В Татарстане создали систему «Народный инспектор». С ее помощью любой водитель или пешеход сможет быстро сообщить в ГИБДД о нарушениях правил дорожного движения, о ДТП и даже незаконной парковке. Для этого нужно снять нарушение на видеорегистратор или смартфон и отправить данные на специальный сервер.
В Татарстане разработали систему «Народный инспектор», с помощью которой рядовые граждане смогут наказывать нарушителей правил дорожного движения. Зафиксировав, к примеру, ДТП на собственный видеорегистратор или даже смартфон, любой казанец — как водитель, так и пешеход — сможет отправить эти данные в ГИБДД. Причем система будет принимать фото- и видеосвидетельства даже таких распространенных нарушений, как парковка на газонах и в других запрещенных местах. В России пока ничего подобного нет, в Татарстане планируется запустить пилотный проект.
Систему создали активисты татарстанского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР), ее презентовали премьер-министру РТ Ильдару Халикову, который одобрил проект.
«Народный инспектор» будет самостоятельно обрабатывать полученные сообщения, что существенно облегчит работу сотрудникам ГИБДД. Уже по результатам обработки и анализа данных полицейские решат, какое наказание заслужил нарушитель.
Отправить видеозапись или фото можно будет как с видеорегистратора (с помощью компьютера), так и со смартфона, поскольку вместе с сервером планируется запустить и специальное мобильное приложение. По словам разработчиков, это приложение обеспечит достоверность передаваемой информации и исключит возможность подделки фотографий и видеозаписей.
В ФАР отмечают, что, по сути, «Народный инспектор» стал продолжением другого татарстанского проекта — «Гражданский патруль», в рамках которого свидетели нарушений могли приехать в ГИБДД, предоставить записи, написать заявление, а потом при необходимости их вызывали на очную ставку с нарушителем. То есть подача жалобы отнимала достаточно много времени, и неудивительно, что проект не получил поддержки у населения. В «Народном инспекторе» все эти минусы учтены.
В 2012 году мы запустили проект «Гражданский патруль». «Народный инспектор» — логическое продолжение «Патруля». «Патруль» тормозил уже при запуске, и мы обращались в ГИБДД и прямо говорили, что надо как-то максимально упрощать процедуру подачи жалоб для автомобилистов, а то всё забюрократизировано, и люди не хотят этим заниматься. ГИБДД прислушалась, и мы начали делать более облегченный проект, где всё до максимальности упрощено — не нужно заниматься бумажными делами.
Еще один плюс новой системы — анонимность заявителя. Персональные данные свидетеля нарушения будут знать только сотрудники ГИБДД, их никто не покажет нарушителю.
Чтобы подать жалобу на какого-нибудь автохама в «Гражданском патруле», необходимо было лично приехать в ГИБДД и написать заявление, где указаны все мои персональные данные. Причем это заявление видит и тот, на кого я жалуюсь, проводятся очные ставки. А ведь разные бывают люди: свидетелю просто бывает страшно, мало ли что в голову нарушителю стукнет, вдруг начнет мстить? В «Народном патруле» анонимность: тот, на кого жалуются, данных заявителя не знает, знает их только ГИБДД.
Фото: temakazan.ru
Если водитель использует смартфон, то у него максимально упрощается процедура подачи заявления с помощью специального приложения. В мгновение ока постановление печатается, отправляется нарушителю. С видеорегистраторами немного сложнее, видео нужно дома перекачать себе на компьютер и только потом отправить на сервер. Кроме того, перед тем, как отправить видео или фото, нужно будет зарегистрироваться на сайте, в связи с чем полицейские будут видеть, от кого им поступает заявление. Каждый раз при отправке нужно заполнить заявление в электронной форме, указать в нем время, место, дату, факт нарушения. В случае каких-то недоразумений и вопросов к заявителю ГИБДД может найти свидетеля, чтобы подтвердить наличие конкретного человека.
Однако проект вызывает много вопросов у общественности. Главный из них: а вдруг кто-то пришлет поддельную видеозапись, в которой собственноручно изменит дату, место, номера машины? Разработчики говорят, что такое возможно, только если видеозапись сделана на обычный видеорегистратор. Скорее всего, такие записи принимать система не будет. А записи, сделанные смартфоном и видеорегистратором со встроенным GPS, подделать, уверяют специалисты, невозможно.
Идеальный вариант — использование смартфонов. Тут никаких вопросов. Там полная верификация. С регистраторами — да, могут быть подделки. Но мы планируем на первом этапе принимать видео только с тех регистраторов, которые оснащены модулем GPS, который сам определяет место, время и дату. Такие регистраторы защищены от вмешательств, вручную ничего не выставишь.
Окончательный запуск «Народного инспектора» запланирован на осень, однако прием данных о незаконных парковках должен начаться раньше, уже в июле, когда проблема зеленых парковок как никогда актуальна. По словам авторов идеи, водители Казани поддержат проект.
Водители очень сильно устали от беспредела и хамства на дорогах. Сейчас они бурчат только себе под нос и кричат друг на друга в окна. А тут водитель сможет сам навести порядок на дороге, потому что кто, кроме нас, еще это сделает? На каждом углу поставить инспектора? Во время Универсиады в 2013 году так и было — каждые 50 метров стоял инспектор, и замечательно, никто не нарушал. К этому мы придем с помощью народных инспекторов, которые двигаются в общем потоке и сразу отправляют данные. Это смогут сделать и пешеходы, которых злит, что какой-нибудь водитель поставил машину и никому не пройти и не проехать.
Фото: apploidnews.com
В казанской общественной организации «Stop Хам», борющейся с хамством на дорогах, к проекту отнеслись критично. По их мнению, уже сегодня, набрав 02, можно сообщить о нарушении и эффект будет. И люди этого не делают не потому, что это неудобно и требует много времени, а потому, что нет мотивации — менталитет водителей таков, что даже свидетели нарушения считают себя в этом случае стукачами.
— Когда я вижу незаконную парковку во дворе, то сообщаю по 02, там принимают заявку. Я фотографирую все это на телефон. Буквально в течение суток мне перезванивает участковый, и я сразу с планшета на электронную почту ему пересылаю фото или видео. Он составляет протокол и передает его в исполком. В течение недели-полутора гарантированно выносится решение. Так я около своего дома всех отучил машины оставлять на детской площадке. В принципе, все разработано. Как гражданин РФ ты можешь позвонить и сообщить, сказать, что ты хочешь остаться анонимным. Но люди не звонят. Почему? Нет мотивации. И даже эту систему надо будет скачать, установить — но какая мотивация? Поэтому нужно не программы делать, не инструменты, а общество заряжать, чтобы люди возмущались, что их кто-то обогнал по сплошной. Надо больше заниматься социальной рекламой. У нас же люди считают, что ты «ментам настучал», «спалил». С теми, кто нарушает, обычные граждане вообще не хотят связываться.
Однако многие водители и грузоперевозчики Казани одобрили проект. По их словам, сегодня на дорогах происходит много таких нарушений, которые не может заметить и зафиксировать полицейский, но прекрасно видят другие водители, которых оно затрагивает и раздражает. Поэтому, если система заработает, говорят перевозчики, они не поленятся отправить заявление и видео в ГИБДД.
— Если не будет возможностей для ухищрений личного характера, всяких подмен, когда кто-то хочет кого-то наказать, то это очень хорошая вещь. Потому что очень часто наблюдаешь такие нарушения, которые не зафиксирует ни один гаишник, стоящий в кустах, или какой-нибудь радар. Это нарушения не перманентного характера — типа стоянки и скоростного режима, это кто-то подрезал кого-то, не уступил дорогу. Эти нарушения возникают спонтанно, и видеорегистраторы их фиксируют, конечно. Поэтому, если произойдет какой-то вопиющий случай, который меня выведет из равновесия, я не поленюсь, достану свою видеокарту и отправлю запись куда надо. Я, например, всегда, если становлюсь свидетелем аварии, останавливаюсь и, если имею мнение о том, кто прав, кто виноват, подхожу к тому, кто прав, и даю ему свою визитку. Говорю: «Если вам нужно будет подтвердить ситуацию, которая здесь произошла, то я готов быть свидетелем в суде». Новая система будет недремлющим оком как раз для тех людей, которые не хотят соблюдать правила.
По словам перевозчиков, за рубежом уже давно инициаторами наказаний за нарушения на дороге становятся сами же водители. Конечно, есть опасения, что в российской действительности возможны перекосы в виде мести или заявлений по незначительным случаям. Но водители согласны это потерпеть ради того, чтобы на дорогах установился порядок.
В Германии бросишь окурок за окно — и тут же следом едущий человек сообщает в полицию, и там уже не разбираются, наврал свидетель или нет, просто накладывают взыскание. Есть опасение, что в нашей системе разовьется институт стукачества на дороге, будут мстить друг другу по-мелкому. Чуть-чуть заедешь на газончик, какая-нибудь неадекватная гражданка достанет свой смартфон и что-то отправит. Но я считаю, что в любом случае это всё нужно. Потому что культура наших водителей оставляет желать лучшего. Нарушители скрываются, ведут себя по-хамски. У торговых центров есть разлинованные площадки — так нет, ставят машины так, как заблагорассудится, и даже на места инвалидов. Попробуй в США поставь машину на место для инвалида — без штанов останешься. А у нас без зазрения совести здоровые мужики становятся на такие места. Поэтому считаю, что такая система нужна, я поддерживаю. Мы все будем знать, что мы не только под прицелом людей в форме, но и в поле зрения всего общества.
Видео
Подборка нарушений ПДД
Видео: Big Boss/YouTube
А почему бы и нет? Разве зазорно сообщить в органы о том, что пьяный водитель садится в автомобиль? А если он попадет в аварию сам? А если еще раздавит пару-тройку людей? А если это будут дети? И это проявляется во всем! Надо воспитывать культуру вождения. И если это необходимо — то такими методами.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе