Прах воина. Житель Крымска нашел в огороде древнюю погребальную урну

9
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Житель кубанского Крымска обнаружил на своем приусадебном участке древнюю глиняную урну. Сосуд для погребения попался крымчанину примерно на глубине 50 м, когда он рыл колодец. Музейщики, оценившие находку, обнаружили там человеческие останки и обоженные детали оружия. По мнению экспертов, останки принадлежат воину-кочевнику, погребенному в соответствии со специальным ритуалом.

Крымчанин Олег Кузьменко, копая колодец для врезки в водопроводную трубу у себя в огороде, случайно обнаружил что-то твердое, поначалу напомнившее кусок гальки. После пристального осмотра находка оказалась кувшином. По его словам, он даже и предположить не мог, что это древняя погребальная урна с примерной емкостью около 10 л.

Когда вытащил из земли, почему-то сразу подумал, что этот кувшин имеет археологическую ценность. Конечно, мысли были разные, в какой-то момент даже подумал: клад. Когда высыпал содержимое, обнаружил различные предметы из железа, крошево костей, в ту минуту и подумать не мог, что это останки человеческие. Раньше читал об обрядах, которые, как правило, были связаны с погребением животных. В музей обратился, чтобы пролили свет. Потом мне историки рассказали, что во время обряда, когда кремировали человека, его клинок тоже умирал, его загибали в дугу и складывали все это вместе в погребальную урну. Хочу подчеркнуть, что воин сжигался на костре со всеми своими воинскими атрибутами. Даже трудно представить, что в такую урну мог поместиться человек.

Найденные исторические ценности Олег Владимирович Кузьменко передал Крымскому краеведческому музею. Сотрудники музея сразу оценили находку и поняли, что артефакты относятся примерно к IX–XI векам нашей эры. Более точную дату установят специалисты из Краснодара.

В прошлые времена мы, конечно, многие части подобных предметов находили на территории города, но в данном случае у нас есть теперь полный комплекс предметов древнего погребения.

Дело в том, что металлические предметы, побывав в огне, получили окисленную поверхность, собственно, это и предотвратило их от коррозии. За столько веков металл бы попросту разрушился. Именно процесс окисления их сохранил, а также уберег от грабителей.

В урне были останки человека, ведь на костре человек полностью не сгорает. Крупные кости лишь обугливаются и остаются. Кроме того, все вооружение, которое было на нем, было также сложено в эту урну. Мы нашли легкую саблю с односторонней заточкой, узкий такой длинный клинок. У этой сабли полный набор ножен: окантовка, обоймица ножен, с помощью которой подвешивали к поясу, крестовина, ограничивающая рукоятку, и окантовка рукоятия, что также редко очень встречается. Было найдено лезвие обычного ножа, которым, по всей видимости, пользовались как столовым прибором или применяли в хозяйственных целях, а также медная бусина-пуговица — скорее всего, она служила оберегом от злых духов. Два наконечника стрелы, пряжка ремня и детали не совсем понятного назначения, видимо, последними склепывались какие-то кожаные части снаряжения, возможно, это были застежки, допустим, плаща или меховой шубы, которые воин мог накидывать на себя, наподобие большой булавки.

Смысл ритуального обряда, по мнению ученых, состоял в том, что душа оружия соединялась с душой воина. Для грабителя же окисленный металл не представлял никакого интереса.

Меньше метра в глиняно-песчаном грунте находка хранилась. Это, кстати, недалеко от реки, метрах в ста. И грунт там типа речных наносов. Наша река Адагум очень часто меняла русло, могла гулять вправо и влево, у нас, видимо, наводнения случались во все периоды истории. И поскольку в свое время урна заполнилась такой смесью и давление было равномерным, по этой причине ее не раздавило грунтом. В разбитом виде такие урны встречаются довольно часто и на территории Крымского района, и в предгорьях. Мы с коллегами, например, встречали их раньше, пытались даже собирать и склеивать, а тут совершенно целенькая.

По мнению экспертов, находка уникальна еще и тем, что она сохранилась в первозданном виде, не разукомплектована. Наглядно видно, что все ритуальные атрибуты присутствуют в неразграбленном виде. Крымский краеведческий музей получил редкую находку — древнюю урну с полным набором предметов ритуального характера, не разрозненных.

Житель нашего города не только сохранил найденные артефакты и передал музею, но еще побеспокоился об останках найденного воина. Он пошел на кладбище, договорился с директором, и прах древнего воина покоится теперь там. По нашему Крымскому району гуляют сотни «черных копателей», грабят могильники вовсю, а тут, я считаю, человек поступил очень порядочно и благородно.

— Найденная на территории Крымского района погребальная урна переворота в науке не делает. Это обычная погребальная урна VIII–X веков н. э. Население, которое проживало на этой территории, перекочевало с Поволжья. В урну ссыпали прах погребального костра, где сгорали косточки. А кроме того, в погребальный костер клали оружие, конские доспехи; если это была женщина, обязательно присутствовали украшения, орудия труда иногда. Все это сгорало в костре, частично клали все вместе с прахом, а частично, если сабля, ее сворачивали в узел, помещали сверху урны или рядом. Вот такой был обычай, назывался «трупосожжение», если говорить археологическим языком. Одним словом, кремация. В Крымском районе они встречаются довольно часто, там есть могильники. Недалеко, также в Лабинском районе, есть подобные могильники. То есть такого рода памятники нам известны. Когда археологи раскапывают могильники, кости черепа, обеих рук и ног, а также таза забираются для антропологического исследования почти всегда. В редких случаях, когда нет определяющего состава костей, например только ребра или только одна косточка и плохой сохранности, их перезахоранивают в определенном месте, на плане ставят специальную отметку, куда перезахоронены кости. В нашем случае практически это был пепел, в таких случаях мало кто их изучает. То, что захоронение сделали в Крымске, — это очень хорошо, отнеслись с уважением к пеплу когда-то жившего человека.

Автор

Лидия Лепилова

Над статьей работали

Ксения Гагай, Нелли Шестопалова

1 комментарий к материалу.

Виктор Загвоздин 30 октября 2013, 13:26

ВИДИМО, СЛАВНЫЙ БЫЛ ВОИН, РАЗ ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ ВЫШЕЛ НАРУЖУ. ЗНАЧИТ УМЕР ИЛИ ПОГИБ НЕ БЕССЛАВНО. И ТЕПЕРЬ ПОЧЕТ ЕМУ И УВАЖЕНИЕ. КАК ВОИНУ!!

Добавить комментарий

Новое на сайте