В угольной промышленности грядут массовые увольнения. Чтобы шахтеры, потеряв работу, не потеряли возможность кормить свои семьи, в Кемеровской области разработали специальный проект. Попавшим под сокращение горнякам предложили службу в российской армии по контракту. Первые 60 уволенных уже стали профессиональными военными.
Шахтерам Кузбасса предложили сменить кайло на автомат. В этом году в угледобывающей отрасли Кузбасса ожидаются массовые увольнения. По предварительным оценкам, искать новую работу придется более чем 10 тыс. человек. О грядущих сокращениях в связи с кризисом в угольной отрасли в регионе на днях заявил гендиректор СУЭК Владимир Рашевский.
В Кузбассе сокращение численности за год произошло примерно шесть тысяч человек, это 5% отрасли. В этом году можно ожидать закрытия и консервации полутора десятков предприятий, сокращения порядка 10% численности.
Найти работу не только в Кемеровской области, но и в соседних регионах уволенным горнякам будет не так легко. По данным Новосибирскстата, средний уровень безработицы в Сибирском федеральном округе по итогам 2013 года составляет 7,3% и превышает общероссийский на 1,8%. Поэтому воинская служба может стать для горняков спасательным кругом. Первые несколько десятков уволенных уже приняты в армию по контракту. Попавшие под сокращение угольщики отправились служить Родине в новом качестве.
В феврале месяце заключены первые контракты с более чем 60 бывшими шахтерами из городов Киселевск и Прокопьевск. Этот проект реализуется совместно с представителями Министерства обороны и правительством Кемеровской области. Чаще всего призванные на службу по контракту шахтеры направляются в Центральный военный округ. Поскольку средний возраст таких контрактников составляет около 30 лет, обычно у них уже есть семьи. Жена и дети переезжают вместе с контрактником, им предоставляется жилье.
Чтобы получить гарантированный заработок и причитающиеся контрактникам льготы, потерявшим работу горнякам пришлось пройти серьезный отбор. На одно место в армейских рядах претендует три человека. Так, в 2013 году в Кемеровской области из 4,5 тыс. желающих служить по контракту было отобрано лишь 1,5 тыс. человек. Однако проблема не в недостатке мест в армии, а в том, что большинство кандидатов не соответствуют предъявляемым к ним военными требованиям.
При отборе на воинскую службу по контракту мы не рассматриваем кандидатов старше 35 лет. Те, кто соответствует этому критерию, проходят психологическое тестирование на пригодность к службе в армии. Они должны подойти по состоянию здоровья, уровню физической подготовки. Кроме того, мы проверяем, проходил ли кандидат срочную службу, не числится ли за ним правонарушений. Поэтому, если 10 тыс. шахтеров будут уволены и все они захотят служить в армии, мы примем хоть всех, мест в армии хватит. Но только при одном условии — если они будут соответствовать всем нашим требованиям, а это в принципе невозможно. Во-первых, не все оставшиеся без работы младше 35 лет. Во-вторых, многие из них не смогут пройти наш конкурс. И наконец, конечно же, далеко не все они в принципе изъявят желание пойти в армию.
Заявлениям, поступающим от потерявших работу шахтеров, обещают уделять особое внимание. Тем горнякам, кому возраст, здоровье, физическая подготовка и безупречное прошлое позволяют вступить в ряды защитников Родины, военкоматы готовы подобрать максимально подходящую для них воинскую специальность. Кем они станут в новой роли, зависит прежде всего от того, кем они были во время срочной службы в армии.
В первую очередь мы проверяем, какая у кандидата учетная воинская специальность, полученная во время срочной службы. Если на данный момент у нас нет потребности в таких специалистах, мы смотрим, кем еще может служить кандидат, какая у него имеется гражданская профессия. У многих шахтеров есть права, поэтому мы предлагаем им стать водителями. Если человек работал на тракторе, он может стать механиком-водителем танка. Сейчас нам нужны водители, стрелки, гранатометчики, пулеметчики, операторы, командиры отделений.
От проекта по такому своеобразному трудоустройству уволенных шахтеров выиграют обе стороны. Контрактники помогут армии закрыть нехватку призывников, образовавшуюся из-за демографической ямы 90-х годов.
2014 год — самый тяжелый для нас: призывников не хватает. Уже в 2015 году ситуация, по прогнозам аналитиков, должна стать легче, количество парней призывного возраста увеличится. А этой весной мы планируем призвать всего 2,5 тыс. новобранцев — на 500 человек меньше, чем во время осеннего призыва прошлого года. Недостаток призывников мы будем компенсировать за счет контрактников.
Шахтеры тоже будут в выигрыше. Они получат гарантированное трудоустройство, стабильную зарплату начиная от 18 тыс. рублей, полный пакет социальных гарантий, а главное — жилье. Поэтому многие горняки, которые опасаются потерять работу, уже начали обдумывать возможность взять в руки автомат.
Армия так армия, почему бы и нет? Лишь бы деньги платили и было где жить. А того, что будет тяжело служить, лично я не боюсь. Уверен, по сравнению с работой в шахте любая другая работа покажется легкой. Конечно, есть сомнения, что пройду отбор по здоровью. Но если не забракуют, я готов подписать контракт.
Видео
Служба по контракту в российской армии
Видео: GuberniaTV
9 комментариев к материалу.