В Краснодар приехала EL Lada — первый серийный российский автомобиль, работающий исключительно на электрической тяге. На Кубани электрокар продается в официальном дилерском центре АвтоВАЗа, пока только в единственном экземпляре. SmartNews провел тест-драйв «Эллады» и узнал, на что она способна.
Отечественный электромобиль создан на платформе другого детища АвтоВАЗа — Lada Kalina. Внешне они абсолютно ничем не отличаются, разве что у «Эллады» отсутствует выхлопная труба, а вместо крышки бензобака — электроразъем. Основное же отличие прячется под капотом — трехфазный асинхронный электродвигатель переменного тока мощностью 60 киловатт. Он эквивалентен двигателю внутреннего сгорания мощностью 80 лошадиных сил. На панели управления вместо тахометра расположен амперметр, вместо рычага коробки передач — джойстик, устанавливаемый в двух положениях. Двигатель и сопутствующая электроника созданы швейцарской фирмой MES-DEA. Аккумуляторы разработаны китайскими специалистами.
Кого может привлечь электромобиль? Прежде всего беспокоящихся за экологию людей. Но позвольте, чтобы получить электроэнергию, также нужно жечь топливо: основной вид получения электричества в России — это тепловые электростанции. Таким образом, нам не избежать выбросов продуктов распада в атмосферу.
«Эллада» поставляется в одной-единственной комплектации, так что появление кондиционера и прочие варианты апгрейда целиком зависят от фантазии владельца. На панели управления «Эллады» под магнитолой отсутствовала крышка, из открытой части парприза торчали какие-то провода. На вопрос, почему в новой машине уже чего-то не хватает, сотрудники автосалона сообщили о «незначительных неполадках в сигнализации».
Для экологии аккумуляторы тоже вредны. Их утилизация — сложный технологический процесс, который в нашей стране совершенно не налажен. Далее, я не представляю, как будет заряжаться литиевый аккумулятор зимой, при минусовых температурах? Это же просто невозможно.
Максимальная заявленная разработчиками скорость автомобиля составляет 130 км/ч. До сотни километров автомобиль разогнался за 14 секунд. Запас хода новинки на полностью заряженном аккумуляторе составляет 120 километров. Зарядку батареи можно проводить как на специализированных электрозаправках, так и от обычной розетки. Полностью зарядится батарея на электрозаправке за полчаса, а от бытовой электросети — за восемь часов. Расход электричества при использовании бытовой розетки идет из расчета 1 кВт/ч.
Прежде всего людей смущает ситуация с обслуживанием. Например, в Краснодарском крае отсутствуют электрозаправки. Кроме того, ремонт автомобиля придется осуществлять в Ставрополе, пока что только там находится ближайший специализированный центр. Конечно, со временем инфраструктура должна развиваться. Кстати, в Кисловодске несколько таких машин уже год работают в качестве такси.
Чтобы завести электромобиль, надо соблюсти ту же последовательность действий, что на машине с АКП: надавить на педаль тормоза, включить зажигание, перевести джойстик в положение D. Разгон у электрокара неровный — неторопливый старт, затем ощутимый рывок. Максимум, сколько удалось выжать из авто во время тест-драйва, — это 110 км/ч. Порадовало, что даже во время максимальной нагрузки электродвигатель работал намного тише своего бензинового собрата. По ходовым качествам и управляемости «Эллада» практически не отличается от своего автомобиля-донора — «Калины». Поставляется «Эллада» в одной комплектации, ее цена в Краснодаре составляет 975 тыс. рублей. На данный момент в России не предусмотрены какие-либо госпрограммы по стимулированию спроса на электромобили.
Видео
EL Lada. Тест-драйв
Видео: andreym1983/youtube.com
За эти деньги в Краснодаре можно купить новую Toyota Corolla или Toyota Camry в простой комплектации. Можно приобрести BMW первой серии или Peugeot 308 в сумасшедшей комплектации. Очевидно, что на авторынке конкурировать «Элладе» будет очень и очень непросто.
Причиной, по которой электромобили пока не пользуются популярностью в России две — высокая стоимость и не налаженное техническое обслуживание. Первая преодолимо после выхода автомобили на устойчивый производственный поток. Вторая также решается быстро с учётом того, что сеть обслуживания автомобилей «АвтоВАЗ» с бензиновыми двигателями в России более-менее налажен. А зарядные станции появятся очень быстро, когда решатся вышеупомянутые причины. Что касается «экологических» страхов, то во-первых, даже на тепловых электростанциях за чистотой выбросов следить можно проще и надёжнее, чем за чистотой выхлопов миллионов бензиновых двигателей. Во-вторых, аккумуляторы для электромобилей постоянно совершенствуются, постепенно лишаясь вредных компонентов. Да и никто не запрещает создать при станциях технического обслуживания создавать пункты по сбору отслуживших свой срок аккумуляторов с последующим их уничтожением в заводских условиях. Было бы желание.
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе