В Татарстане появятся фермерские школы. Это будут профильные классы в обычных сельских школах, где дети смогут учиться на пчеловодов или фермеров, и центры подготовки будущих фермеров, предпринимателей. Проект нацелен на возрождение деревень и привлечение в сельскую местность грамотных специалистов.
Уже к следующему лету в республике появятся первые фермерские школы, в которых будут учить как детей, так и взрослых. Пока проект находится на стадии разработки, однако SmartNews удалось выяснить некоторые интересные подробности у его инициаторов.
В Минсельхозе РТ сообщили, что фермерские школы создадут на базе общеобразовательных сельских школ, колледжей, техникумов и вузов республики. К 2015 году в каждом районе республики должны появиться одна-две таких школы.
Лет десять назад такие школы существовали в селах на основе общеобразовательных школ. Но потом это дело где-то сохранилось, где-то свернулось. Внимания не хватило, подумали, что можно и без этого обойтись. Осталось только несколько школ, где имеются свои приусадебные участки, техника, где продукты выращивают для школьной столовой. Мы хотим возродить это дело. Тем более что школы, желающие это сделать, есть, обращаются.
Таким образом, в сельских школах планируют создать профильные классы аграрных вузов республики. В общеобразовательную программу включат часы сельскохозяйственной подготовки — как теоретической, так и практической. Работать школьники будут на приусадебных участках и в хозяйствах, специально для этого созданных. Например, их обучат работе на тракторе или разведению домашних животных и птиц, заготовке для них корма, созданию комфортных условий для их содержания. А после окончания школы ребята получат сертификаты или удостоверения машиниста, механизатора, тракториста, пчеловода и т. д. Однако, говорят в Минсельхозе, чтобы выдавать сертификаты школьникам, придется преодолеть препятствия: школам нужна лицензия, материальная и кадровая база.
Чему будут учить? Во многих сельских школах есть приусадебные участки. Некоторые содержат кроликов, держат пчел. Зачатки есть. И педагогов у нас хватает. Почти в каждом районе есть колледжи и техникумы. Они могут стать центрами подготовки кадров. Эти школы нужны для того, чтобы сохранить в сельских детях предрасположенность к сельскому труду. Ведь и чтобы бизнес сделать, открыть ферму, нужны кадры, а часто фермеры закупают оборудование, а механизаторов и агрономов в районе нет. Сроки зависят от финансирования. Многое зависит от министерства образования, есть образовательные стандарты, и надо, не нарушая учебного процесса, включить в него новые компоненты.
Что касается взрослых, то для них разработают программы и дистанционного обучения, и очного. В какой форме будущим и действующим фермерам будут давать знания, пока неясно. Это могут быть просто консультационные центры, где можно получить консультацию по новым аграрным технологиям, курсы краткосрочной, длительной подготовки начинающих фермеров, переподготовки уже опытных фермеров или всё вместе. Однако точно известно, что если для школьников получение знаний будет бесплатным, то остальным за это придется платить.
Говорят, мужчина должен иметь 70 профессий, чтобы супруге жилось комфортно. И там тоже будут учить самым разным навыкам, чтобы у фермера была конкурентоспособная продукция. А для того чтобы понять рыночные механизмы, нужно знать и экономику, и историю развития государства. Готовить будем хозяйственников будущего. Фермеры этому рады, потому что они своих детей и так стараются направлять в вузы на сельскохозяйственные специальности, чтобы потом передать им свое дело.
Инициаторы проекта говорят, что уровень подготовки и специализации татарстанских фермеров достаточно низок. В законодательстве прописано, что главы крестьянских фермерских хозяйств должны иметь сельскохозяйственную специальность, однако на практике на это раньше обращали мало внимания. Сегодня же власти решили заняться образованием фермеров, чтобы оно соответствовало требованиям времени.
Однако в интернет-сообществе отнеслись к этой новости скептически: многие не прочь были бы вести хозяйство в деревне, однако считают, что для этого нужно не столько образование, сколько первоначальный капитал. Другие сетуют на сложность нахождения общего языка с селянами.
У меня муж очень хочет жить в деревне и заниматься фермерством. Только я против. Потому что там детям невозможно дать хорошее образование. Я бы после 45-ти лет могла переехать в деревню при наличии 10 млн подъемных и если бы гос-во вкладывалась в развитие села.
Это крайне сложно. Сельский менталитет — зачастую 8 классов образования, таким сложно объяснить про современные тенденции, там традициями живут. Особый подход нужен + село, это большая семья, влиться сложно.
Я бы там жил, но только при наличии любимой жены) И денег) Я вот приезжаю, работаю легко, не так, как здесь. Мне там очень нравится, и я тяжело уезжаю оттуда.
Некоторые фермеры считают, что фермерские школы создавать в селах просто необходимо. Причем нужно сделать обучение в этих школах престижным. Но как? Возможно, поддерживать желающих учиться грантами.
— У меня пожелание педагогам и опытным фермерам, которые будут передавать свои знания: рассказывайте обо всех подводных камнях нашей работы. На бумаге пишешь, сколько засеешь гектаров, сколько получишь урожая, сколько продашь, сколько выручишь денег, — это одно. Но на практике все выходит всегда иначе. И нужно прививать любовь к сельскому хозяйству, чтобы эти будущие фермеры не эксплуатировали, а любили землю и животных. Я, например, разговариваю в поле со своими растениями — ведь это живые организмы, к ним нужно подходить с душой. Тогда получится фермер. Только деньги зарабатывать человек не сможет, пока на серьезные прибыли здесь рассчитывать не приходится. Деньги уходят на приобретение техники, удобрений и т. д.
Однако фермеры не уверены, что смогут учиться сами, — у многих из них уже почти полувековой опыт работы на земле, и они сомневаются, что педагоги в вузах смогут рассказать им что-то новое. Ну а если даже и захотят обновить свой взгляд на профессию, то нет свободного времени — подменить себя фермерам некем: работа идет круглый год.
А некоторые вообще считают затею со школами бесполезной. По их мнению, работающий фермер, как правило, имеет высшее образование, пусть и не профильное, и умеет обращаться с книгами и интернетом и самостоятельно находить всю информацию. Гораздо лучше, считают они, организовывать мастер-классы на базе уже работающих сельских хозяйств.
Например, ко мне приезжают иногда люди и говорят, что хотят стать фермерами, я даю им лопату, шланг и посылаю кормить, смотреть, работать, спрашивать. Но на второй-третий день, как правило, сбегают, так как понимают — это не то же, что сидеть в офисе под кондиционером. Поэтому разные курсы — бесполезная трата времени. Возможность научиться уже есть у того, кто хочет, — многие фермеры выкладывают свои мастер-классы, а потом к ним приезжают и учатся у них. Мы, например, с женой городские жители, приехали в деревню и всему научились, и до сих пор по интернету и книгам учимся.
Видео
Видео: Vesti Tatarstan на YouTube
Семейная ферма в Татарстане
По мнению критически настроенных к инициативе Минсельхоза фермеров, начинать нужно с того, чтобы сделать труд фермера престижным. В пример приводят другие страны. Например, в США фермерская семья получает доход в пять раз выше, чем средняя американская семья.
По их словам, сельские школьники не хотят становиться фермерами.
Ко мне приезжает на экскурсию очень много школьников с учителями, в том числе из тех школ, где ученикам присваивают звание фермера. Но старшеклассники, которые учатся на фермера, приезжают с очень грустными глазами. И когда спрашиваю, кем они будут, все отвечают: юристами или экономистами. Дело в том, что сегодня и в селе, и в школах, и в семьях детей воспитывают так: надо собрать все имеющиеся деньги и отправить ребенка в город, чтобы он никогда больше сюда не возвращался. Поэтому фермерские школы создавать бесполезно, пока руководство республики не изменит в корне отношение к фермерству в целом. Сегодня у нас приоритетными направлениями являются спорт, развлечения, праздники, отдых, и это пропагандируется в местной прессе, по телевидению. А сельский труд — это каторжный труд. И никто из молодежи, видя всё это, не хочет быть фермером. Если детей воспитывать еще с 5–6 лет, то из них еще может что-то получиться. Но приучать надо детей так, чтобы он не просто отбывал каторгу, а занимался бизнесом. Например, мой внук зарабатывает деньги — я запустил производство мороженого, и он продает его другим детям на улице и в лагере, ходит собирать дикие ягоды, варит варенье и продает дачникам, строит птичники, и я ему плачу зарплату. Он видит результаты своего труда и параллельно учится. У него есть свои карманные деньги, а ему всего 11 лет, и за лето он купит себе айпад.
Отметим, что фермерские школы создают в России уже не первый год. Например, существует «Школа фермеров Пермского края». Там одновременно решают две задачи: привлекают молодежь в село и помогают детям-сиротам, детям из неблагополучных семей, условно осужденным ребятам сориентироваться на создание собственного агробизнеса.
Видео
Видео: ForumHouseTV на YouTube
Разведение кур
Пусть открывают такие профильный заведения и учат людей по настоящему. А то кругом одни креативщики и менеджеры – работать некому.
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе