Автомобили для жителей Казани станут предметом роскоши, а не средством передвижения. Сократить до минимума использование частных машин решила городская мэрия. По мнению чиновников, только так можно победить пробки.
Власти Казани разрабатывают единую схему организации дорожного движения, в основе которой — городская модель известного урбаниста Энрике Пеньялосы. Согласно схеме, большинство казанцев будут перемещаться по городу не на личном, а на общественном транспорте. Альтернативой автомобилям должны стать велосипеды, автобусы, троллейбусы и метро, заявил мэр Казани Ильсур Метшин на заседании Казанской городской думы.
Сегодня мы занимаемся разработкой комплексной схемы организации дорожного движения, основанной на научных методах современной урбанистики. Весь мир через это прошел и пришел к выводу, что единственный способ «обуздать» пробки — это сделать автомобиль роскошью, а не средством передвижения.
По словам мэра, благодаря подготовке к Универсиаде ситуация с городским дорожным движением в Казани улучшилась. Созданы новые развязки, переходы, отремонтированы многие дороги, закуплены новые троллейбусы и автобусы. Многие проблемы удалось решить благодаря «умным» светофорам, отмене левых поворотов, борьбе с незаконной парковкой, запрету на въезд в город большегрузов в дневное время. Однако, считает градоначальник, всё это может дать только временное облегчение, потому что только за последние десять лет число автомобилей в Казани удвоилось.
В минувшем году было установлено 2635 дорожных знаков и 18 новых светофоров. Но мы должны понимать, что все это дает ощутимый, но временный эффект, который может оказаться лишь передышкой. За последние 10 лет число автомобилей в городе удвоилось. Мы ежегодно растем на 25–30 тысяч машин. Согласно данным соцопроса, уже в сентябре 2013 года 66% казанцев старше 18 лет имели хотя бы один автомобиль в семье. Изученный нами опыт других городов говорит о том, что все решения в этой сфере непростые, непопулярные и очень ответственные. Поэтому любые шаги в этом направлении должны быть продуманными и непременно должны сопровождаться разъяснительной работой.
Судя по всему, казанская единая схема возьмет за основу городскую модель всемирно известного урбаниста и президента Института транспорта и развития Нью-Йорка (IDTP) Энрике Пеньялосы. В декабре минувшего года он по личному приглашению Метшина посетил Казань и выступил с публичными лекциями для государственных и муниципальных служащих.
В основе внедренной Энрике Пеньялосой городской модели — приоритет общественных пространств и максимальное сокращение использования частных автомобилей. Созданная им система общественного транспорта TransMilenio позволила сократить трафик на 40% и считается одной из лучших в мире. На смену маленьким «басетам» мелких перевозчиков пришли скоростные автобусы большой вместимости, которые передвигаются по автобусным линиям, полностью отделенным от основной проезжей части. Вместо того чтобы инвестировать в расширение транспортной инфраструктуры для автомобилистов, Энрике Пеньялоса построил сотни километров велосипедных дорожек и магистралей, тротуаров и пешеходных улиц, окруженных зелеными насаждениями. Одновременно он всячески ограничивал использование личного автотранспорта. В частности, добился полного запрета парковки автомобилей на тротуарах и ввел практику регулярного закрытия городских дорог для автомобильного движения в пользу велосипедистов и пешеходов.
Хороший город — тот, в котором людям хочется бывать на улице. Если в городе хорошо себя чувствуют более уязвимые граждане — дети, старики, инвалиды, люди с низким уровнем достатка, значит комфортно и остальным. Принципы хорошего города таковы: приоритет отдается пешеходам и велосипедистам, а не автомобилям. Если говорить о передвижении по городу, на первом месте автобусы, а не личный транспорт. Общественные пространства должны быть безопасными и приятными для всех.
Разумеется, отбирать машины у казанцев никто не будет. Однако создадут все условия, чтобы автомобилистам было максимально неудобно и невыгодно пользоваться личным автотранспортом. Первые шаги уже сделаны — на прошлой неделе в Казани была запрещена остановка на 53 улицах центральной части города и парковка возле большинства спортивных объектов.
Депутаты Казгордумы и общественники согласны с инициативой мэрии, однако, по их мнению, Казани не нужно торопиться пересаживать своих автомобилистов на автобусы и троллейбусы. Сперва необходимо решить огромное количество проблем, которые существуют у городского транспорта.
