В поселке Красное-на-Волге под Костромой объявила новый набор единственная в России народная школа древней иконописи. Там всех желающих — школьников и студентов, бухгалтеров, продавцов, медсестер — учат писать лики святых по традициям XIII–XVI веков.
Научиться писать иконы за два года — задача на первый взгляд непостижимая. Но в красносельской школе говорят, что все возможно и все в руках Бога. В Богоявленском храме Красного-на-Волге уже третий год существует уникальная школа иконописи — первая и единственная народная школа в России.
СПРАВКА SMARTNEWS
Иконописание — вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.
Обучение в Красносельской школе ведется на основе древних традиций XIII–XVI веков. Медсестры, бухгалтеры, продавцы, студенты и школьники — интересуются иконописью совершенно разные люди, главное условие — нужно иметь хоть какой-то художественный опыт и быть крещеным. Возраст и пол значения не имеют.
Идея создания иконописной школы возникла еще в 2007 году во время реставрации храма Богоявления в Красном-на-Волге. Именно тогда стало очевидно, что сейчас стиль письма икон сильно изменился и мастеров, способных создать икону в стиле XVII–XIX веков, почти не осталось.
Иконопись в массы несет Александр Кошельков — известный мастер, выпускник Красносельского училища художественной обработки металлов. Знания высочайшего класса в написании ликов Александр Михайлович получил в православном Серафимовском братстве Костромской епархии Русской православной церкви. Метод письма соответствует древней традиции византийско-русской иконописи. Обязательно присутствуют алые цвета. Перед работой обязательно молятся и получают благословение.
Нужно написать икону так, чтобы людям захотелось помолиться ей, мы все-таки святых изображаем, а не просто портрет. Поэтому в этом особенность, в этом сложность. Изображение святого — это значит отображение человека, его внутреннего мира, того, к чему мы стремимся.
Икона должна быть выполнена только вручную. Так она получится живой, говорят мастера. Материалы используют исключительно натуральные: доска только из липы, льняная паволока, глина, золото, минералы. Автор должен быть очень аккуратным. Стоит чуть переусердствовать — и работу придется начинать сначала. Готовую икону покрывают олифой, чтобы защитить от повреждений.
Когда школа только открывалась, здесь рассчитывали увидеть более взрослых учеников. Но совсем неожиданно для организаторов к иконописи вдруг потянулись местные подростки. 14–16-летние сельские школьники решили попробовать себя в таком необычном деле. Поэтому в учебную программу даже пришлось включать и воспитательный момент. Например, предмет «духовно-нравственные основы культуры России».
Иконопись — это не хобби, а дело души. Многие художники, которые пишут иконы, пишут свой внутренний мир, и уже через него получается вот это развитие. Естественно, это великое таинство!
Характерная духовная насыщенность образа, удлиненные, изысканные пропорции фигур, подчеркнутая грация движений, гибкий, плавный рисунок, чистый колорит с нежными зелеными, розовыми, голубыми и желтыми тонами, придающий иконам особую музыкальность, — такими получаются лики учеников костромской школы древней иконописи.
Татьяна Власова, выпускница школы, за два года обучения написала два образа — ангела-хранителя и Федоровскую икону Божией Матери.
Сначала просто рисуешь, потом уже возникают вопросы, которые просто интересно знать. Когда мы пишем образ иконы на доске, мы пишем себя.
В мастерской, где работают начинающие иконописцы, царит особая атмосфера набожности и чистоты, там не допускаются ни ссоры, ни бранные слова.
Труднее всего передать выражение умиротворения и спокойствия святых.
Когда пишешь икону, это состояние похоже на молитву. Лично мне эти занятия помогают отвлечься от мирских проблем.
Сначала ученики делают заготовки и копируют иконы. К более сознательному созданию икон, а точнее пока это называется учебный рисунок, ученики приступают только на второй год обучения.
Видео
Народная школа древней иконописи в поселке Красное-на-Волге
Сейчас иконописная школа в Красном-на-Волге объявила новый набор. Но это не значит, что те ученики, которые учились там до этого, покинули стены мастерской. Здесь нет официально выпускников. Как говорят мастера, написанию святых образов нужно учиться всю жизнь.
Не боги горшки обжигают. Творчество в любом виде способствует внтуреннему развитию человека. Может потом кто-то из учеников этой школы от иконописи перейдет к картинам и станет гениальным художником. Почему нет?
Закономерно, что под Костромой.
В Ипатьевском монастыре чу́дное собрание старых икон, большей частью из-под Галича. Там много их сохранилось. Только если туда ехать, лучше самостоятельно, без экскурсии — экскурсии пролетают как пули, ничего толком и не увидишь, а мы из небольшого музея два дня не вылезали.
Думаю, там есть чему поучиться и с чего брать пример начинающим иконописцам
Закономерно, что под Костромой.
В Ипатьевском монастыре чу́дное собрание старых икон, большей частью из-под Галича. Там много их сохранилось. Только если туда ехать, лучше самостоятельно, без экскурсии — экскурсии пролетают как пули, ничего толком и не увидишь, а мы из небольшого музея два дня не вылезали.
Думаю, там есть чему поучиться и с чего брать пример начинающим иконописцам
Фото от Анатолий Губарев
Замечательная идея. Поселку под Костромой срочно нужно возводить гостиницу или общежитие, потому что желающих освоить азы этого ремесла в России очень много.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе