Прокуратура Кузбасса начала бороться с матерщинниками: в небольшом городке Топки с начала года возбуждено уже десять административных дел за использование нецензурных выражений. Штрафы колеблются от 1 до 3 тысяч рублей.
Недавнее исследование «Левада-Центра» показало, что больше половины россиян регулярно ругаются матом и не видят в этом ничего зазорного. Кузбасс, как известно, край суровых шахтеров, которые не привыкли выбирать выражения и политесу не обучены. Матом здесь могут и приласкать, и обругать. Однако недавно в небольшом городе Топки Кемеровской области решили положить конец этой традиции. С начала года уже девять человек привлечены к административной ответственности за использование нецензурных выражений в адрес другого лица. Топкинская прокуратура решила защитить честь и достоинство земляков, возбудив в 2014 году десять дел по статье 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Жителям города Топки повезло: три года назад за использование нецензурной брани в адрес другого лица была предусмотрена не административная, а уголовная ответственность по статье 130 УК РФ. Но в декабре 2011 года она утратила силу. Зато тогда же появилось два новых вида административных нарушений — клевета и оскорбление. Статья 5.61 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Решение вопроса о возбуждении дел по этой статье отнесено к исключительной компетенции органов прокуратуры. Штрафы за данное правонарушение колеблются в диапазоне от 1 тыс. до 3 тыс. рублей.
В статье 5.61 КоАП РФ дано четкое определение, что является оскорблением. Это выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности потерпевшего, унижающая его честь и достоинство. Одним из основных критериев оскорбления является неприличная форма высказывания. Под ней подразумевается «циничная, глубоко противоречащая нравственным нормам, правилам поведения в обществе форма унизительного обращения с человеком».
И вот здесь-то и возникает основной вопрос: а насколько противоречит правилам поведения в современном обществе использование мата? В конце марта «Левада-Центр» опубликовал данные масштабного исследования, проведенного в 130 населенных пунктах 45 регионов страны.
— Раньше мат воспринимался нейтрально в основном в деревне. В речи деревенских жителей он выполнял служебную функцию, связывая слова между собой. Эмоциональной окраски он при этом не нес. Теперь же матерные слова стали словами-связками и в речи городских жителей, особенно молодежи. Стандарты их речи приблизились к деревенским. Поэтому нецензурные выражения и перестали использоваться, чтобы передать какой-либо смысл. Матерные слова теперь действительно используют просто так, как служебные, не имеющие смыслового наполнения. Матерясь, больше не хотят кого-то оскорбить, это не проявление агрессии.
По данным опроса «Левада-Центра», всего лишь 16% респондентов матерятся с целью кого-либо оскорбить. 36% заявили, что мат выполняет для них антистрессовую функцию и позволяет отвести душу. А больше половины — 52% — сказали, что бранные слова они чаще всего используют просто так, потому что пришлись к месту.
Поэтому оштрафованные жители города Топки недоумевают: а за что, собственно, их оштрафовали? За то, что они разговаривали с земляками на единственном знакомом им языке? На том же самом, который использует большинство окружающих и не воспринимает его как нечто неприличное?
Если штрафовать за то, что у нас кто-то кого-то назвал п…ю или м…ом, то весь город оштрафовать нужно. Получается, мы все преступники. Глупость какая-то — тащить в суд за то, что сказал то же самое, что и все вокруг.
Тем временем эксперты напоминают, что мат все-таки лексика запретная, оскорбительная и эмоционально окрашенная, мат — лексика экстремального эмоционального состояния, которая имеет право на существование только в обоснованно критических ситуациях.
Недавно меня вызвали к директору школы за то, что мой сын обругал одноклассника матом. И что же выяснилось? Его одноклассник по имени Александр отвечал у доски. Ответил, по-видимому, хорошо, потому что мой сын громко прокомментировал его ответ так: «Ай да Сашка! Ай да сукин сын!» И за это его выгнали с урока, а меня вызвали к директору. Когда мне объяснили, в чем дело, я даже не знал, что сказать. Если директор школы не знает, что он всего-навсего процитировал знаменитые слова Пушкина, то о чем вообще с такими педагогами разговаривать? Как им объяснять, что это не мат? Ведь они б и Сергея Львовича за слова сына Сашки к директору вызвали.
— Мат начал терять эмоциональную окраску. Он стал выполнять функцию междометий и слов-связок. Отчасти теперь его функция — организовывать ритмику речи. Он больше не нечто неприличное, особенно у младшего поколения. Это не означает, что представители старшего поколения реже пользуются матом, нет, просто они еще воспринимают его как запретную, сниженную лексику, поэтому используют мат в более узком круге ситуаций. У пожилых еще сохранился ряд табу: например, неприличным считается ругаться матом в присутствии детей и женщин, в общественном транспорте. А у их детей и внуков такое восприятие не сформировалось. Мат громко и открыто употребляют даже девушки, табу нет.
Видео
Роль мата в русской культуре
Видео: Valera Mortu/youtube.com
2 комментария к материалу.