В Костромской области, в поселке Красное-на-Волге, проходят празднования Летних, или Зеленых, святок. Самый женский праздник со своими обрядами и традициями длится почти пять недель.
Почти месяц поселок Красное-на-Волге в Костромской области стоит пустой. Вернее, на улицах и в огородах остаются только мужчины, занятые повседневными делами, а вот женщин совсем не видно. Все девушки, девочки и женщины собираются на берегу Волги и проводят там большую часть дня, потому что в этом месте, в поселке Красное-на-Волге, проходит месяц Зеленых святок, это женское время таинственных обрядов и ритуальных хороводов.
Справка SmartNews
У славян Зеленые святки были главным рубежом между зимой и летом. Больше известный под названием Семухи, Троицы, Куста, Русалки, праздник отмечают на седьмой и восьмой неделях после Пасхи. Начало Зеленых святок приходилось по старому стилю на период с начала мая по конец июня. Их продолжительность зависела от Пасхи: если Пасха, а значит, и Троица была ранней, то Святки могли длиться почти месяц, а если поздней, то около двух недель.
По преданиям, в праздник нужно приветствовать первую зелень и начало полевых работ. Но в этом году Семик пришелся на вторую половину июня, когда посевная уже закончилась. Сам праздник состоит из нескольких обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумления, похорон кукушки (Костромы или Русалки). Береза всегда считалась символом неисчерпаемой жизненной силы.
Повяжу я, повяжу я
На березе ленты шёлковы,
На березе ленты шёлковы.
С лентой красной, с лентой красной
Загадаю добра молодца,
Загадаю добра молодца.
Все березы в Красном-на-Волге стоят в красных и желтых лентах. Красный — цвет любви. Именно с этой ленточкой в руках загадывают желание на суженого. Желтая лента — дань языческим традициям. Ярило — бог солнца, как и бог плодородия, тепла и физической любви, — всегда был особо любим славянами.
В семицкой обрядности самым ярким и поэтичным было завивание березки. Девушки и сейчас завивают ветви плакучей березы в венки, переплетая их с травой, цветами и разноцветными лентами, к которым привязывают небольшие колокольчики и бубенчики. И целуются через такие венки. Это называется «кумиться».
Мы с подружкой моей Викой плели венки на березах с ленточками. А потом через них целовались. Это значит, что мы закумились. А раз мы уже и так подружки с детства, то решили, что, у кого первого родится ребенок, вторая будет крестной мамой.
Традиция у нас такая в Красном. Жарят девушки «бедную яичницу» из двух яиц. То есть яйца и соль. И всё. Считается, что курица много несет яиц. А значит, много деток будет, много радости и счастья.
А еще о сию пору русалки-водяницы выходят из водоемов — водят по берегам рек да озер навьи хороводы. И любят подшутить над незадачливыми поздними путниками. Если попадется такой — защекочут до смерти или под воду с собой утащат.
Справка SmartNews
Зеленые святки завершались обрядом похорон или проводов Костромы. Образ Костромы связан с завершением Зеленых святок, обряды и ритуалы часто принимали форму ритуальных похорон. Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми ветками в руках. Ее выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после чего начинали кланяться, оказывать знаки почтения. «Умершую Кострому» укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где Кострому пробуждали, а празднование завершалось купанием. Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы. В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку. Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придет на землю, принеся плодородие полям и растениям.
Видео
Зеленые святки, Костромская область
В ночь на летний солнцеворот — кульминация периода Зеленых святок — полагается не спать: нужно караулить встречу месяца с солнцем, чтобы видеть, как «солнце грае». Славяне уходили на святилища, на обрядовые холмы, посвященные богам и предкам. Называются они по-разному: Ярилина горка — это возле Переславля-Залесского (в 180 км от Костромы), знаменитый Синь-камень — священный камень-требник, лежавший на святилище в честь русского бога Ярилы и унесенный христианскими монахами с языческого святилища на берег Плещеева озера, или Лысая гора близ Саратова.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе