В Костромской области в деревне Даравке, где нет не только дорог, но даже направлений, бывший глава поселения работает бесплатным водителем — на собственном ЗИЛе доставляет жителей и грузы к «большой земле».
Руины — так жители называют дорогу к деревне Даравке Кологривского района Костромской области. Пословица «Обещанного три года ждут» совсем не про них. Здесь асфальт обещали проложить15 лет назад, когда строили большую федеральную трассу. Теперь же вездеход, трактор или грузовик — единственное средство передвижения, по-другому в деревню просто не доберешься.
Самый плохой кусок дороги — это первые 7 километров от Даравки. Старой дороги вдоль Унжи больше нет, а новый грейдер от Кологрива к 1992ому не дотянули 7км и бросили. После позавчерашнего дождя это было сплошное месиво, с завязшей на первом километре от Даравки десяткой.
Бывшему главе деревни Даравки Юрию Николаевичу Котову 63 года. Десять лет он проработал главой поселения. Сейчас уже четыре года, как на пенсии. Главная его работа — «из болота тащить бегемота». На собственном 131-м ЗИЛе вытаскивает он всех застрявших по дороге в его родную деревню: летом — из непроходимой грязи, зимой — из сугробов.
Как-то ко мне в час ночи пришли пешком рабочие с завода. Говорят, застряли мы на Соболе в километре от твоего дома. Просили, чтобы вытащил их. Так я ночью с помощью троса и лебедки на своей машине их и вытаскивал. Потом слезно благодарили меня.
За неделю таких случаев — десятки. В бытность главой поселения не раз Котов лоббировал вопрос строительства дороги. Но 8 км районный бюджет так и не осилил. И теперь приходится бывшему «начальнику деревни» отвечать за связь с цивилизацией. Зимой он на своем тракторе расчищает дорогу до деревни, а весной и осенью — как дед Мазай, перевозит туда-сюда жителей и дежурит с тросом и машиной на случай, если кто отважится ехать своим ходом. «Все равно не проедут без меня», — смеется он.
Когда-то Даравка была культурным центром — с библиотекой, сельским клубом, больницей, но все это в прошлом. Сегодня живет в ней 45 человек. Из них только четверо работают, остальные — пенсионеры. Жилые дома рушатся, дороги нет. Если в засушливое лето еще можно проехать, то по весне дорогу размывает напрочь. Случись что — помощь только санрейсом. О том, чтобы в деревне появилась своя больница, жители даже и не мечтают. Просят, чтобы хотя бы раз в месяц приезжал врач.
Нам нужна дорога — сюда ни машина с продуктами не проедет, ни скорая. Если с кем сердечный приступ — умереть можно. Единственное средство связи — Юркина машина.
Без Юры мы никуда. Не будь его — померли бы! У соседки моей инсульт был, скорая не могла проехать. Так Юрий Николаевич вез ее до нормальной дороги, где ждала скорая.
Раз в неделю, в хорошую погоду, в Даравку привозят продукты. Основной набор — крупы, мука, консервы. Если уж деликатесов захочется или из одежды что детям нужно — опять к Николаичу. Он или сам привезет, или организует на своем ЗИЛе коллективный рейс на рынок, в райцентр. Уезжать из этих мест коренные жители не хотят. У Юрия Николаевича два сына, зовут к себе, в Ярославль. Но он отказывается.
Здесь чистая вода, хлеб из печки, свежий воздух. Хоть и кулига, места здесь красивые. Часто приезжают люди, чтобы купить участок, но уезжают ни с чем. А причина все та же — нет дороги. И таких мест, как у нас, в стране великое множество — Россия всегда славилась дураками и дорогами. И остается надеяться только на себя и не сдаваться.
Видео
Справка SmartNews
Изолированные деревни вроде Даравки носят свое северное название — «кулига». Кулига — починок, выселок или деревня в лесу. Отсюда и пошло выражение «У черта на кулижках (на куличках)», то есть неведомо где.
Сколько таких медвежьих углов в нашей многострадальной стране, а в Костромской области таких заброшенных «кулиг», десятки.Ведь должна же в области быть программа дорожного строительства,для ликвидации бездорожья. Безусловно, для этого нужны средства, но можно же первое, что сделать, грейдером выровнять и приподнять дорожное полотно, обустроить кюветы, а далее по возможности подсыпать гравием, дресвой. Речь не идет об асфальтированной дороге, а сделать ее хотя бы проезжей.Ведь Юрий Котов, (спасибо ему) не всегда будет исправлять бестолковость властей.
Эко невидаль!
Где-то недалеко, тоже в костромской земле, у реки Мера живёт в деревне гений балета Владимир Васильев. Между прочим, тоже пользуется не Лэнд Крузерами и кроссоверами, а нашей ГАЗ-66 (причём б/у, насколько понял) — иначе не проехать. Кстати, ГАЗ-66 в таких условиях лучше ЗиЛа.
А возьмите Томскую область, в Костромской хоть на грузовике проехать можно, а на север Томской — только по зимнику или на лодке. А в других регионах, думаете, нет такого? Да сколько угодно. Куда-то только зимой проехать можно, куда-то только летом
Вот вам и цивилизация — сто километров вглубь, и все, у смартфона перед молотком никаких преимуществ, молотком так даже сподручнее гвозди забивать.
10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе