Сын за отца. Татарские семьи возрождают традиции воспитания детей

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Алексей Насыров/ИТАР-ТАСС

В последние годы многие татарские семьи стараются возродить национальные традиции воспитания своих детей, утраченные в советское время. По мнению родителей, именно эти правила позволяют воспитать ребенка почтительного к старшим и заботливого к младшим. При этом возвращение к истокам происходит в основном в религиозных мусульманских семьях.

Многие татарские национальные традиции воспитания исчезли за годы советского прошлого из жизни семей в республике. Однако они получили второе дыхание в Татарстане с начала 90-х годов. Сегодня татарские мусульмане, создавая семью, стараются вернуть в процесс воспитания своих детей некоторые из тех разумных правил, которые существовали многие века у татарской нации. По мнению исследователей этого феномена, это происходит потому, что именно традиционная культура воспитывает человека как часть чего-то большего — рода, семьи, страны, тогда как в современной западной культуре ребенок ориентирован только на личностный рост, что приводит к изоляции и одиночеству.

— Традиционная культура ориентирует человека на осознание себя частью чего-то большего — семьи, рода, страны. Современная культура, которую мы связываем с западной, — потребительская культура, она, как говорят ученые, атомизирует общество, то есть ориентирует человека на собственную индивидуальность. И в этих двух мироощущениях и скрывается разность в подходах к воспитанию детей. В традиционных мусульманских татарских семьях детей ориентируют на то, чтобы помогать старшим, приучают их к труду, учат уважать обычаи предков, религиозные традиции. Ребенок ведет себя не так, что он пуп земли, а так, что он часть чего-то более значимого, целого социума. В современной семье ребенка ориентируют на личный успех, саморазвитие. Это тоже хорошо, но в результате возникает феномен социального одиночества, когда люди отрываются друг от друга и не общаются близко с родственниками, соседями.

В первую очередь татарские традиции воспитания детей предполагают четкое распределение обязанностей отца и матери в этом процессе. Отец занимается внешним благоустройством семьи — достатком, защитой; на женщине весь дом и дети. Поэтому татарину, перед тем как он женится, советуют, чтобы он выбрал себе целомудренную, образованную женщину, которая готова быть хорошей хозяйкой и матерью, поскольку именно от нее зависит, какими будут их дети. И если в семье что-то будет не так с детьми, то спрос мужа будет с нее.

Перед тем как жениться, каждому татарину дается нравоучение, ему говорят, что он теперь отрезанный ломоть, самостоятельный человек, добытчик, он должен теперь сам работать и обеспечивать свою семью. А жена — это хозяйка, она распределяет блага, дом делает уютным, готовит еду. При воспитании детей от мамы всё зависит. Поэтому при выборе жены мужчину учат учитывать ее образование, ее воспитание, нравственность. В татарской семье это не просто на словах, а на деле применяется. Нужно, чтобы девушка была морально готова вести домашнее хозяйство, обучена кулинарному искусству, тому, как вести себя с мужем. Если в семье с детьми что-то не так, муж требует от жены ответа. Если ребенок получил двойку, муж спрашивает у жены, почему она допустила такое, почему вовремя не углядела.

НИ СЛОВА ПОПЕРЁК

Если в светских татарских семьях в наши дни заводят не больше двух детей даже в деревнях, то в мусульманских останавливаются минимум на трех, максимум на восьми. Считается, что до семи лет ребенок должен быть обязательно под постоянным присмотром матери. Мусульманки с сожалением констатируют, что сегодня матери отдают детей с малых лет в детсады, школы. Но многие верующие татарки считают, чтобы воспитать ребенка именно в духе семейных ценностей, развить в нем привязанность к родителям, нужно вплоть до школы не отпускать его от себя никуда.

Мусульманские женщины стараются как можно больше лет присутствовать рядом с ребенком. А мусульманское нравоучение обязывает женщину быть матерью, а не карьеристкой. Самая лучшая карьера — когда у тебя вырастают самые лучшие дети, грамотные, воспитанные, доброжелательные. До семи лет мы считаем материнское воспитание обязательным, потому что именно в это время ребенок впитывает всю информацию, становится членом семьи, понимает обычаи, перенимает семейные, а не уличные ценности. Если ты в него это не вложишь, в него что-то вложат другие. И когда ребенок вырастет, ты будешь пожинать плоды посеянного.

Фото: Детский центр «Балалар»/vk.com

Отец — это глава семьи, и если матери ребенок может показать свои слабости, заплакать, покапризничать, то рядом с отцом он должен вести себя тихо и послушно. Авторитет отца в татарской семье не должен разрушаться ни в коем случае. Поэтому, даже если мать не согласна с его мнением относительно того, разрешить что-то ребенку или нет, при детях она должна с ним согласиться. И вообще в присутствии детей по татарской традиции она не должна высказывать мужу недовольство. При этом именно женщина своим ласковым обхождением должна подталкивать детей к отцу, а отца — к детям, чтобы они общались.

— У меня два сына, и старший сын иногда подходит и говорит: «Как мне лучше сделать? Папа мне сказал вот так». Даже если я не согласна, я скажу: «Раз папа сказал, значит, хорошо, так и делай». Это прививает уважение к решениям отца. Бывает, у мамы с папой разногласия в воспитании, но всегда лучше принять сторону мужа. Ведь женщины всегда жалеют своих детей, тем более мальчиков. Поэтому сейчас очень много мальчиков слабовольных, немужественных. Важно, чтобы мужская рука была в доме. А то чаще всего мужчина в доме воспринимается как мебель — он есть, но ходит как тень, участия не принимает в воспитании детей. Женщина должна подталкивать отца к детям, детей к отцу. А у нас тенденция, что, наоборот, детей настраивают друг против друга, говоря: «Папа плохой, папа сякой». Это неправильно.

Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен перечить своему отцу. Это считается грехом. Примечательно, говорят татарки, что еще лет двадцать назад такое можно было встретить среди татар почти повсеместно.

Несколько десятилетий назад еще присутствовало сильное уважение к старшим. 50-летний мужчина слова поперек не скажет 70-летнему отцу. Это считалось грехом. Если отец обругает — это считается нормой. Сын промолчит, опустив голову, и скажет: «Да, отец, ты прав». И этим все конфликты урегулируются. Сейчас такого не наблюдается — терпения ни у кого нет.

Во многих татарских семьях возрождается традиция не садитья ужинать, пока отец не придет домой и не сядет за стол. Блюдо пробовать он должен первым, только затем жена, следом дети. И в самую последнюю очередь в доме кормят животных. Таким образом на бытовом уровне сохраняется иерархия.

Фото: Детский центр «Балалар»/vk.com

Пока отец не придет домой, без него есть нельзя. Так проявляется уважение к отцу, его труду и заботе о семье. Мать тоже играет важную роль, ей отдают почтение. Если мама не села, тоже есть не начинают.

Ребенок не должен влезать в разговор взрослых, перебивать их. При этом отец и мать должны быть одеты скромно в домашнем быту — никаких шорт и маек, чтобы воспитать в детях почтительное отношение к противоположному полу.

— Ребенок не должен перебивать взрослых, должен уметь терпеть, ждать. А то иногда дети как начинают орать «Мама, мама!», и приходится взрослым прерывать разговор, оставлять дела. И это приводит к тому, что ребенок вырастает эгоистом. Он не будет уважать взрослых и их мнение. Одежда должна быть у родителей скромной — никаких коротких шорт и маек. Дети очень наблюдательны. Отец и мать должны являть собой пример аккуратности и скромности. 

РАЙ ПОД НОГАМИ РОДИТЕЛЕЙ

В воспитании мальчика большую роль играет отец. В наши дни, говорят татары, это сделать непросто. В условиях квартиры, где отец после рабочего дня отдыхает, лежа на диване и глядя в телевизор, мальчик не видит, что должен делать мужчина, где он трудится. Многие семьи сегодня это понимают и стараются переехать в загородные дома, в деревни, где ребенок сможет вместе с отцом ремонтировать, строить и заниматься спортом.

— В воспитании мальчика важную роль играет папа. Сейчас есть тенденция, что мужчины становятся немного ленивыми. Потому что в основном люди живут в квартирах — там мужчинам делать особенно нечего. Там изначально всё сделано так, чтобы ему прийти с работы и лечь на диван. И мальчик не видит, где и как отец работает. Но традиция возрождается: люди стараются жить за городом, в деревнях, в своих домах, где мужчина может раскрыть свой потенциал как мужчина и привить своим сыновьям любовь к труду, спорту.

Мальчика нужно воспитывать в духе смелости, ответственности, силы.

Фото: Алексей Насыров/ИТАР-ТАСС

Его воспитывают как будущего отца, мужчину. Ему прививают мужественность, стойкость, терпение. Делаю я это посредством чтения Корана — нужно терпение, чтобы изучить священные надписи наизусть, понять их. Таким методом у детей вырабатывается усердие. Спорт у нас всегда был популярен — вольная борьба, плавание, стрельба из лука. Это вырабатывает силу воли.

Девочку нужно приучать к ведению домашнего хозяйства. К 18 годам она уже должна уметь готовить, содержать дом в уюте и чистоте, а главное — она должна быть обучена искусству нежного и ласкового обращения с мужчиной. Их готовят как будущих матерей. Поощряется целомудрие, стеснительность, скромность.

В выходные, после работы отец ОБЯЗАН найти время и на своем опыте, своим общением и присутствием показывать, каким должен быть мужчина — самостоятельным, ответственным. Мужчина должен с детства сыну прививать желание защищать маму, говоря, что она слабая, что ей надо помогать. Девочка — нежное создание. И ей прививается любовь к домашнему хозяйству, чтобы она была умелой, любила кулинарию, могла нежно и ласково общаться, не грубить, а с нежностью относиться к мужчине.

Чтобы мальчик и девочка не копировали поведение друг друга, у каждого из них к семи годам должна быть своя комната или хотя бы уголок. При этом родители обязательно должны жить отдельно и никак не показывать своей интимной жизни детям. Строгость воспитания сегодня проявляется и в том, что девочка не может выйти из дома вплоть до совершеннолетия, не спросив разрешения у отца и матери.

Девочка раньше не могла выйти из дома, не спросившись у матери и отца. Не могла выйти без платка. Воспитывалась стыдливость. Сейчас это возрождается. И сказать что-то против родителей дети не могли. У таджиков и узбеков это сохранилось. У татар это исчезает, но у мусульман возрождается. Аллах говорит в Коране, что нельзя даже говорить «уф» своим родителям, ну вроде того, что, мол, устала я от вас. Под ногами родителей находится рай, говорит Коран.

Фото: Детский центр «Балалар»/vk.com

ПОЧИТАНИЕ СТАРШИХ

Важную роль в воспитании детей у татар играют бабушки и дедушки — эби и бабай. Дети оставались на их попечении, особенно в деревнях, где именно бабушка ласкала, заботилась, прививала религиозные традиции внуку, а дедушка учил ремеслам. По крайней мере так было раньше, говорят татарки. Сейчас многие бабушки и дедушки, как и родители, привыкли к тому, что их внуков должна воспитывать система — школы, детсады. С этим мусульманки Татарстана стараются бороться.

Мы ведем сейчас пропаганду нашим сообществом, чтобы бабушки больше занимались внуками. Естественно, родителей от работы уже не оторвешь. Но пусть бабушки меньше смотрят сериалы, а после обеда забирают ребенка из детсада и воспитывают. Ведь важно привязать душевно ребенка к себе, общаясь с ним чаще, тогда он, вырастая, имеет больше связей со своими родителями и бабушками. А в обществе они черствеют к своим родным.

Именно близкие отношения с бабушкой и дедушкой прививают детям любовь к старшим, считают татары.

В каких-то семьях стараются прививать уважение к старшим, там бабушка 90-летняя пользуется большим авторитетом. К ней приходят, с ней советуются, ее навещают каждый день дети. Но недавно я была свидетелем такого явления. В татарской деревне открывалась мечеть. И неподалеку стояла бабушка под 90 лет, порядочная, чистоплотная. В ее глазах было так много грусти и скорби, чувствовалось, что она никому не нужна, что она в этой жизни уже всем надоела. Так случилось, что потом мне одна женщина рассказала ее историю. Действительно, она в своей семье никому не нужна. Она так долго живет, что все родственники перестали ее замечать — не заботятся о ней, просто перестали ее видеть. Она живая, но забытая. Она стольких родила, воспитала, но ее не ценят. Вот такого не должно быть.

Уважение старших распространяется не только на взрослых, но и на братьев и сестер. Строже всех воспитывается первый ребенок, ведь именно он будет потом в отсутствие отца или матери решать все конфликты между младшими.

У меня трое сыновей, недавно дочь родилась. И меня спрашивают, как я справляюсь с такой семьей. Я говорю: самое главное, что я старшего воспитал в строгости. Когда начинаются между ними проблемы, я зову старшего и ему даю моральное наставление. А он уже по факту разбирается. Старший брат отвечает за младших в отсутствие отца. И младшие начинают слушаться старших. 

Фото: Василий Александров/ИТАР-ТАСС

До семи лет ребенка воспитывали дома, а потом отдавали в медресе — приходскую школу при мечети, где он изучал основы религии. И сегодня в татарских семьях детей с семи лет начинают учить молиться. Мужское поклонение в исламе отличается от женского, поэтому после семилетия религиозным воспитанием мальчика занимается отец, а девочки — мать.

— Приучают к молитвам, чтению Корана — эти вещи помогают человеку в дальнейшем. Сегодня религиозность удаляется на второй план. Многие родители, особенно в смешанных семьях, говорят: ребенок вырастет и сам определится. Раньше это считалось неправильно. Считалось, что с семи лет нужно ребенка приучить к молитве.

Сегодня татары стараются отдавать своих детей в национальные детские сады, чтобы они не утрачивали способности говорить на татарском.

Дома говорим на татарском — это обязательное условие. Это наш язык, наша нация, наша традиция.

МЕТОД КНУТА — В ПРОШЛОМ

Бить детей, говорят мусульманки, нельзя. Однако в традиционной татарской семье телесное наказание допускалось. Для этого в доме даже держали специально кнут. Мальчика наказывал за проступок только отец, девочку не рекомендовалось бить вообще. Нынешние татары вообще против ремня. По их мнению, раньше такое допускалось в семьях только по невежеству.

Каюм Насыри, богослов, отменил телесное наказание детей в татарских школах в XIX веке. Он заявил, что система наказаний в учебных заведениях, где детей воспитывали с помощью кнута, неправильная. Но раньше, я знаю, в татарских семьях в деревнях держали кнут, и, если ребенок не подчинялся, его били. Но и тогда в нормальных семьях не били. У меня есть свекор. В годы войны его отца забрали, он не вернулся. Его мама была строгая женщина. Также у него была тетя, и он рассказывал, как она ругала своих детей. Если они шалили, она никогда их не била и говорила «рэхмет янгырлы», что переводится как «благодать от Аллаха», то есть она имела в виду, что они для нее не ноша, а благодать, она этим выражением просила, чтобы на них снизошла милость от Всевышнего. И всегда, когда их мама ругала, они ходили к тете, и она их утешала. Время было тяжелое, но она проявляла любовь, и ласку ее они запомнили на всю жизнь. Метод кнута бесполезный. Только от невежества в семье использовали кнут.

И вообще татарские семьи подходят к изучению своих национальных традиций очень разумно. Они полагают, что многие из них нужно пересмотреть. Для этого родители изучают современную психологию.

Фото: Детский центр «Балалар»/vk.com

Главное — любовь. Я не скажу, что раньше в татарских семьях могли полностью одарить ребенка любовью, тем более если в доме 11 детей. Сейчас в современном мире основной вопрос — как подарить ребенку любовь. Если любви нет, то он будет иметь много проблем в жизни.

Буквально всё возродить из утраченных традиций сегодня не удастся, считают религиозные деятели Казани. Изменилась структура общества: дети уже не настолько зависят в своем благополучии от родителей, как раньше, когда сын без помощи отца не мог никак устроиться в жизни. Сегодня дети порой зарабатывают намного больше родителей. Поэтому детей воспитывают в духе благодарности своим родителям не столько за материальные блага, сколько за то, что они подарили им жизнь.

— Я вижу, что многие родители возрождают традиции. Часто в мечетях можно увидеть отцов со своими сыновьями, матерей с дочерьми. Видно, что они таким образом им прививают исконные религиозные традиции нашего народа. Но, наверное, патриархальный уклад, безграничную власть отца сегодня уже сложно возродить. Потому что тогда это во многом было связано с экономикой, со способами производства. Сейчас структура общества не традиционная, не родоплеменная. Сегодня молодое поколение экономически во многом не зависит от родителей. Раньше без отца, старших нельзя было построить свою жизнь, а сейчас дети зачастую зарабатывают больше родителей, имеют больше удобств. Благодарность родителям остается, но больше за то, что они дали жизнь, и в отличие от прошлого за этим уже нет какого-то экономического базиса.

Видео

Дети — наше будущее

Видео: Ринат Фасхудинов/YouTube

Прислал
Александр Истратов

Традиционное воспитание, на мой взгляд — это просто отличный способ воспитать правильного и воспитанного, законопослушного члена общества. Единственное, что вступает с этим в противоречия — это социальные особенности, а также общественное мнение. Все же такого рода воспитание сейчас считается большой редкостью.

Автор

Наталия Фёдорова

Над статьей работали

Александр Истратов, Мария Землянская

4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Кирилл Каганцев 27 июня 2014, 09:21

Порадовало то, что телесные наказания детей не практикуются, а если и есть, то только за самые большие проступки и то, только мальчиков. Семейное воспитание в духе традиций, на мой взгляд, снижает количество таких случаев до минимума!

Отмечено
редакцией

Александр Истратов 27 июня 2014, 09:30, Изменено: 27 июня 2014, 12:07

Традиционное воспитание, на мой взгляд - это просто отличный способ воспитать правильного и воспитанного, законопослушного члена общества. Единственное, что вступает с этим в противоречия - это социальные особенности, а также общественное мнение. Все же такого рода воспитание сейчас считается большой редкостью.

Сергей Ягунов 27 июня 2014, 15:58, Изменено: 27 июня 2014, 16:00

насчет последнего - очень жаль. Все же веками эти традиции создавались, существовали, а теперь просто уходят в небытие...

Андрей Сазонов 27 июня 2014, 11:47

без традиционного элемента воспитание превратится в обычный цикл жизни: рождение, сад, школа, институт, где человек и будет приобретать все социальные навыки. Увы, эта система не предусматривает наличие культурной составляющей, этических моментов поведения в семье, любви к родным. Все становится универсальным. Как по мне, так это не правильно.

Добавить комментарий

Новое на сайте