В Кировской области готовятся запустить онлайн-сервис для обслуживания граждан, нуждающихся в защите их трудовых прав. На специальном портале любой гражданин сможет пожаловаться на работодателя и отследить последующие действия трудовой инспекции. Чиновники надеются таким способом устранить правовую неграмотность работающих.
В первую очередь, как рассказали SmartNews в областной инспекции труда, граждане будут проинформированы, на что обращают внимание инспекторы при проведении проверок. В результате работник сможет не только самостоятельно выяснить, насколько соответствуют условия его труда законодательству, но и проинформировать об этом инспекцию по труду.
В свою очередь, руководитель предприятия в «личном кабинете», открытом для него в онлайн-сервисе, сможет проконтролировать проведение мероприятий по устранению нарушений. Ведь пока главная проблема, с которой сталкиваются в трудовой инспекции, — правовая неграмотность населения.
Поставлена задача снизить правовой нигилизм граждан, да и самих работодателей, чтобы предотвращать дальнейшие нарушения трудовых прав. Правовая неграмотность граждан, занятых в различных сферах трудовой деятельности, просто поражает. В 90% случаев обращения граждан в инспекцию труда связаны с их низким уровнем правовой грамотности. Некоторые не знают совершенно банальные вещи, например минимальный размер оплаты труда, сколько дней отпуска им положено, требуются ли им средства индивидуальной защиты, то, что они должны проходить обучение. А там, где работа связана с опасными и вредными факторами, — там вообще лес работы в плане информирования и дальнейшего повышения уровня знаний населения.
На сервере будет представлено 20 наиболее распространенных конфликтных ситуаций, возникающих между работодателем и работником. Причем для каждой из них будет прописан алгоритм действий, которые должен предпринять работник для защиты своих прав.
Справка SmartNews
Электронная система позволит жаловаться на работодателя через интернет, причем обращение может быть анонимным. Если жалующийся сотрудник укажет свое имя, то, как предполагается, данные будут засекречивать, чтобы у него не возникало трудностей при поступлении на новую работу. В рамках сервиса будет создан также блок для работодателей, которые с помощью электронного инспектора смогут выявить нарушения условий труда и подготовиться к проверке инспекции.
В случае возникновения затруднений гражданин сможет получить консультацию в инспекции труда непосредственно с домашнего компьютера.
Там будет встроена очень серьезная информационно-поисковая система, которая зачастую поможет найти ответ, не обращаясь в трудовую инспекцию. Будет целый пул операторов на горячей линии, которые непосредственно в режиме онлайн будут консультировать. Такая возможность будет интегрирована в веб-сайт, на котором будет своего рода веб-чат. Это, безусловно, поможет и самой инспекции.
Что немаловажно, через службу «Электронный инспектор» можно будет подать жалобу в госинспекцию труда. Это особенно актуально для граждан, живущих в территориях, где нет ее офисов. Через компьютер гражданин сможет отслеживать и ход рассмотрения его жалобы.
Не секрет, что многим людям, живущим в удаленных местах, попасть в инспекцию труда, как говорится, не с руки. Человек сможет найти этот ресурс в интернете и найти ответы на многие вопросы, которые его беспокоят. Это очень серьезный проект, но если он будет правильно спланирован, с привлечением экспертов, научного сообщества, то он не будет дорогим. Ставится задача довести это дело до ума и чтобы эта система работала не год-два, а реально на долгосрочный период. Это не пиар-акция, а вектор стратегического направления. Я в этом уверен.
Видео
Служба «Электронный инспектор» будет напоминать уже известную в Кирове и других регионах электронную запись к врачу
Видео: Время Новостей/youtube.com.
Нужно любыми путями повышать правовую грамотность людей Тогда и работодатели не будут так нарушать. Надеюсь, что этот проект улучшит обстановку, сделает руководителей более честными.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе