Ученые нашли потомков моряков, служивших на легендарном военном линкоре «Императрица Екатерина Великая». Корабль участвовал в различных сражениях Первой мировой, а во время Гражданской войны был переименован в «Советскую Россию» и потоплен по решению правительства в водах Черного моря. Сейчас принято решение поднять «Императрицу» на поверхность и превратить в музей.
Экспедиция «Раскрывая тайны “Императрицы Екатерины Великой”» стартовала весной этого года, о чем уже писал SmartNews. В мае 1918 года корабль был специально затоплен. Тогда экипаж в составе более 1200 человек добровольно покинул судно. Линкор «Императрица Екатерина Великая», по словам участников подводной экспедиции, находится недалеко от берега. Судно лежит на глубине 40 м кверху килем. Даже под слоем ила боевой корабль поражает своими размерами: длина — 170 м, максимальная ширина — 28 м. Судно достаточно неплохо сохранилось. Спущенный на воду в 1914-м, линкор испытал себя в Первой мировой войне и доказал звание одного из самых мощных для своего времени боевых кораблей Черноморского флота.
Многие подводники-исследователи называют этот корабль капсулой времени, так как он хорошо сохранился. Я бы сказал, что это единственный корабль такого боевого класса, который дошел до нас практически в непотревоженном виде. Линкор был укомплектован всем имуществом, поэтому корабль можно назвать своеобразной капсулой времени, которая хранит предметы и документы 1918 года. Несмотря на взрывы, корабль оказался очень прочным. Всем, кто интересуется историей военных кораблей, я бы рекомендовал почитать воспоминания командира эсминца «Керчь» лейтенанта Кукеля.
В этом году участниками экспедиции был исследован корабль, найденные документы и артефакты были отданы в местный музей. Теперь же участники экспедиции «Раскрывая тайны “Императрицы Екатерины Великой”» пытаются выяснить судьбу экипажа.
Мы хотим, чтоб этот корабль был всегда с нами. К 100-летию корабля, в следующем году, мы хотим создать мемориальный комплекс «Императрица Екатерина Великая — Свободная Россия», чтобы он напоминал жителям нашей страны об этом уникальном боевом корабле, о его героическом прошлом. Учитывая, что наш проект социально важен, он получил широкое освещение в средствах массовой информации. И вот недавно нам позвонила Ирина Владимировна Савченко (Еремина). Она посмотрела один из наших сюжетов по одному из федеральных каналов — репортаж об экспедиции «Раскрывая тайны линкора “Императрицы Екатерины Великой”». Оказалось, что ее дед служил на линкоре с момента спуска корабля на воду, с 1914 по 1918 год, вплоть до того момента, как военный корабль был затоплен. На самом деле это так важно — проследить человеческие судьбы военных моряков и офицеров этого корабля. Живут потомки, которые знают и помнят, что их предки служили на линкоре. Для нас это более ценно, нежели даже экспозицию выставить или поднять со дна какие-то артефакты, потому что человеческое отношение и память потомков главнее. Поэтому мы очень надеемся на то, что и другие потомки офицеров и моряков легендарного линкора откликнутся.
По словам Ирины Владимировны, ее дед, Андрей Никитович Еремин, родился в 1893 году и ушел служить в армию в 21 год. В сентябре 1914 года он попал электриком на линкор, но в сентябре 1917-го молодого человека ждало повышение — он занял должность старшего электрика и прослужил в ней до мая 1918 года, до момента затопления корабля.
Посмотрела сюжет по телевидению и поняла, что экспедиция заинтересовалась судьбой экипажа линкора. У меня сохранился военный билет деда, где написано, что он служил на линкоре «Советская Россия». Есть также записи, что он как раз после того, как был затоплен корабль, в мае 1918 года, был демобилизован оттуда. Потом дедушка оказался на курсах в школе подводного плавания и служил на Балтике. Есть также фотография с экипажем и надписью на обратной стороне: «В память о службе на линкоре “Императрица Екатерина Великая”». Но она очень плохо сохранилась, почти лиц не разобрать. Вот я и позвонила в краснодарское отделение Русского географического общества, которое занимается этим исследованием.
Среди вещей деда, которые сохранились у жительницы Курска, военный билет, фотографии линкора и членов команды.
Архив, можно сказать, ко мне перешел по наследству. Мои бабушка с дедушкой всю жизнь учительствовали, а мы вот с сестрой стали экономистами. Никто из нас свою жизнь ни с морем, ни с профессией учителя не связал. У дедушки с бабушкой трое детей было, но выжил только один ребенок, наш папа, который закончил Воронежский сельскохозяйственный институт, он был инженером. Я плохо помню своего дедушку, я совсем маленькой была. Бабушка была из состоятельной семьи, сестры и братья были образованными, работали учителями и инженерами-путейцами на железной дороге. Три сестры и два брата, они общались. Моя бабушка рассказывала, перед тем как встретиться с дедушкой, они гадали на Крещение с девчонками и вышло так, как будто ее будущий муж — человек в шинели. Она никого из военных в то время не знала. А в ноябре приехал в деревню мой дедушка, познакомились и поженились. Они любили друг друга очень. Всю жизнь прожили в мире и согласии.
Видео
Съемка одного из первых погружений на линкор «Свободная Россия»
Видео: Белый Кит/youtube.com
Удивительная история об электрике Линкора. Так трогательно, словно прикасаешься к истории. Очень хорошая затея поднять корабль и сделать из него музей.
Над некоторыми вещами время не властно, так и «Императрица Екатерина Великая» осталась не тронута ни морем, ни годами.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе