В Татарстане разгорается религиозный скандал. Прокуратура города Нижнекамска обнаружила, что ученики средней общеобразовательной школы № 5 совершают регулярные намазы, а девочки ходят на занятия в платках. От администрации школы тут же потребовали разобраться с внешним видом учащихся и убрать из холла ковер для намаза. По мнению прокуратуры, все это не соответствует светскому характеру учебного заведения.
Ученикам-мусульманам средней школы Нижнекамска прокуратура запрещает совершать во время перемен намаз и носить религиозную одежду. Это не соответствует светскому типу учебного заведения, говорят в городской прокуратуре. Родители и мусульманские правозащитники написали письма с жалобой главному муфтию республики, прокурору и депутатам Госсовета Татарстана. Муфтий обещает, что требования мусульман будут учтены при создании единой школьной формы. Мнение общественности разделилось. Однако, пока взрослые выясняют, кто прав, хуже всего приходится девочкам-мусульманкам, которые оказались в центре очередного скандала.
Школа № 5 — единственная в своем роде в Нижнекамске. Если в школах по месту жительства учатся по две-три девочки в хиджабах, то в пятой школе собрались дети из большинства мусульманских семей города — 100 девочек и около 70 мальчиков. Хиджаб в школе носят преподаватели, а вместе с ними и ученицы татарского класса (с углубленным изучением татарского языка и литературы). Все они молятся в положенное время и изучают Коран. Однако прокуратура настаивает на том, что эта школа — светское учебное заведение и должна работать по светским законам.
Устав данной школы содержит общие правила деятельности образовательного учреждения, основанные на принципе светского характера образования. В российских государственных и муниципальных учреждениях запрещена какая бы то ни было религиозная деятельность, и государство обеспечивает светский характер образования в этих учреждениях. Соответственно, если учредителем образовательного учреждения является религиозное объединение, то тогда оно может установить соответствующую форму одежды и включить в учебное расписание совершение религиозных обрядов.
Помимо этого, прокуратура обнаружила некоторые несоответствия устава школы принятому в 2012 году закону «Об образовании» и потребовала в течение десяти дней устранить все нарушения.
Если не будут предприняты меры, нам придется подать иск в суд. Но мы понимаем, что десять дней — нереальный срок, за это время им не успеть согласовать устав в исполкоме Нижнекамска, с налоговым органом. Поэтому ждем.
Узнав об этом, родители и мусульманские правозащитники написали несколько писем — главному муфтию, прокурору республики и в Госсовет Татарстана — с требованием защитить права детей. Подписи под письмами поставили более тысячи человек.
Мы написали, чтобы наших детей оставили в платках, что платки наши дети снимать не могут и не будут, потому что это закон ислама, который мы не нарушим. И намаз они должны совершать, когда это положено. Раньше не было проблем, никто никого не обижал, мы удивлены. Это не наша прихоть, очень много мусульман по всей России — не только в Татарстане, и всех волнует этот вопрос. Что плохого в платках? В государстве есть проблемы наркомании, пьянства, брошенных детей и стариков, разврата. Но если девочка живет в мусульманской семье, то она воспитывается в уважении к старшим, не курит, не пьет, а значит, и тех проблем в обществе становится меньше, которые я перечислила. Мы хотим, чтобы наши дети закончили школу, поступили в институты, нам нужны хорошие врачи, банкиры, которые не берут взятки и работают честно. Законы ислама — прекрасные, они делают только лучше обществу.
Исполняющий обязанности муфтия Республики Татарстан Камиль Самигуллин ответил верующим, что предпримет всё возможное, чтобы защитить их интересы. Он напомнил, что в Госдуме сейчас разрабатываются поправки в закон, чтобы 1 сентября единая форма вернулась в школы. Духовное управление мусульман примет участие в разработке формы для Татарстана, уверен муфтий.
Запрета на платки нет. Будет рассматриваться единая школьная форма, каждый регион будет индивидуально подходить — в зависимости от пожеланий населения. Духовное управление примет участие в разработке данной формы.
В школе № 5 от комментариев отказались. В администрации города верят, что можно будет найти компромисс после того, как поправки, касающиеся школьной формы, вступят в силу.
У нас обстановка спокойная, никакой нервозности нет. Мы ждем принятия нормативных документов. А до этого времени мы ничего предпринимать не будем. Мусульманское население волнуется, что с девочек будут снимать платки, но их никто не трогает — они как занимались, так и занимаются.
Мы, конечно, категорически против запрета. Если запретят, то куда мусульманки пойдут? Без образования останутся, что ли? И я в том числе! Если учиться на дому, то откуда учителей найти и кто им будет зарплату платить? До этого как-то же учились, никто никому не мешал. Мусульманки ничего плохого не делают же! Намаз нам в школе читать тоже запретили, даже ковер убрали для этого. А снимать платок мы не можем. Мы все расстроились, но надеемся на лучшее. Мы все-таки свободные люди вроде бы. Наши родители сложа руки не будут сидеть, постараются что-то предпринять.
Я, конечно же, против всего этого. Они думают, что так заставят снять мусульманок платок, а на самом деле усугубили все отношения с мусульманами. Никто даже и не собирается снимать хиджаб. Все просто уйдут из школы, а так как большая половина школы ходит в платках, то школу, скорее всего, закроют. Они этим ничего не добьются.
Я думаю, им нечего делать! В России много проблем. Сколько в других школах шлюх, которые в мини-юбках ходят, курящих, наркоманов? Платки им чем могут мешать? Что им не нравится? В исламе нет принуждения: если кто-то не хочет носить платок, пусть снимает. Но что плохого в платках? Мы в защите от зорких глаз. Мы не пьем, не курим, не убиваем, а Коран дома читаем и намазы тоже! Пусть, короче, мусульманкам, раз уж на то пошло, придумают единую форму.
Родители и психологи переживают не только за будущее, но и за эмоциональное состояние детей, на которых социум оказывает давление.
Это для ребенка большой стресс — и физический, и душевный. Большинство с маленьких лет носит платок, они все уже привыкли к платку. Кому это надо, не понимаю! Никто из детей не собирается снимать платок и отказываться от молитвы. Наверное, чтобы дети смогли учиться, придется нанимать репетиторов.
Никто в этой ситуации не думает о детях: каково им будет теперь ходить в школу и жить после перенесенных потрясений? А ведь они и раньше выделялись среди своих сверстников, им и до этой истории было непросто жить и приспосабливаться, быть «не такими, как все». А сейчас у детей как будто выдернули почву из-под ног: устоявшийся мир, где духовное воспитание и исповедание своей религии — это хорошо, покосился. Это для нас, взрослых, привычно и более-менее понятно, как с этим обходиться: у нас уже многократно меняли и ориентиры, и ценности, и идеологию на прямо противоположную. А для них это был единственно возможный способ жить, некоторая данность, которую сейчас подвергают сомнению и разрушению… У детей такого опыта (обходиться с разрушением своего мира, ценностей) еще нет: для них черное — это черное, а белое — это белое. И вроде бы каждая из сторон в этой ситуации делает свою работу, но дети, как всегда, оказались в этой истории крайними, об их интересах, похоже, забыли сейчас абсолютно все.
Опрошенные эксперты — православный священник и исламовед — высказали свою точку зрения на конфликт.
— Я не хотел бы занимать жесткую позицию. Всё должно решаться в рамках взаимопонимания. Здесь администрация школы должна действовать с точки зрения законодательства — тех требований, которые предъявляются к школам. И такой конфликтной ситуации в принципе бы не возникло, если бы изначально позиция школы была четко выверена — не на основании внутренних и религиозных убеждений, а на основании законов, по которым живет светская школа. Потому что, если ситуация уже развилась, родители и ученики привыкли, исправить что-то сложно. И это отражается на психике ребенка и на родителях, у которых возникает законный вопрос: почему было можно, а сейчас нельзя? И этот вопрос надо задать администрации школы, которая допустила эту ситуацию и является виновником. Если ребенок поступает в школу, он должен знать, по каким правилам будет учиться и жить внутри этой школы, — это должно быть прозрачно и в рамках закона, по которому живет государство. И уже родители определяют, устраивают ли их правила, которые предлагает конкретная школа. Если не устраивают — нужно искать альтернативу, например идти в мусульманские школы.
— Главная проблема в том, что у современных российских мусульман есть сознательное стремление идти по пути сегрегации — самоизоляции себя от остальной части общества. У православных тоже есть требования к ношению платка, однако нам не известен ни один случай, чтобы хоть раз православные родители подняли подобный вопрос. То есть проблема касается только небольшой группы мусульман. И тут есть двойные стандарты. В начале 2012 года Союз мусульманской молодежи выдвинул идею, которая получила поддержку ДУМ РТ, — ввести поголовную халялизацию питания во всех детсадах. При этом мнение остальных родителей их не интересовало, потому что они считали, что для других будет полезно есть халяль. Они сами часто пытаются всем навязать свои ценности. Но если поборникам мусульманских норм как в Татарстане, так и в Ставропольском крае непременно хочется шариата, то, может быть, им пойти по пути создания мусульманских школ, а не отдавать детей в общеобразовательные, выставляя напоказ свою религиозность? В Казани есть частная школа для мусульман «Усманья» с 1994 года, там преподают также светские предметы. И то, что там от силы 30–40 детей учатся, говорит о том, что последовательных мусульман у нас наберется немного.
В интернет-сообществе новость о запрете носить платки в нижнекамской школе нашла как своих противников, так и поборников. Но большинство считает, что в светской школе должна быть светская форма одежды.
у нас демократическая страна. Как хотят, пусть так и одеваются. Что-то не нравится, не смотрите, и нечего им что-то запрещать.
Почему русские девочки, которые веруют в Бога,не приходят на уроки в платках??? Вот именно поэтому и мусульманкам нельзя носить хиджаб в школе…
Я валяюсь над глупостями чиновников! Пусть лучше проституцию искореняют, а порядочных и религиозных девчонок не трогают!
Справка SmartNews
Некоторые правительства поощряют и даже обязывают женщин носить хиджаб, некоторые запрещают. Хиджаб обязателен в Афганистане, Саудовской Аравии и Иране. Турция, Тунис, Сирия, Ирак, Таджикистан и Азербайджан, хоть и населены преимущественно мусульманами, запрещают носить хиджаб в государственных учреждениях, школах и университетах. В 2004 году Франция приняла закон, запрещающий «символы или одежду, очевидно демонстрирующие религиозную принадлежность» в образовательных учреждениях. Против разрешения носить хиджабы высказался президент России Владимир Путин, отметив, что все должны чувствовать себя равными.
Как уже писал SmartNews, скандал, подобный нижнекамскому, вспыхнул в Ставрополье и стал известен на всю страну в октябре прошлого года. Там, правда, директор школы, потребовавшая у девочек одеваться по уставу светской школы, из-за анонимных угроз вынуждена была уйти с должности и сменить место жительства. Надеемся, что в Татарстане, который славится своей толерантностью, компромисс будет достигнут. Однако история с хиджабами продолжает волновать общественность.
Видео
А у нас в школе лысая девочка ходила в платке. Никто не спрашивал ее о религиозных взглядах, тогда все были пионерами и октябрятами.
Ни администрация школы, ни Верховный Совет СССР не заставляли ее снять платок.
Чиновникам делать нечего, кроме как бороться с мусульманскими детьми, разве у нас в стране не свобода вероисповедания?
Мне кажется, что руководству стоило бы просто объявить себя именно религиозной школой. В противном случае — это нарушение конституции.
54 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе