться на уровне эксперимента. Сейчас она проходит экспертизу Минобразования РТ на соответствие федеральным образовательным стандартам. Затем будут выбраны первые пилотные школы, где работают педагоги, показавшие лучшие результаты в обучении детей информатике — пока их будет не более 50 (охват всех общеобразовательных заведений планируется позже).
После этого учителя информатики из выбранных школ пройдут обучение по специальной программе, разработанной в Университете «Иннополис». STEM-robotics планируется внедрить в учебный процесс уже в новом 2014–2015 учебном году.
Мы хотим избежать обязательности. Поэтому после обучения педагоги сами будут решать, как использовать элементы программы, в зависимости от уровня подготовки ребят.
При этом на реализацию программы не потребуется много денежных средств, говорят в «Иннополисе». Стоимость одного комплекта оборудования, которое потребуется для конструирования роботов, не превышает 15–16 тыс. рублей. Тем более многие школы и прежде закупали подобные комплекты для уроков информатики: это специальные конструкторы.
«Иннополис» недавно стал национальным организатором Всемирной олимпиады по робототехнике для школьников. И всероссийский этап ее пройдет в Казани. Для подготовки школьников республики в данный момент закупаются дополнительные комплекты оборудования. То есть инструменты в школах есть, и для пилотного проекта их хватит. Остальная часть бюджета — незначительная.
Специалисты в сфере робототехники положительно отреагировали на новость. По их словам, в настоящее время на рынке не хватает хороших инженеров.
Все, что касается развития и популяризации инженерных профессий, очень хорошо. Потому что сейчас в школах сделан упор на гуманитарные науки, а естественно-научное направление обделено вниманием. STEM-robotics позволит заинтересовать детей естественной наукой, сформировать направленность, чтобы человек захотел стать инженером и, главное, мог.
Родители школьников на нововведение отреагировали неоднозначно. Некоторые из них рады, что их дети будут получать знания об устройстве современных гаджетов. Другие опасаются усиления нагрузки на детей. По их мнению, к 7-му классу ребенок уже, как правило, определился со своими интересами, поэтому лучше было бы сделать изучение робототехники добровольным, а не обязательным.
Математика, физика — на мой взгляд, основополагающие предметы вообще для всего образования. И человек, который не имеет технического образования, не является образованным человеком. Как говорил Аристотель, математика уже тем хороша, что она ум в порядок приводит. Это царица всех наук. Раньше мы в школах и университетах программирование изучали — от этого только польза была. И если к программированию добавляются еще новые технологии, то это хорошо. Прогресс не стоит на месте, и нам нужно быть не просто пользователями гаджетов, а иметь представление о том, как они создаются. Не надо бояться перегружать мозг в юности. Потому что если он не привыкнет работать в детстве, то в большем возрасте трудно настроить его на какие-то высокие материи. Поэтому если государство выделяет на это средства, то родители и дети должны только радоваться.
Я отношусь к этой идее неоднозначно. К 7-му классу ребенок уже более-менее понимает, чем бы хотел заниматься. Если бы речь шла о дошкольниках или учениках начальных классов — то да, ребенок в это время себя пробует во всем. Кроме того, нагрузка у школьников сегодня и так очень большая. Поэтому, может быть, лучше сделать обучение по программе выборочным и даже в рамках дополнительного образования. Хорошо бы дать детям альтернативу — например, изучение антропологии. Вызывает сомнение и ситуация с кадрами. Я знаю, что в настоящее время она очень тяжелая. Но если не будет педагогов, зараженных идеей и способных вдохновить детей на изучение предмета, то и робототехника в школе перерастет в формальность.
Думаю, правильнее было бы отбирать наиболее способных к информатике детей и направлять их в специализированные школы. А когда в обязательном порядке без отсеивания гуманитариев, тогда усложняется задача разработчиков программы. Я думаю, программа будет усовершенствоваться: начнут работать, увидят плюсы-минусы и тут же начнут корректировать. У нас всегда так. Скорее всего, будут отслеживаться наиболее способные дети и отправляться, например, на базу ИТ-парка. Ведь нельзя сказать, что все дети у нас — будущие программисты. К тому же, большинство школ имеют свое направление — спортивные, гуманитарные, математические. И, например, строить роботов в лицее им. Пушкина — неуместно.
Видео
В центре детского творчества на базе «Иннополиса» строят роботов
Видео: телекомпания «Эфир»/YouTube
5 комментариев к материалу.