Фото: alenka.ru
Жительница кубанской станицы Павловская Елена Головко требует признать ее фотографию прототипом рисунка девочки на обложке шоколада «Аленка». Для этого она уже обратилась в прокуратуру. Доказательством, по ее словам, могут служить ее детские фото, которые делал известный московский фотохудожник Александр Геринас.
Жительница Краснодарского края Елена Головко обратилась в прокуратуру с требованием признать ее прототипом девочки на обложке шоколада «Аленка». Сегодня Елена Головко на пенсии и в свои 55 лет готова побороться за первенство в шоколадной истории. Все детские фотографии она отослала на программу «Пусть говорят» и не боится встречи с остальными претендентками на образ знаменитой Аленки.
Родилась я в 1958 году в Саратове. С двух месяцев меня отдали в ясли, так как декретных отпусков тогда не было. Работала моя мама в саратовском издательстве «Коммунист» и потом часто вспоминала, как несколько раз в день прибегала с работы в ясли, чтобы меня покормить грудью. Декретный отпуск в те годы был всего несколько месяцев. Отец был художником- портретистом и много ездил по Советскому Союзу, выполняя различные заказы художественного фонда. Вот такая была у меня семья.
У художника Александра Рыбакова, отца маленькой Леночки, было много друзей в Москве. Елена Александровна предполагает, что отец, будучи портретистом, увидел в лице девочки некую каноничность образа идеальной советской девочки и обратился к одному из своих знакомых фотографов Александру Геринасу с просьбой сделать фотографию для конкурса, объявленного фабрикой «Красный Октябрь».
Если сравнить мою детскую фотографию и открытку 1962 года фотографа Геринаса, выпущенную Полиграфкомбинатом города Калинина, то можно увидеть, что части лица (глаза, губы, щеки, нос), абсолютно схожи, а косынка на Аленке точь-в-точь повторяет рисунок косынки, в которой в садике я танцевала танец матрешек (косынка и сарафан — это садовские атрибуты). На протяжении многих лет наблюдаю, как вокруг знаменитой девочки в пестрой косынке на этикетке шоколада «Аленка» ведутся дебаты о том, кто является прототипом данной девочки, и есть предположение, что это образ собирательный. На самом деле это точная копия моей фотографии, сделанной в 9 месяцев. Я прошу провести экспертизу подлинности фото и идентичности моей детской фотографии и лица с обертки шоколадки «Аленка». Более того, я готова предложить фабрике заключить контракт и продолжить данную серию шоколадки, возможно, назвав бренд «Бабушка Алена».
Официальная версия появления шоколадного бренда «Аленка», которой до сегодняшнего дня придерживается большинство источников, такова. В 1960 году фотожурналист Александр Геринас сделал снимок своей дочери Елены, которой на тот момент было 8 месяцев. Фотография удивленного младенца в пестром платке вскоре была опубликована в журнале «Советское фото», а в 1962 году — в первом номере журнала «Здоровье». В 1964 году советские кондитеры столичной фабрики «Красный Октябрь» разработали рецептуру шоколада с ярким кремовым вкусом, которому было суждено прославить снимок дочери Геринаса. Свое название — «Аленка» — этот шоколад получил в честь дочки Валентины Терешковой. Еще один шоколад — «Чайка» — кстати был назван по космическому позывному Терешковой. Первые этикетки «Аленки» не содержали изображения девочки и оформлялись в традиционном для того времени открыточном стиле — на память о 8 Марта, 1 Мая. Затем руководство «Красного Октября» решило, что у «Аленки» должно быть свое запоминающееся лицо. Так родилась идея применить при оформлении этикетки Аленушку со знаменитой картины Васнецова и дать такое же название шоколаду. Однако выяснилось, что шоколад с таким названием уже есть.
Фото: alenka.ru
И тогда руководство фабрики дало объявление в газете «Вечерняя Москва» о читательском конкурсе, призвав советских граждан присылать фотоснимки девочек, из которых отберут «фирменное лицо» шоколада. Фотографий прислали очень много. До того как появился всем известный образ, на упаковке использовали присланные фотографии, но недолго. В итоге шоколадка обрела лицо дочери Александра Геринаса, который в то время работал на фабрике фотографом и принимал участие в разработке дизайна этикетки. «Аленка» с изображением его 8-месячного младенца была выпущена в продажу в 1966 году. Обертку и по сей день украшает этот рисунок, правда с некоторыми изменениями.
Учитывая практически аналогичный прецедент в судебной практике по исковому заявлению Елены Геринас, я практически уверен, что нынешние претензии жительницы Кубани Елены Головко также будут отклонены судом.
Дело в том, что художник фабрики Михаил Маслов перерисовал фото восьмимесячной Лены Геринас, сделав Аленку голубоглазой, вытянув овал лица, увеличив верхнюю губу, изменив направление взгляда. И это, как оказалось, было сделано не зря: в феврале 2000 года художественная обработка спасла фабрику «Красный Октябрь» от выплаты повзрослевшей Елене Геринас 5 млн рублей. Наследница Александра Геринаса, умершего в 1984 году, подала иск о защите нарушенного авторского права к ОАО «Московская кондитерская фабрика “Красный Октябрь”», требуя компенсировать неправомерное использование своей фотографии.
Суд продолжался более двух с половиной лет. В итоге после искусствоведческой и фотопортретной экспертизы суд решил, что изображение на этикетке шоколада «Аленка» является новым творческим произведением. Примечательно, что факт возможного использования фотографии при создании этикетки суд не счел нарушением каких-либо прав, в том числе и имущественных.
Сходство конечно поразительное. Почему нет? Если экспертиза докажет, что именно Елена Головко стала прототипом «Аленки», она вправе требовать процента от дохода, который приносит продукция. В советское время таких коммерческих отношений не было, а сегодня при хорошем адвокате и такое дело вполне можно провернуть.
Сходство поразительное. Пожелаем удачи. Пусть в чей-то дом придет радость и достаток.
11 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе