Казань выставляет на публичные торги легендарные дома — памятники архитектуры. Старинные особняки и подземные галереи, имеющие богатое историческое прошлое, может купить любой желающий. Правда, дома продаются с обременением — новый владелец должен будет вложить в их реставрацию немалые средства, ведь почти каждый из этих объектов находится в ветхом состоянии.
Власти Казани выставили на продажу дома — памятники архитектуры, известные всем жителям города и имеющие богатое историческое прошлое. Новые владельцы будут обязаны отреставрировать эти здания и вернуть им первозданный облик.
Одно из самых привлекательных зданий — памятник архитектуры, дом Ульянова — Золиной, находящийся на центральной пешеходной улице Баумана. Это двухэтажное здание с антресолями, построенное в классическом стиле в первой половине XIX века. Также можно купить и подземную часть улицы Баумана — речь идет о бывшей торговой галерее, где в прежние века находились купеческие ряды. Из этой галереи можно выйти непосредственно к метро, а также есть возможность сделать подземные входы в галерею практически из каждого здания на улице Баумана. Прежде там планировали открыть развлекательный комплекс, но строительство так и не было завершено.
Выставлено на продажу и другое легендарное здание — Махариши. Расположено оно по улице Гаврилова, на берегу Казанки. Изначально в здании должен был открыться ведический университет индийского гуру Махариши, но прокуратура его запретила, гуру умер, и стройку остановили. Теперь власти предлагают будущим собственникам организовать в этом здании торговый или бизнес-центр.
справка smartnews
Всего до конца 2017 года мэрия планирует продать 355 объектов недвижимого имущества общей площадью 69 тыс. квадратных метров. Помимо зданий, продают пакеты акций различных ОАО с муниципальной долей в уставном капитале — это пять пакетов акций ОАО с муниципальной долей в уставном капитале и семь зданий с прилегающими к ним земельными участками. В частности, на торги в ближайшее время будут выставлены пакеты акций Московского и Ново-Савиновского рынков. Ждут своей участи «Казметрострой», Городская клиническая больница № 12, клиника «АВА-Казань» (там находится единственный в городе частный роддом) и ресторан «Бир Хауз». Описание объектов и их прибыльность можно посмотреть на сайте мэрии Казани.
Наша цель — показать активы, которые мы готовы выставить на торги, показать, что мы готовы работать в цивилизованных условиях, открыто, показать положительные моменты, которые есть в наших активах, а также то, что мы можем выступать конкурентоспособными игроками на рынке недвижимости. В настоящее время люди не приобретают объекты случайным образом. Они оценивают свои риски, инвестиции, насколько эти инвестиции окупаются. Нужно понимать, что любой покупатель приобретает объект только в том случае, если видит в нем последующую отдачу. Если, условно говоря, стоимость затрат отобьется в течение пяти лет, то, соответственно, для инвестора этот объект интересен. Поэтому для нас важно показать в комплексе не просто конкретный объект, но и то, как будет развиваться Казань.
Продаваемые памятники архитектуры являются объектами культурного значения, поэтому перестроить или снести, а тем более надстроить верхние этажи, новые владельцы не смогут — только отреставрировать, что обойдется инвесторам в несколько раз дороже. Поэтому пока желающих приобрести себе старинный дом в Казани не очень много.
Продажа памятников — историческая практика. Для новых собственников — это дорогое удовольствие — владеть старинным зданием, потому что есть жесткая система обременений. Дома нельзя изменять, их нужно только реставрировать, а это обходится раза в три дороже. Все нужно воссоздать так, как было, из того же материала. А ведь прибыльность зависит часто от этажности, поэтому не так много желающих купить исторические здания. Какие-то льготы инвесторы получают — сниженная стоимость объектов, например, но таких поблажек немного. Однако те девелоперы, которые решаются купить, понимают, что со временем именно исторические здания будут цениться больше. Они не рассчитывают на быструю прибыль, а работают на будущее. Хорошо, что все проблемы со старинными зданиями постепенно решаются: нет законодательного хаоса, нет ситуаций с несанкционированным разрушением зданий, прокуратура хорошо работает, президент держит этот вопрос под контролем. Нам стало полегче.
Кстати, в скором времени любой желающий сможет, подписавшись на рассылку, получать информацию о проведении торгов и выставляемых на них объектах муниципальной собственности. Такой сервис должен заработать на сайте комитета земельных и имущественных отношений исполкома Казани. Однако, отмечают участники встречи в Ратуше, риэлторы и девелоперы Казани, пока процесс покупки исторических зданий в Казани — во многом закрытый. Хотя есть и положительные примеры.
Я отношусь к продажам памятников хорошо. Во-первых, архитектура и памятники обязательно должны оставаться у нас в городе. Во-вторых, я положительно смотрю на то, что их можно использовать под бизнес-структуры, торговые дома, потому что офис, представительство всегда более выигрышно смотрятся в историческом здании. Другой вопрос, что у некоторых памятников настолько плохое состояние, что их нужно полностью отстроить заново. Есть примеры, когда существует обременение сохранить у здания фасад, и в результате только этот фасад и остается, само же здание полностью строится новое. Этого законодательство не запрещает — внутри, пожалуйста, можно все поменять, стены, потолки, перекрытия, полы.
Опыт показывает, что и администрация города заинтересована в восстановлении памятников, и инвесторы. Механизм работает. У нас есть положительный результат — мы отреставрировали старинный дом на улице Ульянова-Ленина. Конечно, тратится много сил на реставрацию, ведь это еще и искусство. Но туристический бизнес сейчас развивается, привлекает внимание, гостей, поэтому покупатели у таких зданий найдутся.
По мнению краеведов, ситуация с памятниками архитектуры в Казани удручающая. Очень много зданий находятся на грани разрушения, но и продажа их инвесторам лишь отчасти решает проблему.
Продажа старинных домов инвесторам только отчасти решит проблему, потому что даже те здания, которые были восстановлены к Универсиаде, вызывают у специалистов много вопросов. У многих восстановлены только фасады. Конечно, все инвесторы разные и по-разному подходят к реставрации домов. До сих пор существует метод «случайных» пожаров, обрушений, после которых инвестор имеет право построить новое здание. И администрация города, по моим данным, не особенно настроена помогать новым владельцам зданий — проекты реставрации многих из них долгое время не могут пройти согласования.
Видео
Казань уходящая. О сохранении памятников архитектуры, истории и культуры
Видео: epicmediaRU/YouTube
4 комментария к материалу.