Костромская земля славится местами, где, по легендам, закопано множество кладов и сокровищ. В основном это тайники с деньгами и драгоценностями, спрятанные нашими предками до лучших времен. Но опытные кладоискатели уверены: есть здесь и легендарные клады, такие как золото Степана Разина.
Благодаря своей богатой истории Костромская область — один из самых излюбленных регионов у кладоискателей. Каждый год сюда устремляются сотни охотников за сокровищами изо всех уголков нашей страны.
Много кладов находили и находят. Но еще больше остаются сокрыты до поры до времени от человеческих глаз. О них рассказывают легенды, которые переплетались с былью и становились реальнее, чем быль.
Согласно преданию, близ реки Пыщуг жил один разбойник, который закопал бочонок с золотом и серебром XVII века, а имя его, по многим легендам, — Степан Разин. Тот самый, который ограбил монастырь и бросил колокол в озеро. По официальной версии, никто не знает, где был зарыт клад, но историки рассказывают легенду.
На восточной стороне озера есть камень велик, а на камне — зарубки, вроде бы как крест, а от того камня идти к берегу, и у берега будут уступчики. С последнего уступа можно достать клад, а последний уступок на сажень в воде. Кто достанет — одна десятая себе, остальное отдай на дела Божьи. А колокол в озере издает гул каждый год в Успеньев день.
Ежегодно в село Успенское Костромской области — именно здесь, согласно исторической литературе, бывал знаменитый Стенька Разин — приезжают кладоискатели, чтобы попытать счастье в поисках зарытых сокровищ. Как уверяют краеведы и кладоискатели, откопать хороший клад можно только на глубине 3 м. А что было ближе к поверхности, всё уже выкопали.
Кладоискателям поле деятельности поистине огромно. Им еще рыть и рыть. Клады есть повсюду. Однако следует различать особые тайники, куда в разные эпохи намеренно прятали деньги и драгоценности.
Много легенд ходит и вокруг старых храмов Галичского района. Не зря вот уже почти 10 лет подряд, в начале августа, сюда приезжают очень странные молодые люди. По рассказам галичан, они не только чудно выглядят, но и ведут себя не совсем обычно.
Мы когда их первый раз здесь увидели, немного удивились. Одеты они все как-то одинаково — в тельняшках. А некоторые могли нацепить на уши носки и так проходить целый день. Играли очень забавно они. Не то чтобы мы их боялись, но немного сторонились. А сейчас поняли, они ребята хорошие, да и дело делают благое.
На самом деле «странные ребята» — юные археологи. С 1994 года в Галиче проходят раскопки. Места всегда согласованы с Костромской епархией, потому что обычно работы ведутся на культовых объектах или их руинах. Археологи, как правило, школьники 8–11-х классов, а также примкнувшие к ним студенты — выпускники тех школ, где когда-либо работал руководитель и идейный вдохновитель раскопок кандидат исторических наук А.Г. Авдеев.
Мы не находим здесь сундуки с драгоценностями, мы не находим здесь килограммами старинные монеты. Здесь ценность в другом. Ведь наша цель не состоит в том, чтобы быстро выкопать ценные находки, а чтобы найти в культурном слое осколки прошлого, которые бы могли рассказать о том, кто здесь жил раньше.
Так, зачастую маленькому кусочку чернолощеной (покрытой черным лаком) керамики археолог будет радоваться сильнее, чем екатерининскому пятаку. По неприглядным, на первый взгляд, находкам можно узнать больше о жизни города, чем по целому кладу.
Но есть в Костроме и профессионалы по поиску кладов. С лопатой и металлоискателем Джамиль Хайрутдинов проехал десятки существующих деревень и поселков Костромской области. И нашел несколько тысяч монет. 12 редких монет Джамиль принес из последнего похода.
Судя по местности, эти монеты были закопаны где-то в районе огорода, другие были зарыты прямо во дворе.
Находить зарытые в земле деньги для него не хобби, а работа. В арсенале — 3 лопаты, лом и два металлоискателя. Последний показывает глубину зарытой монеты и ее размер. Впрочем, главным инструментом кладоискатели называют исторические сведения из старинных книг и карт. Любовь к истории, как и навыки работы с новыми гаджетами, кладоискатели передают своим детям. Кладов на костромской земле хранится столько, что и следующему поколению останется.
Главное сокровище — история костромских деревень и древние карты. Многое зависит от года создания деревень. То есть если, допустим, они были образованы в XVII веке. Очень много попадается монет петровского периода.
За 20 лет через руки Джамиля Хайрутдинова прошли тысячи монет. Самая ценная — XVII века и с чеканкой на ребре. Сам он денег на ветер не бросает: всё, что нашел на раскопках, продает коллекционерам или обменивается.
Монеты расходятся быстро, поскольку со временем появилась тенденция к фальшивомонетчикам. Поэтому люди знают, что я со своей группой нахожу только подлинные монеты.
Как у настоящего кладоискателя, у Джамиля свои приметы, где клад зарыт.
Если начинает греметь гром и начинается дождь, то в этом месте надо тщательно искать, здесь обязательно что-нибудь найду.
Путь всех своих находок Джамиль с помощниками отмечает на карте старинной Костромской области. На новой карте половины деревень уже не существует.
Люди, которые занимаются кладоискательством, они отыскивают старые карты, сравнивают их с новыми картами, и те населенные пункты, которые исчезли, вот те места они отмечают и едут именно туда.
Копать тоже нужно правильно. Совком или лопаткой срезают землю горизонтально почти по столовой ложке. Только так случайную находку не повредишь.
Каждый кладоискатель — еще и коллекционер находок. Джамиль Хайрутдинов, например, собирает православные символы. Один из самых редких экземпляров в его коллекции — перстень, которому 1000 лет. Все артефакты кладоискатель нашел, не выезжая за пределы Костромской области.
1 комментарий к материалу.