За билетом в кассу. Прихожан заставляют платить за вход в церковь

9
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Наталия Федорова/SmartNews

Паломники и жители старинного поселения Свияжск в Татарстане бьют тревогу: знаменитые православные храмы на острове превращаются в светские объекты. Пока речь идет о святынях на территории женского Иоанно-Предтеченского монастыря. Вход в старейшую в Поволжье Троицкую церковь с недавних пор стал платным, а в подвале собора Всех Скорбящих Радость, где похоронена последняя игуменья монастыря, собираются открыть выставочный павильон. 

Паломники, туристы и жители Свияжска обеспокоены ситуацией с храмами, входящими в состав Свияжского музея-заповедника. С недавних пор за вход в старейшую в Поволжье Троицкую церковь установили плату: здесь работает касса, где продаются билеты. Кроме того, директор музея-заповедника направил в Министерство культуры РТ письмо с просьбой предоставить часть подвального помещения храма Всех Скорбящих Радость под выставочный павильон, хотя здесь похоронена последняя игуменья женского монастыря. Местные жители и неравнодушные приезжие считают, что церковь и музей — понятия несовместимые. Они отправили письмо с подписями более половины жителей поселения в Министерство культуры РТ и общественным деятелям с просьбой остановить превращение святынь в объекты для светских развлечений.

Хотел прийти помолиться. Побыть в этом древнем старинном храме. Это же такое редкое духовное богатство. И я встретился с кассой. Настоящей кассой с продажей билетов. Я хотел узнать, как это происходит. Мне скромно пояснили, что это теперь не храм, а музей.

Разговоры такие, что они хотят там устраивать выставки. Но ведь все церкви строились для того, чтобы люди ходили туда молиться. Мы считаем, что не должно быть ни в одном храме никаких выставок, музеев и прочее. Церковь для моленья.

На святое стоимость наложили.

Фото: Наталия Федорова/SmartNews

Директор Свияжского музея-заповедника Артем Силкин считает, что шум поднят на пустом месте. Силкин пояснил SmartNews, что ничего противозаконного и аморального в наличии платы за вход в храм нет. Троицкая церковь не принадлежит РПЦ, это объект культурного наследия, который находится в федеральной собственности, поэтому продавать входные билеты — это нормально, и подобная практика существует по всей стране.

Другая ситуация с храмом Всех Скорбящих Радость — он в ближайшее время перейдет в ведомство Русской православной церкви, и дальше уже РПЦ будет решать, открывать ли там подземную галерею. 

Троицкая церковь является музеем уже давно. Не понимаю, почему только сейчас жители стали возмущаться. А вот храм Всех Скорбящих Радость только переходит епархии. Она сейчас оформляет заявку. Что касается подземной галереи, то речь идет о выставке икон, православных атрибутов, фотографий. Я же не безумный, понимаю, слава богу, что это церковь, поэтому я предложил сделать именно православную галерею. Но решать это все равно епархии, потому что храм переходит в ее владение.

Фото: Наталия Федорова/SmartNews

Священнослужители свияжского монастыря светские инициативы Силкина не одобряют, но и повлиять на ситуацию никак не могут. 

О том, что музей собирает деньги за вход в Троицкую церковь, мы знаем давно. И с увеличением потока туристов растет и возмущение людей: почему вход в церковь стоит денег? Директор музея, когда я ему задал этот вопрос, сказал, что берут за экспозицию — копию иконостаса, выполненную художниками. Но возмущения все равно продолжали поступать, причем именно по отношению к нам. А потом и в храм Всех Скорбящих Радости тоже назначили плату за вход, раз это музей. Я докладывал ситуацию митрополиту Анастасию. Простые прихожане действовали даже еще активнее нас: писали письма, привлекли внимание телевидения. Нам никогда не нравилось, что музей собирает деньги за вход в церкви. 

Митрополия готова сотрудничать с Министерством культуры в сфере сохранения церквей и храмов в Свияжске, однако пока интересы музейных работников и церковнослужителей в этом вопросе расходятся. Сейчас, например, в Троицкой церкви даже не проводятся службы — это запрещено. 

На местном уровне сейчас всё складывается так, чтобы мы добровольно отказались от Троицкой церкви. Но мы не будем этого делать. Мы понимаем, что это памятник, что он уникальный, его надо беречь. Но в первую очередь для нас это святыня, где нужно молиться. Мы готовы с Минкультом заключить соглашение, пусть всё останется так, как есть, если им хочется, но деньги лучше не собирать и службы там иногда проводить. И чтобы не было таких условий, которые нам поставили: совершать богослужения без открытого огня — без лампадок, свечей и кадила. 

Фото: Наталия Федорова/SmartNews

Организаторы экскурсий на остров Свияжск и музейные работники отмечают, что взимание платы за вход в храм, который является частью музея-заповедника, — нормальное явление, это способ лучше сохранить его. Но вместе с тем они категорически против того, чтобы делать в подвальном помещении храма Всех Скорбящих Радость галерею, даже православную.

— Троицкая церковь уже в 1960-е годы была музеефицированным объектом. Ее должен был кто-то сохранять, эта деревянная церковь наиболее хрупкая, она входит в реестр охраны памятников как особо ценный объект. В советское время на себя такую ответственность брало Министерство культуры, оно проводило и реставрацию. Худо-бедно у церкви работал сторож, он осматривал ее, сообщал о любых повреждениях, иначе церковь погибла бы — и от пожаров, и от разграбления. Сейчас многие объекты переходят во владение РПЦ. А это значит, что у Минкульта и епархии есть возможность сплотить усилия. Такие примеры есть в Ипатьевском монастыре, где вместе охранять объект договорились между собой научные сотрудники музея, который был расположен в стенах монастыря, и епархия. В дни православных праздников там проводятся богослужения. Поэтому плата за вход — это возможность сохранить церковь как культурный объект. Странно, что жители Свияжска, которые с этими святынями жили многие годы, раньше не возмущались тем, что там литургия не ведется, что никого из служителей не осталось. Просто надо таблички около зданий сделать и в них указывать, на каком балансе объект находится, чтобы людей не вводить в заблуждение.

Что касается выставок в усыпальнице — как так можно? Это же захоронение, святыня. Тем более в музее пустуют огромные площади — пусть там и устраивают выставки. Вообще в церквях такого быть не может, потому что все наши храмы заложены на мощах святых угодников Божиих. Это все равно что устроить выставку на кладбище. 

Фото: Наталия Федорова/SmartNews

Иногда в храмах, основанных на мощах, открываются православные музеи, однако в самой крипте (подземные помещения под алтарной и хоральной частями храма) размещать галерею неправильно и неэтично, считают эксперты. 

— В Новоспасском храме есть захоронение под алтарной частью, и тем не менее там открыт небольшой православный музей. Под Благовещенским собором в алтарной части на глубине пяти метров есть церковь Всех Святых, там похоронен один из иерархов, и в этой церкви находится портретная галерея служителей. Но в Свияжске лучше не стоит. Это все-таки сакральное место. Пусть пока храм недействующий, но есть все предпосылки к тому, что он начнет работать. 

справка SmartNews

Троицкая церковь — первый православный храм на правобережье Волги, единственный в Поволжье памятник русского деревянного зодчества XVI века. Была возведена раньше всех других построек на острове. Храм срублен зимой 1550 года в лиственничных лесах вотчины князей Ушатых под Угличем из толстых полуаршинных бревен лиственницы, стесанных внутри, затем вместе с прочими деревянными строениями города доставлен в Свияжск плотами весной 1551 года и поставлен без единого гвоздя за один день. В церкви, по преданию, перед взятием Казани молился сам царь Иван Грозный. Церковь до сих пор сохранилась в первозданном виде.

Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости — одна из последних православных построек в Свияжске. Освящен в 1906 году, построили его за восемь лет. Средства на его строительство искала игуменья Апфия (Анна Константиновна). Она служила Богу в этом монастыре более 20 лет. И похоронили ее прямо под входом в храм, что считается большой честью для женщины. Верхний придел этого храма недавно отреставрировали, расписали его московские мастера. Высота этого храма — 32 метра.

Видео

Православные объекты Свияжска

Видео: Бизнес-онлайн Интернет-газета/YouTube

Прислала
Неонила Полякова

Журналист

Данную ситуацию можно охарактеризовать единственным словом — кощунство. Замечу: похожая история была и в Старочеркасском историко-архитектурном музее-заповеднике — при его прошлом руководстве. В Войсковой Воскресенский собор, который является православной казачьей святыней, пускали за деньги. Сотрудники музея своими действиями, которые оправдывали тем, что собор является памятником федерального значения, глумились над чувствами верующих. Низкий поклон казакам Всевеликого Войска Донского за то, что они не позволили этому безобразию продолжаться. Они просто-напросто захватили храм и выставили из него музейщиков. Скандал был тогда знатный! Но ведь другого выхода, если вдуматься, у оскорбленных верующих и не было…

Автор

Наталия Фёдорова

Над статьей работали

Мария Землянская, Неонила Полякова

Добавить комментарий

14 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Кирилл Каганцев 25 апреля 2014, 09:27

слушайте, да это вообще какое-то варварство... Я понимаю, какие-то совсем древние объекты, которые считаются не святыми местами, а сугубо памятниками архитектуры... но чтобы в храм за деньги - это действительно дикость!

Андрей Геннадьевич 25 апреля 2014, 09:38

Неоднозначная ситуация. С одной стороны памятник, значит брать деньги за вход не возбраняется (содержать же надо), с другой - фактически церковь. Но раз есть директор, значит это все таки цивильная организация. Поэтому он и решает.

Отмечено
редакцией

Неонила Полякова 25 апреля 2014, 10:10, Изменено: 25 апреля 2014, 10:30

Данную ситуацию можно охарактеризовать единственным словом - кощунство. Замечу: похожая история была и в Старочеркасском историко-архитектурном музее-заповеднике - при его прошлом руководстве. В Войсковой Воскресенский собор, который является православной казачьей святыней, пускали за деньги. Сотрудники музея своими действиями, которые оправдывали тем, что собор является памятником федерального значения, глумились над чувствами верующих. Низкий поклон казакам Всевеликого Войска Донского за то, что они не позволили этому безобразию продолжаться. Они просто-напросто захватили храм и выставили из него музейщиков. Скандал был тогда знатный! Но ведь другого выхода, если вдуматься, у оскорбленных верующих и не было...

Анатолий Дубинский 25 апреля 2014, 10:46

Во-1-х, понятия музей и храм, храм и исторический памятник вполне совместимы. Вопрос только в том, в какой форме выражается эта совместимость и как это используется теми, кому объект принадлежит.
Например, в Переславле-Залесском есть чудный музей в бывшем Горицком монастыре. Но - и на это стоит обратить особое внимание" - монастырь был упразднён в 1744 году, а через 44 года упразднили и Перелавскую епархию. Сто лет назад, ещё до революции бывший монастырь находился в запустении и разрушался. Так что его-то новая власть как раз спасла. Теперь здесь прекраснейшее собрание икон, предметов быта разных эпох, картинная галерея, т.е. реальный музей. Опять же НО - его храмы (восстановленные и находящиеся в стадии восстановления) давным давно не используются для молиств, хотя собранию икон может позавидовать любая действующая церковь.
Да, за вход в упомянутый здесь Ипатьевский монастырь в Костроме взимается плата - это одновременно и музейный комплекс, отдельно - плата за фото и видеосъёмку. Входя в любое из зданий музейного комплекса вы должны предъявить билет. И в храм тоже. Одновременно на территории монастыря-музея действуют правила, обычные для любого епархиального мужского монастыря России - http://ipatievsky-monastery.ru.... А главное: если приходишь, например, перед вечерней службой (примерно в пять вечера) и говоришь, что идёшь в храм - пропускают бесплатно, но только в храм, можно и по территории монастыря пройтись, хотя она совсем небольшая. Богу-Богово, кесарю-кесарево. Так что господа музейщики лукавят

Андрей Сазонов 25 апреля 2014, 11:55

Я просто в шоке. Как можно так надругаться над святыней, взимая плату за вход? Какая бы не была цивильная организация, все же - это святое место пусть даже и памятник. Еще сам Иисус выгонял торговцев из храмов, а таких вот "привратников" он просто возненавидел бы!

Анатолий Дубинский 25 апреля 2014, 18:15, Изменено: 25 апреля 2014, 18:20

Осторожнее с параллелями и ассоциациями. В случае 2000-летней давности ситуация была совсем иная.

Александр 25 апреля 2014, 12:51

Если это музей, то всё в пределах закона. А если это действующая церковь, то это кощунство и лихоимство. Сам крещён родителями, но веры нашим церковным служащим нет. Вера у меня в душе! Посещаем святые места и церкви в глухих уголках страны. А в напыщенные заведения с золотыми куполами находящимися под крылом власти, ноги через порог не дают переступить. Довольно взглянуть на эти ёлки в рясах обвешанные драгоценностями похлеще любого пахана в законе, орудующих искусством фокусников на зависть любой цыганке по исчезновению купюр под подолом. Ни кого не хочу обидеть т.к. есть действительно замечательные люди служащие Господу, несущие добро верующим и нуждающимся. Но их отличает истинная скромность, бескорыстие и "огромное сердце".

Константин Рагой 25 апреля 2014, 13:14, Изменено: 25 апреля 2014, 13:15

Во истену слова ваши.

Семен Оношкин 25 апреля 2014, 12:56

для меня это тоже несколько дико... Никогда не заплачу за вход в храм!

Константин Рагой 25 апреля 2014, 13:13

Безбожники, Христа на вас нету. Да как вы посмели за вход в дом Отца нашего на земле деньги брать?
Али забыли вы книжники и фарисеи ,как Сын Его вас в зашей гнал с дома Господня?
Запомните вы нищие духом продавшие души ради наживы ,запомните как не может шакал родить косулю, так и ваша затея не может родить хорошего.
Вам что акоянным надыть? Деньги или что б храм стоял?
Что б храм стоял надо не деньги брать ,а помощи у Господа да прихожан просить.
Да вам, люди чесные да верующие с божьей помощью весь монастырь по бревну переберут, любовно поправят отремонтируюи да и наместо поставят. Ещё и вам спасибо скажут за возможность помочь в благом деле.
А вы нехристи денег требуете. Видать поди их проще своровать, а благое дело не прикарманишь.
Запомните люди! Бог создал дела благие а сатана деньги.
Бог по делам мерит а сатана по деньгам. Там где деньги там Бога нету ,и там где Бог денег нет.
Заметьте люди если человек за дар божий деньги берёт, то дар то от него ужодит.
Христос ВОСКРЕС православные.

Andrey * 25 апреля 2014, 19:34

Я за деньги (давненько правда) посещал Музей истории религии и атеизма. В каком здании он находится - многие знают. Ни у кого данный факт не вызывает возмущения.
Тут одно из двух: либо здание на балансе города (или федеральное) - покупаем билет, администрация платит налоги с продажи сувениров и буклетов; либо здание принадлежит епархии - покупаем свечки, кидаем монеты в кружку.
Совсем недавно в сельских храмах были склады фосфатов и нитратов, так что музей - не самый худший вариант.

Андрей Бурилов 25 апреля 2014, 21:34

Кесарево - кесарю, божье - богу. Храмы должны принадлежать церкви.

Larisa Loy 26 апреля 2014, 10:24

Во Владимире тоже теперь типа музей - надо платить, неприятный сюрприз, не захотелось заходить :(

Евгения Иванова 27 апреля 2014, 01:02

Это называется коммерческое развитие. Мы же покупает в церкви свечи и прочие принадлежности, почему не купить теперь билет - что-то вроде пропуска в храм, куда не каждому дано войти. Теперь посещение будет отсеиваться по возможностям кошелька - у кого денег больше, тот и Богу молиться будет чаще.
А если честно - неприятно все это. разве можно делать деньги на таких вещах?

Добавить комментарий

Новое на сайте