Этот путь не уникальный, по нему прошли почти все европейские города, мировые мегаполисы и даже небольшие городки с населением 200–300 тыс. человек, например, в Италии. Я много путешествую, знаю, как это делают в Лондоне, Париже. Там не каждый представитель среднего класса может себе позволить пользоваться личным автомобилем в городе — парковки дорогие, держать его негде. Там введен жесткий режим пользования машинами в центре города. И я считаю, что крылатая фраза, принадлежащая Остапу Бендеру, — «Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения» — должна звучать наоборот. Я понимаю, что большая часть населения — несознательные граждане, они будут против, отказ от удобного бесплатного использования городского земельного ресурса всегда вызывает бурю негативных эмоций, протесты. Но это нужно будет преодолеть. Мне тоже будет неудобно — ни для кого никаких привилегий не будет, в том числе для чиновников. Известно, что начальника полиции Таллина уволили недавно за то, что он припарковался на месте для инвалидов. Поэтому я думаю, что у нас сначала поворчат, а потом перестанут и Казань станет европейским городом.
Я за то, чтобы эту модель осуществлять постепенно, предоставляя альтернативу: достойный общественный транспорт, чистые дороги, чтобы люди могли пешком ходить, ездить на велосипедах. Например, сейчас у нас запрещают парковки вдоль дорог, хотя можно было бы на время ввести платную парковку, пусть даже дорогую — 100 рублей в час, а собранные деньги направить на улучшение общественного транспорта. И тогда люди увидят, что есть другой способ перемещаться, что тротуары не обледеневшие и не в снежной каше, а чистые, что автобусов много и они удобные, а не набитые битком. Уже сейчас многие мои знакомые, которые живут и работают около метро, редко используют свое личное авто. Да и я сам летом, весной и осенью езжу на работу на велосипеде. Но пока сделано мало, даже в центре города дороги не чистят. Я сам работал дворником, когда был студентом, и с меня очень строго спрашивали, хотя это было на окраине города. Почему бы не наладить городскую дорожную сеть сегодня? Я знаю, что средств бюджет на это выделяет достаточно, нужно только правильно ими распорядиться.
Стиль вождения наших водителей очень экстремальный, автобусы холодные, грязные. В них люди садятся только от безысходности. Метро — лучший вариант, но оно пока не развито. Идея со скоростным трамваем у нас заглохла. Поэтому мэрии нужно учитывать наши реалии. У нас очень много было в Казани тяжелых ситуаций: снежные заторы, аварии, закрытие дорог, когда люди массово бросали свои машины и шли на общественный транспорт, но по несколько часов не могли уехать, потому что всем не хватало места. Пусть начнут с себя, пусть сами чиновники, включая мэра, ездят на работу на автобусах и увидят все проблемы живьем, а не по бумажкам. Тогда бы они поняли, что сначала надо решить эти проблемы, а потом уже автомобилистов пересаживать на общественный транспорт.
По мнению архитекторов, чиновникам, прежде чем равняться на западные города, нужно понять, что в Казани иной не только климат, но и менталитет жителей.
Я согласен, что городу требуется больше общественного пространства. Другое дело, что все это нужно делать параллельно. Чтобы автобусы ездили без опозданий, чтобы остановки в виде павильонов были, где зимой тепло, а летом прохладно. Также поддерживаю идею велодорожек, но у нас климат своеобразный, поэтому нельзя нам один в один брать пример с европейских городов. Ну и также культуру наших водителей надо повышать: многие начнут злоупотреблять велодорожками и ездить по ним. Но если от автомобилистов еще можно защититься бортиками, то еще опаснее, если мотоциклы и скутеристы будут ездить по этим велодорожкам. Но пробовать надо, иначе вообще ничего не будет. Понятно, что первые шаги не все будут удачными. Поэтому я власть поддерживаю, но советую сделать поправку на климат.
Видео
Казанские пробки, вид сверху
Видео: Ренат Садыков/YouTube
Необходимо параллельно развивать и проезжую часть, и альтернативные коммуникации.Кроме того, необходимо провести полную инвентаризацию всех дворовых территорий. Они благоустроены крайне нерационально. Дворовые площадки занимают чрезмерно большие площади,при этом их это,фактически,пустыри,с остатками детских площадок советской застройки. реально_ни детям нормально поиграть,ни автомобили поставить, было бы полезным объявить среди частных компаний тендер на проектирование и перестройку дворовых территорий,чтобы было удобно всем,и никто ни кому не мешал. Пусть дворовые территорий уменьшатся в площади, но будут современно,безопасно и компактно оборудованные детские площадки, а жители домов, никому не мешая, смогут оставлять свои машины у дома. Этот вопрос давно назрел,и его надо решать совместно, и не затягивая, властям и управляющим компаниям.
16 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе