Паломники и жители старинного поселения Свияжск в Татарстане бьют тревогу: знаменитые православные храмы на острове превращаются в светские объекты. Пока речь идет о святынях на территории женского Иоанно-Предтеченского монастыря. Вход в старейшую в Поволжье Троицкую церковь с недавних пор стал платным, а в подвале собора Всех Скорбящих Радость, где похоронена последняя игуменья монастыря, собираются открыть выставочный павильон.
Паломники, туристы и жители Свияжска обеспокоены ситуацией с храмами, входящими в состав Свияжского музея-заповедника. С недавних пор за вход в старейшую в Поволжье Троицкую церковь установили плату: здесь работает касса, где продаются билеты. Кроме того, директор музея-заповедника направил в Министерство культуры РТ письмо с просьбой предоставить часть подвального помещения храма Всех Скорбящих Радость под выставочный павильон, хотя здесь похоронена последняя игуменья женского монастыря. Местные жители и неравнодушные приезжие считают, что церковь и музей — понятия несовместимые. Они отправили письмо с подписями более половины жителей поселения в Министерство культуры РТ и общественным деятелям с просьбой остановить превращение святынь в объекты для светских развлечений.
Хотел прийти помолиться. Побыть в этом древнем старинном храме. Это же такое редкое духовное богатство. И я встретился с кассой. Настоящей кассой с продажей билетов. Я хотел узнать, как это происходит. Мне скромно пояснили, что это теперь не храм, а музей.
Разговоры такие, что они хотят там устраивать выставки. Но ведь все церкви строились для того, чтобы люди ходили туда молиться. Мы считаем, что не должно быть ни в одном храме никаких выставок, музеев и прочее. Церковь для моленья.
На святое стоимость наложили.
Директор Свияжского музея-заповедника Артем Силкин считает, что шум поднят на пустом месте. Силкин пояснил SmartNews, что ничего противозаконного и аморального в наличии платы за вход в храм нет. Троицкая церковь не принадлежит РПЦ, это объект культурного наследия, который находится в федеральной собственности, поэтому продавать входные билеты — это нормально, и подобная практика существует по всей стране.
Другая ситуация с храмом Всех Скорбящих Радость — он в ближайшее время перейдет в ведомство Русской православной церкви, и дальше уже РПЦ будет решать, открывать ли там подземную галерею.
Троицкая церковь является музеем уже давно. Не понимаю, почему только сейчас жители стали возмущаться. А вот храм Всех Скорбящих Радость только переходит епархии. Она сейчас оформляет заявку. Что касается подземной галереи, то речь идет о выставке икон, православных атрибутов, фотографий. Я же не безумный, понимаю, слава богу, что это церковь, поэтому я предложил сделать именно православную галерею. Но решать это все равно епархии, потому что храм переходит в ее владение.
Священнослужители свияжского монастыря светские инициативы Силкина не одобряют, но и повлиять на ситуацию никак не могут.
О том, что музей собирает деньги за вход в Троицкую церковь, мы знаем давно. И с увеличением потока туристов растет и возмущение людей: почему вход в церковь стоит денег? Директор музея, когда я ему задал этот вопрос, сказал, что берут за экспозицию — копию иконостаса, выполненную художниками. Но возмущения все равно продолжали поступать, причем именно по отношению к нам. А потом и в храм Всех Скорбящих Радости тоже назначили плату за вход, раз это музей. Я докладывал ситуацию митрополиту Анастасию. Простые прихожане действовали даже еще активнее нас: писали письма, привлекли внимание телевидения. Нам никогда не нравилось, что музей собирает деньги за вход в церкви.
Митрополия готова сотрудничать с Министерством культуры в сфере сохранения церквей и храмов в Свияжске, однако пока интересы музейных работников и церковнослужителей в этом вопросе расходятся. Сейчас, например, в Троицкой церкви даже не проводятся службы — это запрещено.
На местном уровне сейчас всё складывается так, чтобы мы добровольно отказались от Троицкой церкви. Но мы не будем этого делать. Мы понимаем, что это памятник, что он уникальный, его надо беречь. Но в первую очередь для нас это святыня, где нужно молиться. Мы готовы с Минкультом заключить соглашение, пусть всё останется так, как есть, если им хочется, но деньги лучше не собирать и службы там иногда проводить. И чтобы не было таких условий, которые нам поставили: совершать богослужения без открытого огня — без лампадок, свечей и кадила.
Организаторы экскурсий на остров Свияжск и музейные работники отмечают, что взимание платы за вход в храм, который является частью музея-заповедника, — нормальное явление, это способ лучше сохранить его. Но вместе с тем они категорически против того, чтобы делать в подвальном помещении храма Всех Скорбящих Радость галерею, даже православную.
— Троицкая церковь уже в 1960-е годы была музеефицированным объектом. Ее должен был кто-то сохранять, эта деревянная церковь наиболее хрупкая, она входит в реестр охраны памятников как особо ценный объект. В советское время на себя такую ответственность брало Министерство культуры, оно проводило и реставрацию. Худо-бедно у церкви работал сторож, он осматривал ее, сообщал о любых повреждениях, иначе церковь погибла бы — и от пожаров, и от разграбления. Сейчас многие объекты переходят во владение РПЦ. А это значит, что у Минкульта и епархии есть возможность сплотить усилия. Такие примеры есть в Ипатьевском монастыре, где вместе охранять объект договорились между собой научные сотрудники музея, который был расположен в стенах монастыря, и епархия. В дни православных праздников там проводятся богослужения. Поэтому плата за вход — это возможность сохранить церковь как культурный объект. Странно, что жители Свияжска, которые с этими святынями жили многие годы, раньше не возмущались тем, что там литургия не ведется, что никого из служителей не осталось. Просто надо таблички около зданий сделать и в них указывать, на каком балансе объект находится, чтобы людей не вводить в заблуждение.
Что касается выставок в усыпальнице — как так можно? Это же захоронение, святыня. Тем более в музее пустуют огромные площади — пусть там и устраивают выставки. Вообще в церквях такого быть не может, потому что все наши храмы заложены на мощах святых угодников Божиих. Это все равно что устроить выставку на кладбище.
Иногда в храмах, основанных на мощах, открываются православные музеи, однако в самой крипте (подземные помещения под алтарной и хоральной частями храма) размещать галерею неправильно и неэтично, считают эксперты.
— В Новоспасском храме есть захоронение под алтарной частью, и тем не менее там открыт небольшой православный музей. Под Благовещенским собором в алтарной части на глубине пяти метров есть церковь Всех Святых, там похоронен один из иерархов, и в этой церкви находится портретная галерея служителей. Но в Свияжске лучше не стоит. Это все-таки сакральное место. Пусть пока храм недействующий, но есть все предпосылки к тому, что он начнет работать.
справка SmartNews
Троицкая церковь — первый православный храм на правобережье Волги, единственный в Поволжье памятник русского деревянного зодчества XVI века. Была возведена раньше всех других построек на острове. Храм срублен зимой 1550 года в лиственничных лесах вотчины князей Ушатых под Угличем из толстых полуаршинных бревен лиственницы, стесанных внутри, затем вместе с прочими деревянными строениями города доставлен в Свияжск плотами весной 1551 года и поставлен без единого гвоздя за один день. В церкви, по преданию, перед взятием Казани молился сам царь Иван Грозный. Церковь до сих пор сохранилась в первозданном виде.
Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости — одна из последних православных построек в Свияжске. Освящен в 1906 году, построили его за восемь лет. Средства на его строительство искала игуменья Апфия (Анна Константиновна). Она служила Богу в этом монастыре более 20 лет. И похоронили ее прямо под входом в храм, что считается большой честью для женщины. Верхний придел этого храма недавно отреставрировали, расписали его московские мастера. Высота этого храма — 32 метра.
Видео
Православные объекты Свияжска
Видео: Бизнес-онлайн Интернет-газета/YouTube
Данную ситуацию можно охарактеризовать единственным словом — кощунство. Замечу: похожая история была и в Старочеркасском историко-архитектурном музее-заповеднике — при его прошлом руководстве. В Войсковой Воскресенский собор, который является православной казачьей святыней, пускали за деньги. Сотрудники музея своими действиями, которые оправдывали тем, что собор является памятником федерального значения, глумились над чувствами верующих. Низкий поклон казакам Всевеликого Войска Донского за то, что они не позволили этому безобразию продолжаться. Они просто-напросто захватили храм и выставили из него музейщиков. Скандал был тогда знатный! Но ведь другого выхода, если вдуматься, у оскорбленных верующих и не было…
14 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе