С началом олимпийской стройки Сочи стал медленно, но верно преображаться. В итоге за последние семь лет на территории единственного в России субтропического курорта вырос новый город. За это время появились километры новых дорог, новый аэропорт, жилые кварталы и, конечно же, совершенно новое отношение жителей к своему городу. SmartNews узнал как плюсы, так и минусы этих перемен.
Городской реконструкции в таком масштабе Россия не видела со времен Великой Отечественной войны. Новый Сочи благодаря Олимпиаде получил более 360 километров дорог и мостов, 54 железнодорожных моста, более 200 километров железнодорожного полотна, 22 тоннеля, 480 километров газопроводов низкого давления, более 550 километров высоковольтных ЛЭП, более 60 объектов образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта. Уже созданная инфраструктура позволяет экономике Сочи работать успешно круглый год, считают чиновники.
Многое сделано в сфере строительства и ремонта социальных объектов: отремонтирован 681 многоквартирный жилой дом, отремонтировано 15 объектов здравоохранения, построены новые объекты на Красной Поляне, в Веселом, в Адлере и в Дагомысе. Отремонтировано 36 объектов образования, отремонтировано 19 объектов культуры, отремонтировано 9 объектов физической культуры и спорта.
Чиновники отмечают, что благодаря Олимпийским играм Сочи получил несколько современных многопрофильных учреждений здравоохранения. Краснополянская больница стала одной из самых высокогорных на побережье и одной из самых передовых и современных медучреждений в масштабах всей страны. В инфекционной больнице в Дагомысе установлено лучшее во всем Южном федеральном округе эндоскопическое оборудование. Сочинцы иногда сетуют на отсутствие квалифицированных кадров в новых и отремонтированных больницах, но эта проблема общая для всей страны.
Курорт
Сейчас в Сочи находится больше половины курортного потенциала всего Краснодарского края. Количество номеров и мест в гостничном фонде увеличилось вдвое. Незадолго до Игр классификацию прошли почти 900 гостиниц, а это порядка 50 тыс. номеров. Кроме того, реконструировали почти 40 гостиниц на 22 тыс. номеров. Все эти ресурсы, говорят чиновники, позволят развиваться Сочи как круглогодичному курорту мирового уровня.
В 2014 году летний сезон сложится очень непросто. Около 95% руководителей специально построенных под Олимпиаду гостиниц не представляют, какие цены на проживание и услуги выставлять после ее завершения. В прошлом году договоры вообще не заключались и не велось бронирование. Относительно того, кого ждать этим летом, мнения разделились: одни считают, что основная масса туристов не захотят рисковать и предпочтут проверенные старые гостиницы. Другие предполагают, что гости захотят посмотреть, что же мы тут понастроили, и заселятся в олимпийский номерной фонд. Кто прав — покажет время.
Гостиница «Богатырь» в Олимпийском парке в Сочи. Фото: Медиацентр Сочи
Ежегодное число туристов достигает 2,5 млн человек. Конечно, существенно ограничила приток гостей на курорт большая стройка, но уже с этого года власти Сочи ждут увеличения числа отдыхающих. Зато средняя заработная плата работников сферы туризма выросла более чем в два раза.
В Сочи вы сможете найти себе ночлег хоть за 20 тыс. в сутки, хоть за 1 тыс. рублей. Это только дело вкуса. О доступности цен говорит то, что даже пенсионеры из глубоких деревень средней полосы России приезжают сюда на отдых. А расценки на еду в кафе и барах — примерно такие же, как и в Краснодаре. Просто уже сложился такой стереотип, что в Сочи очень высокие цены, теперь приходится с ним бороться.
Спорт
На строительство главного стадиона Олимпиады — «Фишт» — вместимостью 40 тыс. зрителей не пожалели почти 800 млн долларов. Помимо церемоний открытия и закрытия, здесь пройдут игры чемпионата мира по футболу в 2018 году. Во дворце «Айсберг» вместимость составила 12 тыс. зрителей, а стоимость — почти 280 млн долларов. Здесь уже были разыграны первые медали — фигуристы в декабре 2012-го откатали финал Гран-при, а теперь пройдут олимпийские соревнования по фигурному катанию и шорт-треку. Главная хоккейная арена Олимпиады — ледовый дворец «Большой» за 300 млн долларов — вмещает 12 тыс. зрителей. Семитысячный дворец «Шайба», второй по значимости хоккейный стадион, изначально планировали разобрать и перевезти в Нижний Новгород, но потом экспертиза постановила, что «из-за особенностей фундамента перенос невозможен». Центр санного спорта «Санки», где пройдут соревнования не только по саням, но и по бобслею и скелетону, заявили как самый безопасный в мире. В России наконец-то появилась санно-бобслейная трасса, также здесь пройдет и чемпионат Европы в 2015 году. Керлинговый центр «Ледяной куб» — самая компактная арена Игр, на 3 тыс. зрителей. Неподалеку от моря построен конькобежный центр «Адлер-Арена». «Русские горки» возведены на стыке двух хребтов, где прыгуны с трамплина защищены от порывов бокового ветра. Горнолыжный центр «Роза Хутор» примет соревнования горнолыжников и сноубордистов.
Стадион «Фишт» в Олимпийском парке Сочи. Фото: Медиацентр Сочи
Город действительно очень сильно преобразился: новые дороги, развязки, магазины, стадионы. Спасибо Олимпиаде. Но вместе с тем, нельзя не отметить: ни одного нового парка, ни одного нового сквера, ни одного введенного бесплатного детского спортивного клуба. И самое противное — ни одного достойного и доступного пляжа, а те, что были в таком убогом состоянии, что просто жуть. И еще — цены на квартиры в Сочи к Олимпиаде почему-то даже не выросли. По-моему они были выше, когда в Гватемале объявили, что мы выиграли право проведения Олимпийских игр. Тогда даже цены на петрушку взлетели.
В Имеретинской низменности набережная получилась красивая, вот только какой от нее толк без пляжа? После строительства порта в устье реки Мзымта естественный намыв гальки прекратился и очередной относительно небольшой шторм отвоевал для моря еще несколько метров прибрежной полосы, обнажив завезенные валуны. В итоге один из лучших пляжей Большого Сочи шириной более 50-ти метров превратился в бетонную набережную с огромными валунами на берегу.
Транспорт
Развитию транспортной инфраструктуры курорта уделялось не меньше внимания, чем спортивной. По всему городу строились развязки и прокладывались новые дороги. Сочинцы надеются, что после завершения Игр это позволит распрощаться с порядком надоевшими пробками.
Доход таксистов в последнее время упал. Приезжих отваживают волонтеры, которых в городе уже как китайцев. Гостей Игр теперь бесплатно развозят почти 300 новых автобусов.
Вид на автомобильную развязку «Адлерское кольцо» в Сочи. Фото: Медиацентр Сочи
До Красной Поляны с Черного моря теперь можно доехать всего за 30 минут благодаря совмещенной дороге Адлер — «Альпика-Сервис». Это не только основная пассажирская магистраль Олимпиады, но и крупное звено в транспортной структуре Краснодарского края. Ее особенность в том, что автодорога идет параллельно ж/д путям. Старая дорога на «Розу Хутор» по своей траектории похожа на извилистую тропу. Новая же, длиной 48 километров, проходит в основном по эстакадам, тоннелям и мостам. Сквозь тоннели новый путь проходит по прямой. Водители с удовольствием отмечают, что по такой дороге ездить стало гораздо безопаснее и комфортнее.
А в городе и правда стало красивее. Даже на Голубых Далях появились прогулочные зоны. Сегодня ходила по адлерским Черемушкам, то же самое — красиво, уютно. По крайней мере на главных улицах становится красивее. Приятно удивило, что появилось множество скамеек. Для людей пожилых такая нечаянная радость.
Архитектура
Во всем городе в едином стиле обновили фасады, кровлю, придомовую территорию. Это коснулось и объектов культуры, образования и других учреждений. Властями было заключено более 3 тыс. соглашений, согласно которым собственники ремонтировали свои частные домовладения. Власти города даже распоряжались, чтобы жители перестали сушить на улице белье, чтоб не нарушать эстетику.
Семь лет назад тут везде росли виноград и инжир, но всю зелень вырубили, чтобы освободить землю под продажу. В реках грязь и мусор, неизвестно, сколько теперь нужно времени, чтобы у нас снова завелась рыба. Видимо, экология в последнюю очередь волнует организаторов этой Олимпиады.
На мой взгляд, большинство высотных зданий, которые сейчас появились в Сочи, совсем не идут этому городу-парку, хорошо, хоть буйная зелень смягчает общее впечатление. Еще один недостаток — санатории и гостиницы стали закрывать свои территории, и погулять по красивым местам получается не всегда. Зато появилось много новых достопримечательностей, например небольших скульптур, с которыми можно пофотографироваться. Появился уникальный вокзал, в Адлере построили массу дорожных развязок, а ведь раньше тут проехать было очень трудно.
Видео
Видео: Дмитрий Торощин/youtube.com
Надеюсь, что летом город Сочи будет доступен для туристов — имею в виду в финансовом плане. Вот тогда и можно оценить в реальности. насколько город изменился, и в какую сторону.
Для Сочи Олимпиада скорее всего станет новым толчком к развитию. Новые магистрали, дороги, гостиницы им прочая инфраструктура оставшаяся городу после Олимпиады еще много лет сумеют послужить на благо города.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе