Мощнее легенды. Конструкторы из Татарстана построят ледоколы нового поколения

4
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Алексей Филиппов/РИА Новости

Конструкторское бюро из Зеленодольска станет участником северного проекта по созданию самого большого и мощного ледокола в мире. Конструкторы из Татарстана построят гигантскую надстройку размером с девятиэтажный дом, где расположатся жилые и вспомогательные помещения и рулевая рубка.

Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (ЗПКБ) примет участие в масштабном проекте по созданию нового поколения российских ледоколов. Новые ледоколы ЛК-60Я заменят легендарные суда проекта «Арктика». Основные работы ведет петербургское ОАО «ЦКБ “Айсберг”», которое и решило передать существенную часть работ своим зеленодольским коллегам. Как рассказал SmartNews главный конструктор ЗПКБ Вячеслав Емельянов, под его руководством будет спроектирована гигантская надстройка судна, где разместятся жилые и вспомогательные помещения — каюты, рестораны, спортзалы, лазареты и даже лифты. Также в их ведении рулевая будка. Объем надстройки сопоставим с девятиэтажным домом шириной 25 метров.

Для нас это новая работа, с одной стороны, ведь мы не работали для Арктического региона и впервые по ледокольной тематике. Но, с другой стороны, в судостроении были отдельные знакомые нам типы работ. И то, что мы работаем в едином информационном пространстве, позволяет нам быть уверенными в том, что справимся.

справка smartnews

Ледоколы типа ЛК-60Я (проект 22220) — новый тип российских атомных ледоколов. Название расшифровывается как «ЛедоКол мощностью 60 МВт с ядерной силовой установкой». Всю энергию судно получает от атомной паропроизводящей установки. Главными задачами этих ледоколов являются обслуживание Северного морского пути и проведение различных экспедиций в Арктику. ЛК-60Я должны заменить ледоколы типа «Арктика» (самый массовый проект атомных ледоколов — 6 из 10 построенных в СССР и России АЛ). Ледокол под кодовым названием 22220 ЛК-60Я будет самым мощным и самым большим ледоколом в мире. Длина судна — 173,3 метра, ширина — 34 метра, высота — 15,2 метра, водоизмещение — 33,54 тыс. тонн. Ледопроходимость — 2,8–2,9 метра (на прежних ледоколах — 2,5 метра). Энергетическая установка — двухреакторная, по габаритам и весу в два раза меньше подобных систем предыдущего поколения, но мощнее их. Активная зона реактора будет перезагружаться только раз в 7 лет (на сегодняшних ледоколах — раз в 3–4 года). Срок службы ЛК-60Я тоже выше — до 40 лет. Экипаж ледокола — до 70 человек, на корабле имеется возможность базирования двух вертолетов Ка-32. Одна из особенностей ледокола — переменная осадка, которая позволит использовать судно не только на больших глубинах, но и в устьях полярных рек.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Лев Федосеев/ИТАР-ТАСС

Универсальный атомный ледокол ЛК-60Я предназначен для круглогодичного судоходства в западном районе Арктики (в том числе в Баренцевом, Печерском и Карском морях), ледовой проводки на мелководных участках Енисея и Обской губы, буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, оказания помощи судам и выполнения спасательных работ. Летом возможна эксплуатация ледокола в восточном районе Арктики, в том числе для обеспечения транзитных перевозок по Северному морскому пути.

Стоимость одного ледокола нового поколения составит порядка 40 млрд рублей. Первая модель ледокола под именем «Арктика» должна быть сдана в конце 2017 года, два первых серийных образца — в 2019-м и в 2020-м. Свою часть работы ЗПКБ выполнит к 2015 году.

Задача сложная и необычная для зеленодольского бюро. Но, как говорится, всё решают кадры. И если в бюро есть квалифицированные сотрудники, то задача будет выполнимой, хотя и останется сложной. Не надо забывать и о роли личности. Если руководитель бюро правильно сумеет организовать работу, то всё получится. Сам же проект грандиозный, сверхмощный, в мире второго такого пока не проектируется. Возможно, кроме России, подобный ледокол никому и не нужен. Потому что всё-таки наша национальная судоходная трасса востребована гораздо более, чем проходящая через канадскую Арктику. Тем более что в перспективе грузопоток по трассе Северного морского пути должен возрасти. Ледокол этот очень нужен.

Возможно, в Питере не хватает специалистов, чтобы довести этот сложный проект до ума, просто физически не хватает сил. А наши провинциальные конструкторские бюро, предприятия, заводы более целеустремленны. Кроме того, сейчас само положение петербургского бюро «Айсберг» не очень ясное, там есть внутренние организационные проблемы, что не лучшим образом сказывается на его работе. Это могло породить проблемы и с кадровым составом. Поэтому часть работ по доводке ледокола была передана другому бюро, зеленодольскому, которое хорошо укомплектовано, располагает современной техникой, электронной системой проектирования. Ледоколы наши были большей частью спроектированы в советское время. И сейчас настало время обновить парк.

Аналитики полагают, что для ЗПКБ проект является знаковым с точки зрения подтверждения своей высокой квалификации и необходимого опыта для проектирования ледокола. По их мнению, успешное выполнение этого проекта откроет для бюро путь к новым заказам, что приведет к росту производственных и финансовых показателей и увеличению поступлений в бюджеты всех уровней.

От участников этого проекта потребуется использовать весь накопленный опыт по проектированию судов для разработки документации для строительства ледокола. При этом стоит учитывать суровый климат, в котором будут постоянно эксплуатироваться будущие суда. В связи с постепенным освоением российского шельфа после успешного выполнения проекта по строительству ледокола, у конструкторского бюро могут увеличиться заказы на корабли, которые способны работать в условиях Крайнего Севера. 

Россия возвращается в Арктику и активно наращивает свое присутствие там, причем как в военной сфере, так и в гражданской. Одним из важнейших направлений деятельности в полярном регионе является использование уникальной транспортной артерии — Северного морского пути (СМП). В настоящее время СМП активно используют ГМК «Норильский никель», «Росатом», «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Роснефть». Без работы СМП может остановиться жизнь в северных районах Красноярского края, в Якутии, на Чукотке. Год назад Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании федерального государственного казенного учреждения «Администрация Северного морского пути», целями деятельности которого стали организация плавания судов в акватории Северного морского пути, обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в акватории Северного морского пути. Также постепенно наращиваются объемы перевозимых по СМП грузов. В 2012 году их было перевезено уже свыше 1,2 млн тонн. А без ледоколов увеличить объемы перевозимых по СМП грузов вряд ли возможно, так что нет никаких сомнений в том, что строить их необходимо. Именно поэтому в стране осуществляется программа строительства ледокольного флота, в том числе атомного. И новое судно как раз и является конкретным примером такой программы.

Сам проект значимый, так как продолжает линию на поддержание в России компетенций по проектированию и строительству надводных атомных кораблей. Но поскольку проект новый, имеются естественные риски, умноженные лимитами по финансированию со стороны «Росатома». Для ЗПКБ это будет новый проект, не совсем обычный и привычный, но значимый. Если всё получится, то можно рассчитывать в дальнейшем на проектирование надстроек других крупных кораблей в Зеленодольске на СЗ имени Горького.

Видео

Атомный ледокол. Проект 22220 (ЛК60Я) 

Видео: Husar101/YouTube

Прислал
Денис Дедов

Да, ледоколы проекта «Арктика» очень неплохо отслужила в северных морях, но всему свое время… В общем — ждем выпуска новых кораблей. Насколько я понимаю, они будут в разы совершеннее, чем предыдущие. Ну и размеры внушительные… Надстройка, размерами с 9 этажный дом! Ничего себе!

Автор

Наталия Фёдорова

Над статьей работали

Мария Землянская, Денис Дедов, Нелли Шестопалова

5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Лена Зимина 28 марта 2014, 09:06

У нас и так уже атомный ледокольный флот на ладан дышит... Единственный нормальный - 50 лет... Но и он уже довольно старенький. В общем - если проект удастся, то наш флот сразу станет в несколько раз мощнее. Это поможет достичь такого желанного превосходства в северных регионах страны!

Отмечено
редакцией

Денис Дедов 28 марта 2014, 09:20, Изменено: 28 марта 2014, 15:23

Да, ледоколы проекта "Арктика" очень неплохо отслужила в северных морях, но всему свое время... В общем - ждем выпуска новых кораблей. Насколько я понимаю, они будут в разы совершеннее, чем предыдущие. Ну и размеры внушительные... Надстройка, размерами с 9 этажный дом! Ничего себе!

Сергей Ягунов 28 марта 2014, 09:45

Если питерцы не справляются сами с проектом, то нужно подключать коллег из других регионов. Это и дружбу укрепит и станет залогом сотрудничества!

Рафаєль В. Макаров 28 марта 2014, 11:48

Не думаю, что в ближайшие десятилетия произойдёт страшное, и в Арктике льды внезапно исчезнут. Поэтому создание более совершенных ледоколов (в перспективе - работающих по всей трассе Северного морского пути в течение 12-ти месяцев) останется одной из приоритетных задач.

Кирилл Каганцев 28 марта 2014, 12:11

Зеленодольское бюро должно показать все свои наработки и весь свой опыт, чтобы достойно справиться с задачей. в противном случае они рискуют упасть в грязь лицом перед питерскими коллегами.

Добавить комментарий

Новое на сайте