Фото: islam-today.ru
Многоженство в Татарстане — явление достаточно распространенное. В последние годы все больше мужчин-мусульман республики заводят себе вторую или третью жену, хотя российским законодательством такие браки запрещены. Еще одно осложнение связано с тем, что далеко не всякая женщина, становясь второй женой, переживает это спокойно. Корреспондент SmartNews пообщался с мусульманами Татарстана и выяснил, каковы плюсы и минусы жизни в полигамной семье.
Многоженство в традиционном понимании этого слова, то есть когда все жены знают друг о друге, в Татарстане, как и всюду, связано с мусульманской религией — исламом. Последние 20 лет, говорят исследователи этой темы в республике, таких семей становится все больше. И это несмотря на то, что на уровне государства многоженство не признается, поэтому со второй женой мужчина оформить брак не может, и связывает их только никах — мусульманский обряд венчания.
— Ислам не запрещает практику многоженства. До революции в Татарстане это могли себе позволить в основном только очень зажиточные люди. Как правило, появление второй жены было связано с тем, что старшая супруга не могла родить ребенка. Но чаще браки были моногамные, мало можно было найти татарок, которые согласны были делить своего мужа с какой-либо другой женщиной. Практика многоженства стала распространяться в постсоветский период. Первоначально на нее смотрели как на очень экзотичную меру. И в 90-е годы чаще всего мужчина просто заводил вторую жену и ставил старшую супругу перед фактом. Чтобы не разрушать семью, они начинали вместе жить, часто даже в одной квартире.
справка smartnews
В современном российском законодательстве нет наказания за многоженство. Однако в Семейном кодексе есть статья 14 «Обстоятельства, препятствующие заключению брака», в которой говорится о том, что в брак не может вступить лицо, которое уже состоит в другом зарегистрированном браке. А статья 27 признает брак недействительным, если имеются обстоятельства, описанные в статье 14. После распада СССР в РФ предпринимались попытки разрешить многоженство официально. Например, в июле 1999 года в Ингушетии президент приказал ЗАГСам регистрировать подобные браки. Однако почти сразу действие этого указа было формально приостановлено указом президента России Бориса Ельцина. С призывами легализовать многоженство выступают президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров, некоторые религиозные лидеры Татарстана, Башкортостана, Дагестана и других северокавказских республик. Ни в одном из регионов предложения политиков так и не были одобрены. Но, несмотря на это, в некоторых мусульманских семьях мужчины все же имеют сразу нескольких жен, хотя подобные браки не являются официальными.
— Я изучал тему многоженства в республике два года назад. Очень много подобных семей в Альметьевском районе Татарстана. Там, например, один имам имеет сразу четырех жен. Это максимальное количество, известное мне по республике. Остальные по две-три жены заводят. На разговор в таких семьях идут неохотно. Я насчитал в Казани около 40 полигамных браков. Из них всего 16 семей, которые согласились побеседовать со мной, в основном это мигранты. Тип браков с мигрантами чаще всего заканчивается распадом. Все зависит от того, насколько сам муж готов содержать обе семьи. Чаще всего в браки с мигрантами вступают женщины, которые работают на рынках, — там они больше общаются с такими мужчинам, и постепенно дружба перерастает во что-то большее, рождаются дети.
ВЫБИРАЮТ МОЛОДЫХ
Менее распространенный и более закрытый тип полигамного брака в Татарстане заключается между глубоко верующими мусульманами. Однако мусульманские деятели и независимые эксперты отмечают, что чаще всего в таких браках сегодня существует большая разница в возрасте между женами. Например, мужчине может быть 40 лет, его первая жена ему ровесница, и он заводит себе вторую 18–20-летнюю жену. Как отмечают эксперты, сегодня редко можно встретить, чтобы мужчина взял второй женой женщину с детьми, бывшую уже замужем и тем более старше него.
Если до революции практиковалось многоженство, то вторыми женами брали детей-сирот, девушек из многодетных семей, чтобы проституции не было и попрошайничества. Женились еще раз, когда, например, первая жена не могла забеременеть и дать наследника. А сейчас это делается чаще для удовлетворения своих потребностей.
