Центр Казани на целый день превратился в татарский Сенной базар начала XX века. На пешеходной улице Каюма Насыри работала ярмарка народных промыслов, открылся литературный парк, где читали лекции по татарской культуре, а также прошел модный показ с современными национальными нарядами. Флешмоб проводился с целью показать, что татарская культура — это гораздо больше, чем чак-чак и Сабантуй.
В Казани состоялась красочная татарская акция-флешмоб «Печэн базары» («Сенной базар»). С утра до самого вечера на пешеходной улице Каюма Насыри в историческом центре города любой прохожий мог погрузиться в атмосферу начала ХХ века, которую создавали татарская речь, звучащие курай и гармошка и люди в одежде с национальными татарскими элементами, в калфаках, тюбетейках, казанских сапожках и фартуках.
Как рассказали SmartNews организаторы акции — представители Всемирного форума татарской молодежи и журнала «Ярдэм», всё действие было разделено на несколько зон и у каждой из них своя задача. Самая красочная — ярмарка, где продавались изделия народных промыслов: картины, керамика, редкие книги, украшения, обувь, кулинарные изделия, изготовленные по старинным татарским рецептам, и даже шашлык халяль. Здесь же мастера предлагали сделать тату с кружевными узорами, приобрести шамаили, изготовленные на глазах у публики.
Когда туристы приезжают в Казань, то жалуются, что здесь нельзя найти эксклюзивных сувениров, всё в основном китайское. Но у нас есть ремесленники, которые делают уникальные вещи. Например, казанское кожевенное дело когда-то было известно на весь мир, но сейчас в Татарстане три-четыре человека осталось, которые этим занимаются. И мы предоставляем им площадку себя показать, о себе рассказать и с покупателями познакомиться.
Вторая зона — это литературный парк, на территории которого был организован буккроссинг: на берегу озера Кабан стояли книжные полки в виде слова «укы» (в переводе с татарского «читай»), каждый мог прийти и взять любую книгу на татарском языке, почитать ее, сидя на лавочке или газоне, или взять с собой, по желанию — оставить свою. Также в этой зоне действовал «свободный микрофон», и любой желающий мог подойти к нему и продекламировать стихи на татарском.
«Сенной базар» позволяет вывести татарскую культуру в центр города, показать активную татарскую молодежь, которая представляет собой не каких-то непонятных маргиналов, а успешных людей, которым есть что сказать, что показать. Такое событие должно проходить регулярно и стать катализатором для других мероприятий. Так, у нас есть идея проведения лектория на открытом воздухе, где будем углубляться в гуманитарную проблематику.
Параллельно проходил показ мод — современного костюма с татарскими элементами, который организовала студия Казанского федерального университета Tatar Style.
Мы вышли в одежде с элементами татарского костюма, которые были присущи городским татарам начала XX века. Тем самым мы хотим показать, что татарская одежда — это не бабушкин фартук и не то, что можно увидеть только в музее или театре. Это современная одежда, которую можно носить повседневно.
«Сенной базар» — это полностью общественная инициатива, которая делается силами татарской молодежи со всего мира. Впервые — правда, не в таком большом масштабе — это мероприятие состоялось в прошлом году. И прошло оно на историческом месте, где и располагался известный татарский Сенной базар. Но из-за плотного движения на дорогах решили перенести ярмарку в более безопасное место — в Старо-Татарскую слободу. Пока «Сенной базар» планируется проводить раз в год, в рамках его будут проходить самые разные мероприятия. Но главная цель всех их одна — показать, что национальная татарская культура может найти свое место в современном мире. В то же время мероприятие открыто и для русских мастеров, которые делают татарские сувениры.
Наша цель — осовременить татарскую культуру. Потому что у многих есть стереотип, что татарская культура — это деревня, бабушка, чак-чак, Сабантуй, и всё. Почему именно Сенной базар? Потому что это место было важным для развития татарской культуры. А мы хотим сделать популярными места, связанные с историей татар в Казани. В прошлом году начали восстанавливать исторические объекты в городе, но Сенной базар почему-то обошли стороной. Там не было установлено даже лавочек. Хотя именно это место связано с великим татарским поэтом Тукаем: там он жил, там его отдали на воспитание, первое его произведение связано с этим базаром. Рядом с Сенным базаром в XX веке появились первый татарский театр, первая татарская типография. На Сенной базар люди приходили, чтобы обменяться новостями, незамужние татарки шли туда гулять, надевая самые лучшие наряды, чтобы показать себя и на других посмотреть. Это был центр татарской общественной жизни.
«Сенной базар» в Казани
справка smartnews
Печэн базары (Сенной базар) — торговый, общественный и культурный центр в Старо-Татарской слободе Казани в XVIII веке — начале 1930-х годов. Представлял собой восточный базар с характерным набором зданий. Неоднократно упоминался в произведениях татарского классика Габдуллы Тукая и других дореволюционных татарских авторов. Базарная Сенная площадь имела форму вытянутого прямоугольника, застроенного по периметру доходными домами, гостиничными номерами, торговыми лавками и банями. Композиционным центром Сенного базара и площади была Сенная мечеть (ныне мечеть Нурулла). Сенной базар прекратил существование в 1932 году. Через бывшую площадь проходит неширокая улица Московская (бывшая Кирова), оканчивающаяся на широком проспекте Татарстан. Многие здания базара и площади утрачены, вместо них появились совершенно новые или в некоторой мере подобные.
Участники «Сенного базара» поделились со SmartNews своими впечатлениями. Мастера говорят, что это был хороший повод пообщаться и выйти из своих мастерских, ведь многие ремесленники страдают именно из-за нехватки площадок для продажи своих изделий.
Я очень доволен и благодарен Аллаху, по милости которого всё это было сделано, и организаторам, пригласившим меня. Задумка хорошая. По своему опыту знаю, как страдают ремесленники, когда таких мероприятий нет. Проблема реализации у нас огромная — мастер не может выйти на рынок, в магазин, чтобы показать свою работу. Поэтому как можно чаще надо проводить такие акции.
В то же время, отмечают мастера, на «Сенном базаре» была возможность показать казанцам и гостям города, что такое настоящие татарские народные промыслы. Ведь представления о татарской культуре, сетуют они, зачастую строятся на тех однотипных и аляповатых сувенирах, которые продают в лавках. Однако татарское искусство может быть современным и уникальным.
Это был мой первый выход на такого плана мероприятия в Казани. Я два месяца назад вернулась из Петербурга сюда, на родину, и сразу окунулась в национальную татарскую атмосферу родного города. Я очень рада, что происходит возрождение национальной культуры. Всё было очень гармонично: рядом играли на курае, всюду была слышна татарская речь. Надо почаще такие ярмарки устраивать — несколько раз в год как минимум, чтобы иметь повод встретиться, пообщаться. Нас, художников, организаторы буквально вытащили на улицу из мастерских, за что мы им очень благодарны. И там я увидела, что в Казани есть мастера по керамике. Но, к сожалению, те сувениры, которые продаются в местных лавках, очень и очень низкого уровня, это примитивное представление о керамике с национальными мотивами. Люди покупают и думают, что это именно татарское искусство, но они не знают, что бывает намного лучше. И я считаю, что эта ярмарка замечательна именно тем, что показывает уникальные сувениры, где национальные архаичные мотивы выведены на современный уровень, где они — искусство.
Видео
«Сенной базар» в Казани
Видео: kzn.tv/