Кемеровская ГИБДД и простые граждане отныне вместе будут наводить порядок на дорогах. В области создается первый российский народный патруль. Пополнить ряды госавтоинспекторов сможет любой желающий. В инспекции считают, что нововведение в корне изменит ситуацию на городских трассах. А эксперты и водители опасаются, что это спровоцирует новый виток коррупции.
С неожиданной инициативой выступил сам начальник городской Госавтоинспекции Юрий Глинкин. Как пояснили в отделении пропаганды отдела ГИБДД управления МВД России по Кемерово, цель новшества — обеспечение безопасности дорожного движения.
По сведениям инспекторов, сейчас есть большое количество активных граждан, которые звонят на горячую линию с жалобами на нарушения ПДД. В качестве доказательств они предлагают записи с видеорегистраторов и фотоматериалы. Теперь у них есть законная возможность вступить в борьбу с хамством на дорогах.
Главная задача таких помощников — это фото- и видеофиксация нарушений. Эти материалы будут использоваться сотрудниками ГИБДД при возбуждении административных дел, по результатам которых виновных лиц можно будет привлечь к ответственности. Еще одной функцией волонтеров будет совместное патрулирование кемеровских улиц совместно с сотрудниками дорожной инспекции.
Вступить в народный патруль проще простого: достаточно обратиться в ГИБДД и заполнить необходимые бумаги. После того как документы проверят, водителю выдадут официальное удостоверение внештатного сотрудника УМВД России по городу Кемерово.
При отборе добровольцев будут учитываться личные и деловые качества кандидата. Откажут, если соискателю нет 18 лет, у него есть судимость или он сам является злостным нарушителем ПДД. При этом в ГИБДД оставляют за собой право проверять кандидатов через участковых полиции, а также по месту работы.
По последним данным, желание участвовать в народном патруле выразили 18 кемеровчан. В будущем их число планируется довести до 320.
Почему пришел? Порядка на дорогах очень хочется! Я с 18 лет за рулем. Никогда не было за мной ничего серьезного. А вот сам пострадал от пьяного водителя. Считаю, что многое у нас из-за того, что друг друга на дороге мало кто уважает. Вот в европейских странах я видел на дорогах гораздо больше машин, чем у нас. Но нет там столько ДТП. Как я заметил, всё от того, что там водители друг друга уважают.
В кемеровской ГИБДД уточнили, что опыт работы внештатных сотрудников уже был. Тогда на патрулирование одновременно выходили до двух десятков человек. А в некоторых городах области участники народного патруля помогали ГИБДД в поисках похищенных автомобилей.
Справка SmartNews
В конце 1990-х — начале 2000-х народные патрули существовали по всей России. Однако с помощью таких обществ добровольцев недобросовестные граждане массово получали удостоверения внештатных сотрудников ГИБДД. Поэтому довольно скоро патрули ликвидировали.
Хорошо помнят те времена автолюбители со стажем.
Помощники у ГАИ уже были в советское время. Ничего, кстати, плохого о них сказать не могу. Они даже лучше, чем автоинспекторы, понимали дорожную ситуацию и разбирались в автомобилях. Поэтому я за то, чтобы только тех, кто хорошо знает ПДД и устройство автомобиля, брали в помощники сотрудников ГИБДД. В текущей же ситуации, считаю, больше нужно смотреть на антикоррупционную составляющую этой инициативы. Никто не мешает полицейскому начальству «посоветовать» внештатным сотрудникам приглядывать за штатными работниками.
Актуальной становится эта проблема и сейчас. Кроме того, водителей интересует, какие полномочия будут у помощников инспекторов.
Меня прежде всего интересует, если они меня остановят, какие будут у них полномочия? Если он даже сообщает о нарушении, что будет приниматься в качестве доказательства? Вообще, для чего это делается? Для снижения аварийности на дорогах? Есть один простой способ снизить аварийность — прекратить торговлю водительскими правами. Я интересовалась. Основные нарушители — начинающие водители. И еще один момент. Нужно строже подходить к тем, кто разговаривает по мобильному телефону за рулем.
Отрицательно относятся к нововведению юристы и правозащитники.
— Если по-простому, то это возрождение доносительства. Что толку? На сайтах полиции давно есть раздел с видеоинформацией. Якобы туда каждый может отправить материалы, свидетельствующие о нарушениях. Я лично несколько раз отправлял видео с нарушениями со стороны работников ГИБДД, и ничего — нет результата! Всегда будет так — что дозволено Юпитеру… По сути же инициативы скажу, что мне как юристу не совсем понятен статус этих внештатных работников. Что они смогут делать? Сейчас на помощь сотрудникам ГИБДД пришли технические средства — видеорегистраторы, камеры слежения. В это всё вложены бюджетные деньги. Это должно работать. А внештатные сотрудники, они что? Будут на очередную камеру или мобильник фиксировать нарушения? В ГИБДД тогда обои можно будет на стены клеить с изображениями нарушений. Кому это надо? Вот если бы добровольных помощников использовали как лекторов по ПДД в школах, было бы больше пользы.
Возникает также еще ряд вопросов: насколько хорошо будет проводиться проверка добровольцев и не получится ли так, что удостоверение сотрудника МВД сможет купить кто угодно, включая преступников? Получат ли участники народного патруля все полномочия сотрудников ГИБДД — останавливать машины с проверками, проезжать на красный свет и выезжать на встречную в случае необходимости? Тогда уже говорить о безопасности на дорогах точно не придется.
Правда, в ГИБДД успокаивают.
Добровольный помощник сможет работать только под непосредственным руководством сотрудника ГИБДД, к которому он будет прикреплен. Самостоятельно он работать не сможет. И удостоверение его ничего не будет значить. Такая работа добровольная, безвозмездная. Кроме того, помощник сможет привлекаться только в свободное от основной его работы время (в случае если он работает). На дела с заведомо повышенным риском помощники привлекаться не будут.
Однако верится в такие заверения с трудом. Лазейка для коррупции при такой системе организации работы дорожной инспекции есть всегда.
Думается мне, что это не самая хорошая идея в РФ. Известно же, что разрыв большой между богатыми и бедным и людьми в нашей стране. И где гарантия, что в крови этого борца не взыграет банальная зависть? …Что получим в случае власти (возможности власти) у такого человека?
Кто был ничем, тот станет всем? Было уже и к чему привело известно тоже…
бедность и богатство — понятия относительные. У меня есть знакомый — владелец «заводов, пароходов», так вот он не считает себя богатым человеком. А с беспределом на дорогах надо все равно что-то делать.
По-моему госавтоинспекции сначала необходимо получить некий кредит доверия у автомобилистов, а потом уже привлекать к совместной деятельности. Пока инспекторы и их командиры будут покрывать друзей-нарушителей, покрывать друг-друга, эффекта от деятельности народного патруля не будет.
Видео
А в Красноярске народные патрули решили комплектовать из бывших сотрудников правоохранительных органов — чтобы избежать случайных людей.
Видео
В Тюмени к сотрудничеству с ГИБДД привлекают студентов.
10 комментариев к материалу.