В этом случае, говорят эксперты, ислам используется как прикрытие для легализации своих не самых возвышенных и тем более не религиозных чувств.
— В данном случае ислам нужен для потворства «кобелиным» чувствам. Он легализует такую систему отношений. Статус любовницы очень некрасивый, а статус второй жены более почетен. У его первой жены взрослые дети могут быть ровесниками его второй жены. Им по 20 лет, и отец заводит себе тоже 20-летнюю. Такие примеры мне известны. Бывают и другие перекосы: например, мусульманин-салафит (мусульманин, выступающий за возвращение к традиционным канонам ислама. — Ред.) заводит себе несколько жен и кормится за их счет. Они работают, а он их по очереди посещает. Сам муж подрабатывает, но не содержит этих жен. Это форма альфонса, которую они пытаются оправдать цитатами из Корана.
справка smartnews
Полигамные браки признаны в исламе, где, согласно Корану, мусульманину разрешается иметь одновременно не более четырех жен. Тем не менее к середине XX века в большинстве мусульманских стран полигиния была ограничена. При этом наложницы женами не считаются. Как отмечают сегодня мусульманские лидеры России, каноны исламского законодательства о браке исходят из того, что наиболее соответствующим религиозным представлениям о богобоязненности и благочестии для человека является моногамный брак, то есть брак с одной супругой. Наличие второй, третьей или четвертой жены — каноническое исключение, которое допускается исламским брачным правом. Но такое исключение обусловливается рядом возможных обстоятельств.
Наши спикеры отмечают, что такие перекосы идут вразрез с нормами ислама — шариатом. В исламе существует свод жестких правил и обязанностей для мужчины, который решил завести себе еще одну или две жены. В частности, мужчина должен всех своих жен одинаково обеспечивать. Например, если у одной есть дом, то и у другой он тоже должен быть. Если они живут в одном доме, то у каждой жены обязательно должна быть своя отдельная комната. Муж должен также уделять равное количество внимания и любви каждой женщине, обеспечивать каждую одеждой и едой, быть справедливым ко всем женам. Таких семей в Татарстане еще меньше, и, как правило, подобную роскошь может себе позволить только очень обеспеченный мужчина.
Эти требования в наших условиях очень трудно выполнять. Если же мужчина берет вторую жену и о ней не знают ни родственники, ни знакомые, то она находится, грубо говоря, на правах любовницы. Это не по шариату. Он должен познакомиться с ее семьей, представить ее своей семье, сказать, что это вторая жена, чтобы потом не ходили сплетни, чтобы на нее не клеветали, чтобы ее имя было чистым. Таких семей мало, хотя они есть.
СКРЫТЫЕ И ЗАБЫТЫЕ
В большинстве полигамных браков вторую жену скрывают. О ней знают родственники, первая жена, но в обществе мужчина с ней не появляется. Как правило, говорят мусульманки, такие браки не обходятся без корысти: вторыми женами на птичьих правах соглашаются быть в основном молодые девушки, которым нравится, что их взрослый муж может их хорошо обеспечивать. Однако при этом страдают и первая, и вторая жена.
— Я таких семей наблюдаю много. И я неодобрительно отношусь, если молодые девушки выходят за взрослых мужчин. Потому что я всегда переживаю за первых жен, которые начинали жизнь с этим мужчиной с нуля, провели с ним большую часть жизни, дожили до 40–45 лет. И вдруг получается, что, заработав состояние, мужчина увлекается молодой девушкой, которая хочет получить в жизни всё и сразу. Первые жены мне всегда говорят: «Наиля ханум, вы человек публичный, пожалуйста, никогда не пропагандируйте многоженство. Если бы вы только знали, как нас это убивает». Ведь даже своим мужьям они не могут сказать о своей печали, тяжести, о горе, так как боятся, что он с ними разведется. Делают искусственную улыбку, чтобы муж был доволен, но то, что сердце болит, что душа умирает, они стараются скрыть.
Очень трудно бывает ужиться женщинам в таком браке. Вдобавок они тяжело переживают свое положение и в связи с непониманием общества.
Я знаю одну семью, где две жены. Но они друг с другом не общаются, тяжело это переживают. И в обществе это не совсем понимают, когда узнают. У первой жены комплекс появляется. Она думает: раз он посмотрел на вторую жену, значит, я недостаточно хороша, мне чего-то не хватает. Я знаю, одна женщина пыталась ужиться со второй женой. Но в итоге всё перешло в крайности. Старшая жена стала рассказывать личные подробности жизни с мужем второй жене. Естественно, второй жене это не понравилось, сработала ревность, и семья развалилась.
Даже если муж хорошо обеспечивает обеих женщин, проблем не избежать. Вторые жены, по словам мусульманок, очень сильно страдают от ревности и своего скрытого положения, при котором они не могут нигде бывать вместе с мужем.
— Пришла 25-летняя девушка в наш кризисный центр, где мы помогаем семьям найти взаимопонимание. Она вторая, то есть скрытая, жена, родила. Он купил ей квартиру, обеспечивает, ни в чем не отказывает, один раз в год они ездят отдыхать в теплые страны. Денег он дает столько, сколько ей даже не надо. Но у девушки развился комплекс из-за того, что она с мужем нигде не может появиться. И вот эту тяжесть даже деньги не могут перекрыть. И она говорит, что разводится, потому что больше так жить не может. До истерики девушка дошла. Говорит, поняла, что не в деньгах счастье. Хочется быть каждый день с любимым человеком. И потом, извела ревность, которая не дает спокойно жить.
Состояние первых жен еще тяжелее, говорят мусульманки. Причем это зависит даже не от культуры. На вопрос о том, хотелось бы ей быть единственной женой, женщины не только в Татарстане, но и в арабских странах отвечают утвердительно.
— Я еще не встречала в жизни женщину, которая бы смирилась со второй женой. С этим вопросом я обращалась к женщинам в Саудовской Аравии, Кувейте. Там женщины вырастают в таком менталитете, что стать какой-то женой — нормально. Но недавно я встретилась в Медине с 55-летней женщиной, она четвертая жена у своего мужа. И когда я спросила, как они живут, она сказала, что стала счастливой, потому что муж только с ней сейчас живет, ему 75 лет, и он решил быть только с ней, чем ее осчастливил. Делить мужа всем женщинам тяжело, мало кто может это принять.
НЕ ДЛЯ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ
В большинстве татарские и русские женщины, принявшие ислам, негативно относятся к многоженству.
— В 2010 году в Татарстане был скандал. У нас открылся сайт знакомств с целью создания семьи для мусульманок «Никах РТ». Вскоре на этом сайте стали регистрироваться женатые мужчины. Они считали, что там могут познакомиться со второй, третьей женой. Женщины возмутились, обратились к главному редактору, он вынужден был давать оправдательный комментарий, хотя оказался в дурацком положении: вроде бы ислам многоженства не запрещает, но в то же время все выглядело не очень корректно.
Многие мусульманки сказали корреспонденту SmartNews, что как идею могут понять многоженство, потому что оно прописано в Коране. Однако применительно к своей семье и даже в целом к России они бы этого не потерпели. Многие из них, вступая в брак, боятся, что муж может завести вторую жену.
Обобщенно я это понимаю, основываясь на Коране, но в своей семье я это не приму. Мы не воспитаны в культуре, где мужчины могут разделять свою любовь между несколькими женщинами. У нас это будут жена и любовница. Если бы мы были воспитаны как на Востоке, может, было бы другое отношение. Но у нас сейчас женщина порой зарабатывает больше мужчины, о каком многоженстве может идти речь? Если мужчина не может обеспечить одну жену и она вынуждена работать, то как он собирается содержать вторую, третью? Это вообще несерьезно. Я против многоженства в России. Представьте, мы приходим на дни рождения, праздники и мой муж приводит вместе со мной туда еще какую-то женщину — для меня это будет, конечно, неприемлемо.
Впрочем, если бы муж имел много сил, энергии, любви, а также много средств к существованию и ему всего этого хватало бы сразу на нескольких женщин, тогда, возможно, некоторые мусульманки были бы согласны быть не единственными женами.
Я отношусь к этому нормально, потому что это прописано в Коране. Но нужно подходить к этому очень серьезно. Мало просто заводить вторую, третью жену. Нужно же еще их обеспечивать — и деньгами, и лаской, и вниманием. Поэтому мужчине все-таки желательно иметь одну жену. Да и женщины у нас пока в основном отрицательно к этому относятся. Вроде бы сами мусульманки, но говорят: «Не дай бог, чтобы муж вторую жену взял, если он возьмет, я уйду». В Турции, Египте, Арабских Эмиратах, Марокко это в порядке вещей. Но там тоже находятся такие женщины, которые говорят, что второй и третьей жене в семье места нет.
Мой муж довольно серьезно болен. И я ему говорю: если бы мне дали выбор, что у тебя муж будет богат, здоров и иметь четыре жены либо же он будет жить только с тобой, больной и со средним достатком, то я бы, конечно, выбрала первый вариант.
НЕ СОПЕРНИЦА, А СЕСТРА ПО ВЕРЕ
Исламоведы замечают, что женщины, которые состоят в полигамных браках, стыдятся своего положения. Они считают, что многие согласились на такой тип брака просто потому, что хотели замуж.
— Стыд — это главный показатель того, что они несчастны. Причем часто снимаются какие-то фильмы, где главным преимуществом таких браков становится то, что мужчина зарабатывает для всей семьи. Но на практике женщины чувствуют, что это ненормально. По своей природе женщина моногамна. По моим впечатлениям, многие согласились на такое просто потому, что хотелось замуж. И им внушается, что полигамность — это нормально. На различных форумах мусульманки часто ведут дискуссии на тему многоженства. Некоторые пишут, что, мол, ты не смотри на вторую жену как на соперницу, это сестра по вере, тут же приводится масса цитат из Корана, истории жизни пророка Мухаммеда, у которого было 11 жен. Но когда я лично задавал женщинам вопрос о том, что они испытывают, когда знают, что сегодня муж ночует у другой жены, они говорили, что хотели бы быть единственной.
Бывает, что девушка вступает в полигамный брак неосознанно. К этому ее могут склонять родители, наставники. Особенно такая практика была распространена в Татарстане в 90-е годы. Тогда было, если можно так сказать, модно отдавать своих дочерей в третьи или вторые жены туркам, арабам, приехавшим в республику.
В середине 90-х годов прошлого века в Татарстан заезжали заграничные эмиссары, и многоженство практиковалось, это было модно, популярно. Отдавали своих дочерей вторыми, третьими женами за турок, арабов. Я считаю, все равно что перепродавали. Я знаю, что во многих медресе Казани пропагандировалась идея вторых, третьих жен среди юных девушек. Мы были категорически против этого. Говорили турку, арабу, таджику или узбеку, когда он приходил к нам на никах: «Ты хочешь взять вторую жену, хорошо, причины понятны: первая жена не может родить наследника. Но можешь ли ты обеспечить ее жильем — не калымом-выкупом, а махаром — предбрачным даром? Дай ей квартиру, чтобы, если ты в арабскую страну или Турцию уедешь, она и будущие дети остались защищенными». Такого не было.
Мусульманское священство Казани относится к таким бракам с осторожностью. Прежде всего потому, что юридически подобные браки оформить нельзя, — как мы уже говорили, российское законодательство не признает их официальными, а значит, в случае если мужчина захочет оставить свою жену и детей, ее права ничем не защищены. И результат такой практики в Татарстане дал свои плоды: многие женщины-мусульманки остались одни с детьми на руках и без жилья.
Итог трагичный. Разбитые судьбы, матери-одиночки. Я не понаслышке это знаю: один год в Духовном управлении мусульман РТ возглавлял фонд «Закят», и 80% обращений — от матерей-одиночек. Сейчас из других регионов такие обманутые женщины приезжают. Очень много мусульманок, которые по два-три ребенка имеют, они в тяжелом состоянии, в постоянном попрошайничестве, на съемных квартирах. Это результат ваххабистской идеологии, когда пропагандировалось, что надо иметь двух-трех жен. Но если нет такого в российском законодательстве, как можно это пропагандировать? Народ только после атеизма отходит, и только нормы ислама не каждого могут остановить от плохого поступка. В России запрещено двоеженство, и я лично стараюсь вторым женам не читать никах.
СВОИ ПЛЮСЫ: ОТДОХНУТЬ ОТ МУЖА
Если не говорить о перекосах и крайностях, мусульманки отмечают, что женщина, принявшая ислам, должна быть готова к тому, что муж может привести вторую жену.
Если смотреть на такой брак с точки зрения духовного развития человека, то женщине нужно быть очень сильной, мудрой, смиренной, укротить свой эгоизм, чтобы понять и принять вторую жену. Многие заболевают, не выдерживают и разводятся, скандалят.
Но, отмечают эксперты, общество постепенно привыкает к практике многоженства. Это уже меньше шокирует ближайших родственников. Одобрить подобный брак можно и с точки зрения демографии: здоровых мужчин, согласно статистике, остается все меньше, каждый пятый мужчина в Казани бесплоден.
Люди сейчас ко всему спокойнее начали относиться. У нас много странностей в обществе. И многоженство — это не плохое качество. Однополый брак разрушает общество, а многоженство в чем-то даже сулит спасение. Здоровых мужчин сейчас не так много. Каждый пятый в Казани бесплодный, это серьезная статистика. Три-пять лет — и многоженство уже не будет таким чужеродным явлением. Но только в том случае, если это делается для развития, а не для удовлетворения низких инстинктов мужины. Многоженство должно быть больше духовной, а не телесной потребностью. Если человек не справляется с обязанностями перед всеми женами, то это опасно.
В то же время, замечают женщины, многоженство лучше, чем беспорядочные половые связи. Некоторые светские мусульмане при одной жене имеют еще и любовниц. При этом если мусульманин берет себе вторую или третью жену, то обязан обвенчаться с ней, и для него будет большим грехом оставить ее, в отличие от обычной любовницы, необеспеченной.
— В немусульманской культуре мужчины заводят любовниц. Я не могу сказать, что они женятся один раз и верны своим женам, просто там все неофициально. В исламе больше четырех жен иметь нельзя, и все должно быть освящено никахом. И когда мужчина женится, у него все права заканчиваются, начинаются только обязательства. Он должен обеспечивать жен, не просто провести вечер и уйти бесследно. Наверное, из-за этого многие жены соглашаются быть, пусть даже неофициальной, второй женой.
Сейчас много одиноких женщин, они хотят замуж, им важен финансовый достаток, дети. Мусульманин не выпивает, он будет воспитывать своих детей в рамках шариата. Поэтому вопрос о многоженстве становится очень актуальным, люди начали с этим сталкиваться.
Бывает в Татарстане и так, что женщина сама хочет найти своему мужу вторую жену — чтобы иметь возможность отдыхать от общения с ним.
— Недавно ко мне пришла женщина, молодая, еще не рожавшая. Ей 25 лет. Она просила найти жену для своего мужа. У меня возник вопрос: «Как же ты, молодая еще женщина, хочешь этого?» Она говорит, что всё делает для мужа и так хорошо старается, что, когда он уезжает куда-то, она отдыхает. Поэтому, если он женится на ком-то и будет несколько дней отсутствовать, она надеется в это время отдыхать. Я у нее спросила, будет ли она ревновать. Она говорит, что уже ревнует, но устала. Кстати, муж не очень хочет брать вторую жену, он первой доволен. А она его уговаривает. Честно говоря, я не понимаю. Мне хотелось бы, чтобы мужчины влюблялись в одну женщину и жили с ней долго и счастливо, а женщины любили своих мужей до конца своих дней. Это самый лучший рецепт.
Видео
Многоженство в России
Видео: БАКЕ/YouTube
19 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе